0
2283
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.12.2007 00:00:00

От цивилизованности к варварству

Яков Гилинский

Об авторе: Яков Ильич Гилинский - доктор юридических наук, профессор, руководитель Центра девиантологии Социологического института РАН.

Тэги: ксенофобия, насилие, антисемитизм, идеология


ксенофобия, насилие, антисемитизм, идеология В российском обществе нет недостатка в активных людях, вооруженных идеологией ненависти.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Ксенофобия (страх перед чужим, вражда по отношению к чужому) имеет давние исторические корни.

С первых шагов человечества зародились подозрительность и нелюбовь к «чужим», не «своим», нередко переходящая в открытую вражду (впрочем, это присуще всем стадным животным). Чужих следовало опасаться, убийство чужака в первобытном обществе (только ли?) не считалось преступлением. Вспомним поведение современных детей и подростков. Ребенок, только научившийся опознавать родных – маму, папу, бабушку, дедушку, – может заплакать при появлении «чужого», незнакомого. Дети постарше, видя на экране телевизора сражение, спрашивают взрослых: это наши? белые? красные? фашисты?

Со второй половины минувшего ХХ столетия такого рода преступления приобрели характер острой социальной проблемы. Тому есть как минимум два объяснения.

Во-первых, с развитием цивилизации, по мере либерализации и гуманизации межчеловеческих отношений, население развитых стран стало особенно болезненно воспринимать любые проявления ксенофобии и преследования на почве национальной, расовой, религиозной вражды, а также по мотивам гомофобии, неприязни к каким бы то ни было категориям населения (нищим, бездомным, инвалидам, проституткам и т.п.). Высмеиваемая подчас «политкорректность» людей западной цивилизации, недопустимость «обзывать» кого бы то ни было алкоголиком (лучше сказать – «У Джона проблема с алкоголем»), наркоманом («У Кэтрин проблема с наркотиками»), преступником («У Смита проблема с законом») – в действительности есть проявление подлинно человеческой толерантности, достойной уважения.

Во-вторых, одним из негативных последствий глобализации является усиление ксенофобии во всем мире. Глобализация ускорила миграцию, смешение рас, этносов и культур, религий и обычаев. Это, в свою очередь, приводит к взаимному непониманию, раздражению по поводу «их» нравов, обычаев, привычек, стиля жизни и т.п. Не миновала чаша сия и Россию. Между тем ксенофобия, нетерпимость во всех ее проявлениях служит серьезной угрозой существованию и отдельных обществ, и человечества в целом.

Новый термин – старое явление

В 1985 году впервые появилось словосочетание «преступление ненависти» (hate crime): Джон Конирс, Барбара Кенели и Марио Бьяджи опубликовали Hate Crime Statistics Act. В начале 90-х годов минувшего столетия термин hate crime приобрел легалистский (правовой) характер, включая законодательные акты. Криминализации подверглось прежде всего насилие по мотивам расизма, антисемитизма, а также гомофобии – враждебного отношения к гомосексуалистам. Так, в США к группам, совершающим преступления ненависти, были отнесены неонацисты, скинхеды и ку-клукс-клан. Прошло немного времени, и стал нарастать вал литературы, посвященной проблеме преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды и на почве гомофобии.

В действительности преступления по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды – «преступления ненависти» – были всегда. Достаточно вспомнить многочисленные религиозные войны, крестовые походы, межнациональные и межэтнические конфликты, погромы и преследования на почве антисемитизма.

Вот некоторые определения, которые рассматривает в своей книге о преступлениях ненависти Н.Холл: «криминальный поступок, который мотивирован по крайней мере групповой принадлежностью жертвы»; «насилие, направленное в отношении групп людей, которые в целом не одобряются большинством общества, которые испытывают дискриминацию в различных сферах деятельности»; «преступление ненависти включает акты насилия и устрашения, обычно направленные в отношении уже стигматизированных и маргинализированных групп».

В зависимости от уголовно-правового закона и доктринальных суждений различаются виды преступлений ненависти: по мотивам расовой, национальной, этнической неприязни или вражды; по мотивам религиозной неприязни или вражды; в отношении сексуальных и иных меньшинств.

