0
1240
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

В дефиците – здравый смысл

Тэги: нижний новгород, энергетика



Ни для кого не секрет, что основополагающая цель любого бизнеса состоит в получении прибыли. Вместе с тем эффективность бизнеса – это не только высокая доходность, но и благополучие регионов, на территории которых он ведется, высокие показатели экономического и социального уровня жизни населения этих регионов.

В свою очередь, обеспечение благополучия региона – первоочередная задача власти, прежде всего региональной. Именно поэтому сотрудничество бизнеса и власти должно быть взаимовыгодным, перспективным и стабильным.

В действительности же регионы зачастую становятся полигоном борьбы бизнеса и местной власти, имеющей свои бизнес-интересы. В такой ситуации интересы региона оказываются отодвинутыми на второй план. В этом контексте обращает на себя внимание и один из ключевых российских регионов Российской Федерации – Нижегородская область.

К моменту назначения Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области в августе 2005 года он имел репутацию «крепкого хозяйственника». Однако годовщину своего назначения губернатор отпраздновал в обстановке жесткой критики со стороны министров правительства Российской Федерации за свою же хозяйственную деятельность. И, как оказалось, не случайно. Тогда в ходе заседания правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф пришел к выводу, что «область находится в критическом состоянии для региона с таким потенциалом». Он отметил, что Нижегородская область занимает 17-е место с конца в целом по России по количеству трудоспособного населения и 2-е место с конца – по демографическим показателям. В ходе заседания министры также обратили внимание на недостаточно высокие темпы жилищного строительства в области.

Ситуация в региональном сельском хозяйстве также не изменилась. Спустя год губернаторства Шанцева продолжилось снижение поголовья скота и производства мяса, в то время как в остальных регионах ПФО наблюдалась положительная тенденция развития АПК.

Что изменилось с тех пор?

В настоящее время в регионе огромное количество проблем, решение которых требует первоочередного внимания губернатора. Только в такой жизненно важной для региона (и для России в целом) сфере, как ТЭК, по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы дефицита энергомощностей, низкого уровня газификации отдельных районов области, недостаточной пропускной способности магистральных газопроводов, высокого процента износа основных фондов и проч.

В области впервые за два года резко подорожал хлеб. Теперь цена буханки и батона преодолела «психологическую» отметку в 10 руб. и доходит до 12 руб. Но обращает на себя внимание, что это подорожание – самое существенное за два года хозяйствования Валерия Павлиновича. И прогнозы специалистов в этом вопросе неутешительны: снижения цен не предвидится из-за ожидаемого неурожая зерновых.

А пока налицо только снижение инвестиционной привлекательности региона. В конце 2006 года национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало свой рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2005–2006 годы. Cогласно выводам экспертов рейтингового агентства после прихода губернатора Валерия Шанцева по инвестиционным рискам Нижегородская область переместилась с 8-го на 15-е место. А по инвестиционному потенциалу – с 6-го места (в 2004–2005 годах) на 11-е.

Одной из ключевых отраслей экономики Нижегородской области является сфера электроэнергетики. Важность отрасли заключается в том, что энергосистема Нижегородской области является дефицитной. Производство электроэнергии в области составляет 10 млрд. кВт-ч, что обеспечивает около 45% объема электропотребления. Недостающая часть электрической энергии поступает по сетям из смежных регионов. Согласно прогнозам электропотребление в регионе к 2012 году достигнет 30 млрд. кВт-ч. В условиях роста спроса на электрическую энергию постепенное повышение роли энергосбытовых компаний и улучшение условий в рамках их функционирования должны восприниматься как логические шаги. В действительности же есть большие основания подозревать, что в регионе создаются все условия для того, чтобы подвести сбытовые компании к банкротству.

13 июня 2007 года в Нижегородской области был официально объявлен конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика (ГП) электрической энергии. Решение о проведении конкурса было принято руководителем региональной службы по тарифам Нижегородской области в условиях отсутствия утвержденных Правил проведения таких конкурсов, задающих критерии конкурсантам. Поэтому складывается ощущение, что, руководствуясь непонятными мотивами, местная нижегородская власть в очередной раз демонстрирует свое полное безразличие к экономическим и социальным последствиям таких действий.

Наиболее ощутимыми результаты непрофессионального выбора ГП станут в период думских, а впоследствии и президентских выборов с отказами со стороны потребителей от оплаты услуг и последующими их отключениями. Похоже, с большой долей вероятности можно говорить, что искусственно создаются условия для привлечения недобросовестных и неадекватно оценивающих свои возможности организаций.

Несмотря на постановление правительства РФ № 450 от 16.07.2007 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.08. 2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», информационное письмо Федеральной службы по тарифам № СН-4030/13 от 12.07.2007, а также позицию Минпромэнерго России по указанному постановлению относительно сроков и условий проведения конкурсов, руководство области намеренно проводит конкурс, результатом которого могут стать непредсказуемые финансовые и социальные последствия для региона. Конкурс, итогом которого, по оценкам экспертов, явится дестабилизация социально-экономической и политической ситуации на Нижегородчине, в том числе значительные риски перебоев в энергоснабжении и возможный срыв выборов.


Неопределённость устранена
16 июля 2007 г. принято постановление Правительства Российской Федерации
№ 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования
розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»
23 июля 2007

В этой связи Департамент электроэнергетики Минпромэнерго России разъясняет:
С принятием данного постановления устраняется неопределенность, связанная
с исчислением сроков проведения первых очередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа
2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (в предыдущей редакции) было установлено, что первые очередные конкурсы на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков проводятся в сроки, предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными указанным постановлением (далее – Правила).
При этом исчисление сроков, предусмотренных для принятия решения о проведении очередного конкурса и проведения очередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков, привязывается Правилами к моменту окончания трехлетнего периода функционирования гарантирующего поставщика. В связи с этим возникала неопределенность с исчислением сроков
проведения первых очередных конкурсов, обусловленная тем фактом, что организации, осуществляющие в настоящее время функции гарантирующих поставщиков, не отбирались на трехлетний период.
Изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», предусмотрено, что первые очередные конкурсы на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика могут быть проведены в течение 2007 – 2009 годов. А если конкурс проводится в 2007 году, то его итоги должны быть подведены не позднее 25 августа, но с учетом следующей особенности: первые очередные конкурсы не могут проводиться ранее вступления в силу правил проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, поскольку нормативно-правовая база для проведения конкурсов, предусмотренная Правилами, до указанного момента не может считаться сформированной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
928
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
883
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
743
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
841

Другие новости