0
3091
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.09.2008 00:00:00

Пойти против своего народа

Валерий Каджая

Об авторе: Валерий Георгиевич Каджая - журналист.

Тэги: грузия, война, южная осетия


На третий день после того, как российские войска выбили из Цхинвала грузинские воинские части, вероломно захватившие и превратившие в руины мирно спящий город, СМИ распространили сообщение, что Буба (Вахтанг) Кикабидзе отказался от ордена Дружбы, которым он был награжден указом Дмитрия Медведева в связи с 70-летием. Хотя Кикабидзе действительно как никто другой заслуживал этой награды.

Это был протест Кикабидзе после вмешательства российских войск в военный конфликт. Жест, адресованный грузинской публике, которая одурманена официальной пропагандой. Но почему Вахтанг Константинович по праву настоящего патриота не поднял свой голос против преступной авантюры, развязанной его президентом Михаилом Саакашвили, почему не попытался раскрыть своему народу глаза? Так, как это сделал выдающийся философ современности Мераб Мамардашвили в 1990 году, когда к власти рвался Звиад Гамсахурдиа, распаляя грузин русофобской ультранационалистической пропагандой. Стали хрестоматийными его слова: «Если мой народ пойдет за Гамсахурдиа – я пойду против моего народа». А когда его упрекали в отсутствии патриотизма, отвечал: «Истина дороже отечества». Тогда его просто затравили, и сердце философа не выдержало...

Да, трудно вот так открыто идти против своего народа. Я знаю в российской истории только одного такого человека, чьи слова повторил Мамардашвили, – это Петр Чаадаев. В 1837 году в «Апологии сумасшедшего» он писал: «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное – это любовь к истине <┘>. Не через родину, а через истину ведет путь на небо». Его тоже затравили, и заводилой в этой травле был сам Николай I, объявивший мудрого философа сумасшедшим и посадивший его под домашний арест.

Как и автор «Апологии», Мераб Константинович нелицеприятно судил о своем народе и так же глубоко любил его. Незадолго до смерти Мамардашвили высказал своим соотечественникам очень горькие вещи: «Грузинская интеллигенция не использовала последние пять лет, чтобы сказать правду своему народу. Вместо того чтобы бороться с <┘> ложно понятым патриотизмом, отсталостью, влюбленностью в себя, спесивостью, убежденностью, что мы самые хорошие, самые умные, самые красивые и никто другой нам не нужен, – интеллигенция подыгрывала порокам, укоренившимся в народе...»

Мне кажется, это не только о грузинской интеллигенции сказано. Недалеко от нее ушла вся русская ультрапатриотическая интеллигенция, да и почти вся постсоветская. Не надо думать плохо о грузинах: в обычной мирной обстановке это очень открытый и добрый народ, отзывчивый на чужую беду. Я вырос среди него и знаю, что говорю.

И я бесконечно рад, что репутацию грузин спас тот, кого я давно знаю и глубоко уважаю, но тем не менее от кого я меньше всего этого ожидал. В новостной телепрограмме «Время» вечером 15 августа экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сказал, что выдача российских паспортов жителям Южной Осетии не противоречит закону и что грузинские войска напали первыми на Цхинвал.

Это, безусловно, Поступок. И, я думаю, вряд ли удастся затравить Эдуарда Амвросиевича. Он не безвестный философ, но бывший член Политбюро ЦК КПСС и министр иностранных дел при Горбачеве. У него огромные связи на Западе, высокий авторитет среди большой части грузинской элиты и грузинского народа. Националистический угар скоро пройдет, и тогда все поймут, насколько прав Тэтри мелиа, по-русски – Белый лис. Так прозвали его за то, что рано поседел, а лис в грузинском фольклоре – олицетворение мудрости.

Акции Саакашвили, конечно же, поднялись в Грузии после резких заявлений Джорджа Буша в адрес России. Кто бы сказал Бушу: «Господин Буш! Никому не верьте, но поговорите с Эдуардом Шеварднадзе, он знает ситуацию изнутри».

Шеварднадзе не просто знает ситуацию изнутри, он прошел через горнило конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Но вот уже четыре года после прихода к власти Михаила Саакашвили Эдуард Амвросиевич живет фактически под домашним арестом. Ему выделили изолированный коттедж в Крцаниси – загородной правительственной резиденции, построенной еще в середине 30-х годов прошлого века Лаврентием Берией, тогдашним первым секретарем ЦК КП Грузии. Коттедж официально охраняется людьми МВД. Все эти годы Шеварднадзе уклонялся от каких-либо комментариев в адрес Саакашвили – ни положительных, ни отрицательных. И вот первый открытый выпад. В интервью украинской журналистке он заявил: «Мы, к сожалению, не общаемся... Если бы Саакашвили посоветовался со мной, кровопролития удалось бы избежать. Мы, по сути, вступили в Цхинвале в борьбу с мирным населением. Разве так можно?»

А 4 сентября в тбилисской газете «Резонанси» появилось открытое письмо, под которым стоят подписи 88 правозащитников, ученых, журналистов, общественных деятелей. Авторы письма призывают к началу общественных дебатов в связи с последними событиями, к освобождению грузинского телевидения от государственной цензуры. Похоже, шовинистический угар стал рассеиваться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1756
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4060

Другие новости