На «животном» уровне ксенофобия и мотивированные ею преступления ненависти имеют «естественные» корни. Но человечество все же несколько отличается от других биологических видов (в лучшую ли только сторону – вот вопрос). И одно из свойств цивилизованного общества – преодоление, подавление нетерпимости к иным, развитие толерантности, терпимости.

Несколько условно можно говорить об объективных и субъективных факторах небывалого распространения ксенофобии и нетерпимости в России. И те, и другие факторы – тривиальны до неприличия.

На обочине жизни

Объективно нетерпимость, ксенофобия, злоба, зависть и как следствие – преступления ненависти, совершаемые по мотивам расовой, этнической, религиозной вражды, а также гомофобии – суть закономерный, необходимый и неизбежный результат непомерного разрыва уровня и образа жизни сверхбогатого меньшинства населения («включенных», included) и нищего или полунищего большинства («исключенных», excluded).

Этот разрыв, экономически отражаемый децильным коэффициентом (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей страны) и индексом Джини (показатель степени неравенства в распределении доходов), все возрастает, сопровождаясь ростом убийств, самоубийств, алкоголизма, терроризма и других девиаций. Например, по данным С.Олькова, за десятилетие – с 1990 по 1999 год – наименьший индекс Джини (0,218) был в 1990 году, и ему соответствовало минимальное количество зарегистрированных убийств (15 566), а в 1994 году при максимальном индексе Джини (0,409) было совершено наибольшее количество убийств

(32 286). Аналогичные выводы содержатся в исследовании И.Скифского за 25 лет (с 1980 по 2004 год). А теперь посмотрим, в какой мы «компании» по индексу Джини. К началу текущего столетия индекс Джини в России составлял 0,456, тогда как в Австрии – 0,309, в Германии – 0,283, в Бельгии – 0,250, в Японии – 0,249. Близкие же к российскому значения этого показателя были в Боливии (0,447), Иране (0,430), Камеруне (0,446), Уругвае (0,446)┘

Самое страшное – фактическая невозможность для «исключенных» «включиться» в экономическую, политическую, социальную, культурную жизнь. По мнению профессора Ф.Бородкина, свыше 50% населения России – «исключенные», то есть люди, вынужденные существовать на обочине жизни, не будучи включены в активные трудовые, социальные, политические, культурные процессы. Треть населения – бедняки, чьи доходы ниже нищенского прожиточного минимума, а полунищенское существование влачит как минимум еще половина населения. А вот данные Всемирного банка (2005 год), основанные на официальной российской статистике: доля населения за национальной чертой бедности в России – 30,9%.

Совершенно очевидно, что безнадежность существования не может не вызывать у этих людей соответствующую реакцию (которая «канализируется» властью). Остается только найти «козлов отпущения».

К этому следует добавить такой объективный фактор, как приток иммигрантов, которым не так просто адаптироваться в новой среде, а «среда» не хочет адаптироваться к приезжим. Возникает взаимное недоверие и часто – неприязнь. Среди «коренного населения» начинают циркулировать идеи о повышенной «криминальности» приезжих. Однако, во-первых, эти слухи сильно преувеличены. Так, например, в 2003 году среди всех лиц, совершивших преступления в России, иностранных граждан и лиц без гражданства было всего 2,7%, в том числе граждан государств СНГ – 2,5%. В 2006 году удельный вес иностранных граждан составил 3,5% среди обвиняемых и 17,3% среди жертв преступлений┘

Для сравнения: в Германии в 2004 году доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, достигла 22,9% (из них 3,2% – граждане Российской Федерации), однако преступления ненависти там минимальны. Во-вторых, повышенная «криминальность», если она имеет место, зависит не от расовой (этнической) принадлежности, а от того, что лица одной культуры оказались перенесенными в другую культуру. Мигрируют или отправляются на заработок – чаще всего не от хорошей жизни – наиболее активные, а именно молодые мужчины, чья «повышенная» криминальность известна.

Народ и враги народа

Теперь перейдем к «субъективным» факторам.

