0
1767
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.12.2008 00:00:00

Антиамериканизм – оружие обоюдоострое

Инна Шумилина

Об авторе: Инна Шумилина - кандидат политических наук.

Тэги: ближний восток, политика, сша


Победа кандидата от Демократической партии Барака Обамы на президентских выборах в США может стать явлением эпохальным. Одной из важных причин «обамомании» в самих США стала усталость значительной части населения от правления республиканцев, среди прочего изрядно подорвавших имидж Америки за рубежом, что давно вылилось в устойчивую тенденцию к усилению антиамериканских настроений в Европе, России, в странах Азии (особенно на Ближнем Востоке).

В недавно вышедшем на наши экраны кинофильме «Чужие» режиссера Юрия Грымова американцы оказываются «чужими» не только для российских солдат, решающих боевые задачи (в этой ленте осуществляется то ли «принуждение к миру», то ли «интернациональный долг»). Они чужды и местным жителям, которых призваны спасать, вакцинируя детей. На устойчивое непонимание наталкиваются все их попытки обучить местных детей мыть руки перед едой, пользоваться столовыми приборами и т.п. Таким образом режиссер предполагает донести до зрителя суть идеи «столкновения цивилизаций».

Между тем в основе извечного политико-идеологического противопоставления Восток–Запад лежит все тот же давний стереотип «антиамериканизма», укоренившийся в сознании жителей разных регионов и особенно заметный в арабских странах. Чаще всего это форма выражения политико-идеологической фрустрации, разочарования процветанием стран Запада в целом и США в особенности, «их» доминированием в мировых делах, в сфере культуры. На фоне процветания Запада (а не только США) особенно остро воспринимается собственная ущербность. Антиамериканизм как феномен психологический – это форма выплескивания собственных комплексов, которые зачастую облачены в мифологемы, призванные вселять веру в злонамеренность Америки по отношению к внешнему миру.

В арабской версии антиамериканизма обнаруживается много общего с моделью антиамериканизма, которая проникает в сознание россиян сегодня. Политические элиты Ближнего Востока, как и российские, имеют с США устойчивые партнерские отношения. Однако на уровне массового восприятия антиамериканские настроения продолжают расцветать. Достаточно вспомнить реакцию «арабской улицы» на события 11 сентября 2001 года – нескрываемое ликование. 11 сентября стало актом выплеска на поверхность давно обозначившегося разрыва в уровнях цивилизационного развития двух крупных международных сообществ. Разрыва психологического, идеологического, наконец, политического. Неудивительно, что политики и идеологи с обеих сторон бросились принимать экстренные меры, чтобы предотвратить его дальнейшее углубление. При этом главным тезисом риторики стало отрицание так называемого конфликта цивилизаций: мол, разрыв налицо, но сам «конфликт цивилизаций» еще можно и нужно предотвратить.

Арабский антиамериканизм, как и российский, основывается на ясно выраженном разочаровании. Так называемый крах мусульманских надежд особенно очевиден на фоне глобализационных тенденций. В политике США арабский мир часто усматривает проявление гегемонизма, тон американских политиков воспринимается как назидательный, вызывая раздражение в массах и неуверенность у местных элит. Предлагаемые либеральными идеологами арабских стран и поддерживаемые на Западе идеи модернизации ислама и общественного устройства радикально настроенная часть арабских обществ интерпретирует как попытки агрессивной вестернизации, как «экономическую, политическую и культурную экспансию Запада», как разновидность «крестового похода» или даже «столкновение цивилизаций».

Схожие процессы происходят и в сфере культуры: либерально настроенная интеллигенция арабских стран пытается положительно ответить на призывы «вписаться в общемировой культурный процесс» и предпринимает определенные усилия в этом плане, в основном при поддержке партнерских структур в США и Европе (кинематографисты, писатели, артисты); другая же часть творческой интеллигенции арабских стран видит в этих призывах попытку Запада лишить арабов их собственной культурной идентичности, подвергнуть арабскую культуру обработке американским масскультом.

Именно область культуры стала тем «полем», в котором находят опору теоретики современной конструкции антиамериканизма на Ближнем Востоке. И если в Европе тезис о бездуховной технологичности американцев и их неистребимом материализме уже к концу ХХ века заметно утратил популярность, то здесь сохраняется отождествление американцев с культом доллара, кока-колой, фаст-фудом и по-прежнему расхожи упомянутые утверждения об отсутствии традиций и общенациональной культуры.

Антиамериканизм ближневосточный, как и любой другой, в конечном счете превращается в некую общественную бациллу. Ближний Восток может являть собой пример региона, где радикально настроенные круги могут варьировать уровень разрушительного воздействия на ментальность населения антиамериканских тезисов, раскручивая образ врага. В умеренных арабских странах «Аль-Каида» и «Братья-мусульмане» делают это из подполья, будучи преследуемы властями. А в таких странах, как Сирия и особенно Иран, антиамериканизм культивируется сверху – самими правителями.

Сегодня большинство правителей арабских стран осознали, что настроенным в духе средневековья религиозным и прочим фундаменталистам и националистам очень несложно воспользоваться запущенной властями бациллой антиамериканизма против самих властей. Ведь разумную часть властных элит, настроенных на взаимодействие с внешним миром, так легко обвинить в «низкопоклонстве перед Америкой». И не только в странах Ближнего Востока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1673
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1509
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1727
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1442

Другие новости