Тоталитарному советскому обществу было присуще мифологизированное сознание. Основные вехи такого сознания, по-моему, могут быть описаны следующим образом: «человек создан для счастья» – «светлое будущее» – «светлый путь» – знающий этот путь Вождь (Фюрер)┘ Но до «светлого будущего» было что-то далековато, а настоящее, несмотря на все «небывалые успехи», оказывалось мрачновато. Значит, виноваты «враги»! Кулаки и «подкулачники», правые и левые, вредители и саботажники, «враги народа» и члены их семей, крымские татары и немцы Поволжья, космополиты и «врачи-отравители», и несть им числа┘ Поиск «врагов народа» (то бишь «козлов отпущения») и «борьба» с ними – самая страшная страница прошлого, и это то прошлое, которое вернулось.

В 1999 году призыв «мочить в сортире» террористов получил массовое одобрение и всенародную поддержку на выборах президента России. Правда, лозунг обернулся десятками тысяч убитых с обеих сторон – чеченцев и федералов. Но, как говорится в любимой народом песне, «мы за ценой не постоим»┘

В стремлении власти искать «врагов» и натравливать на них «народ» нет ничего нового. Это старо как мир. Начиная с древнеримского «разделяй и властвуй» и включая «врагов народа», «космополитов», «убийц в белых халатах» сталинской эпохи. А теперь еще и «все те, кто┘ хочет взять реванш»┘

Сегодняшние популистские заявления политиков, «вбрасывание» президентом термина «коренное население», законопроекты о «процентной норме» (17–20% мигрантов в регионе), о запрете мигрантам заниматься некоторыми видами деятельности (торговля) и т.п. не могут не подогревать ксенофобские, националистические настроения, от которых один шаг до преступлений ненависти.

Вот почему прав правозащитник и бывший депутат Госдумы Юлий Рыбаков: «Национализм сегодня стал инструментом государственной политики».

Ксенофобия, национализм, фашизм выполняют минимум три функции в современной России.

Во-первых, служат «страшилкой» для режима перед грядущими выборами: или мы (ВВП, преемник), или фашисты.

Во-вторых, «инородцы» – превосходный «козел отпущения» для бездарной власти, не способной решить ни одну из социальных проблем (бедность, жилье, армия, образование, медицина, наука и т.п.).

В-третьих, фашисты, скинхеды – социальная база, «резерв главного командования» в борьбе с предполагаемой оранжевой революцией, до смерти напугавшей власть. Да и сегодня их можно использовать против «несогласных».

А кроме того, существует некое «родство душ»: фашисты (нацисты) – сукины дети, но это наши сукины дети.

Многоликость зла

Разгул нацизма-фашизма в современной России не вызывает сомнений. Многочисленные убийства и избиения лиц «некоренной национальности» – африканцев, азиатов, «лиц кавказской национальности» в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодарском крае, далее везде. Почти ежедневно СМИ приносят сведения о нападениях и убийствах по мотивам национальной, этнической, расовой ненависти. Избивают работников дипломатических миссий, убили известного шахматиста, певца «неславянской» внешности.

Летом 2004 года в Петербурге был убит ученый и антифашист Николай Гиренко, выступавший экспертом по делам наших «патриотов»-фашистов. А в июне 2007 года была зверски избита Валентина Узунова – коллега Гиренко, принявшая его эстафету.

Привычными стали заголовки пока еще оставшихся в живых свободных газет: «Хроника коричневой чумы», «Под флагом черной сотни», «Дети свастики» и т.п.

Помимо национализма в стране процветает нетерпимость на социальной, экономической, религиозной, идеологической почве.

По данным «Новой газеты» и «Московских новостей», 60% отозвавшихся на радиопередачу о трагедии в московском аквапарке «Трансвааль» (2004 год) выразили┘ удовлетворение и радость по поводу гибели отдыхавших там богатых сограждан и их детей.

Политика руководства РПЦ фактически взращивает религиозную, конфессиональную нетерпимость (в отличие от экуменических посылов покойного главы Римской католической церкви Папы Иоанна Павла II). РПЦ собирается внедрять в многоконфессиональное общество православную этику; в Петербурге подачей иска к Департаменту образования затевают второй в истории человечества «обезьяний процесс», требуя, чтобы в школьную программу было включено учение о «божественном сотворении» человека; в качестве пробного камня берется идея введения в школах уроков православия и т.п. При этом иерархи РПЦ не стесняются благословлять новую военную технику – «орудие дьявола», по словам польского поэта Константы Ильдефонса Галчинского.

Единственный в Москве храм кришнаитов сносят. А против строительства нового категорически возражают «возмущенные граждане». В Москве «Свидетели Иеговы» запрещены судебным решением. В связи с этим не случайно в одном из газетных откликов прозвучало напоминание, что в гитлеровской Германии преследование «Свидетелей Иеговы» предшествовало так называемому «окончательному решению еврейского вопроса»...

Российские «патриоты» устраивают агрессивные акции, взывая к необыкновенной духовности россиян. За последнее время это проявилось многократно: вспомним хотя бы действия «Наших», мочивших в сортире, сооруженном перед зданием Большого театра, книги Владимира Сорокина (но ведь не жгли же, как в гитлеровской Германии!..), разгром художественной выставки «Осторожно: религия!» в Центре Сахарова с последующим судом┘ над организаторами выставки и травлю проходившей там же выставки «Запрещенное искусство-2006», приведшую к возбуждению уголовного дела против ее устроителей...

Что делать?

Знание факторов, провоцирующих ксенофобию и фашизацию страны, позволяет в принципе выстроить хорошо обоснованную систему мер противодействия этому социальному злу. Здесь есть, пожалуй, два основных направления. Первое направление – оптимизация социально-экономических условий существования большинства населения. Речь идет не только о повышении жизненного уровня малообеспеченного, нищего и полунищего населения, но и о доступности всех видов профессионального образования, включая высшее, обеспечении условий вертикальной мобильности (что вряд ли осуществимо при «вертикали власти», кастовости правящей «элиты»), доступности и эффективности медицинской помощи и т.п. Второе направление – постоянное, на всех уровнях и всеми институтами (семьей, образовательными учреждениями, СМИ и др.), воспитание толерантности ко всем «иным», «другим» – по культуре, расе, языку, религии, образу жизни.

Для нормальной – то есть мирной и цивилизованной – человеческой жизни жизненно необходимо следующее:

– ненасилие (без него – гибель как индивидуальная, так и в конечном итоге человечества как рода);

– толерантность, терпимость – политическая, расовая, этническая, конфессиональная, идеологическая (без нее невозможно «ненасилие»);

– интернационализм или космополитизм (без этого – нетерпимость).

Насколько воспитанная с детства толерантность помогает в экстремальной обстановке, свидетельствуют осенние события 2005 года во Франции. Неделями в Париже и в ряде других городов «инородцы» – жители окраин – громили автомобили, магазины центральных районов. И – ни капли пролитой крови! Ни полицией, ни белым населением французских городов! Страшно подумать, что в аналогичной ситуации было бы в современной России...

Каждое из направлений превенции преступлений ненависти (помимо названных выше, это индивидуальная работа с «группами риска», жесткое правовое реагирование на все проявления ксенофобии, и др.) нуждается в проработке, программировании и, конечно же, реализации.

Увы, реальная практика властных структур, играющих на низменных инстинктах населения, не внушает мне оптимизма. Не хотелось бы служить Кассандрой, но я предвижу в России дальнейший резкий рост ксенофобии и преступлений ненависти.

Разрыв между сверхбогатым меньшинством и нищенствующим большинством не сокращается. Напротив, богатые становятся богаче, бедные – беднее (если не абсолютно, то относительно). Доступ молодежи к профессиональному образованию сокращается. Недовольство взрослых и подростков увеличивается. Соответственно растет ненависть, которую так легко обратить против «инородцев». Разрыв между властной «элитой» и «народом» достиг небывалых размеров. Функции национализма-фашизма для режима сохраняются полностью. А посему и нет «политической воли», без коей в современной России ничего происходить не может┘

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
767
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
679
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
796
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
544

Другие новости