0
1252
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.10.2009 00:00:00

Под гребнем волны

Тэги: оппозиция, выборы, регионы, кризис


оппозиция, выборы, регионы, кризис Андрей Воробьев считает, что оппозиция не слишком активно участвовала в прошедших выборах.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Выборы 11 октября, если не считать избрания в законодательные собрания Москвы, Тулы и Марий Эл, – это выборы в большинстве своем в органы местного самоуправления. То есть выборы людей, которые должны заниматься конкретной работой на местах.

На днях в Красноярске руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев привел такие цифры: на муниципальном уровне ЕР выдвинула кандидатов в 94% субъектов, в которых проходили выборы, КПРФ – в 11%, «Справедливая Россия» – в 9%, а ЛДПР – в 8,5%. «Оппоненты игнорируют органы местного самоуправления. Они не хотят идти туда: там тяжело, там неинтересно, гораздо более привлекательно выглядит Государственная Дума или региональный парламент». Очень многие эксперты ожидали, что кризис, как во многих западных странах, ударит по ведущей политической силе.

Однако в России этого не произошло. Вероятно, потому, что у партии власти нет равнозначного конкурента. Общество не рассматривает ни одну оппозиционную партию в стране как силу, которая сможет прийти на смену «Единой России» в ближайший период. Отсюда – низкая явка и безразличие к судьбе оппозиции у подавляющего большинства населения. Если движение голосов и происходит, то происходит оно только внутри протестного электората. Пример – пересчет голосов на московском избирательном участке № 192, где «потерялись» голоса партии «Яблоко», оказавшиеся в папке с бюллетенями КПРФ: «Единая Россия» доминирует, а голоса протестной аудитории просто перераспределяются между оппозиционными партиями, – так эту ситуацию прокомментировал руководитель ВЦИОМа Валерий Федоров. – Разговоры о том, что «у нас украли голоса, и если посчитать, то оппозиция и партия власти поменяются местами», – это просто дешевая демагогия».

То, что кризис действительно вопреки ожиданиям ударил не по партии власти, а по оппозиции, демонстрирует сравнение итогов нынешнего голосования с выборами в Госдуму в 2007 году. То есть за год до начала кризисных явлений, когда все еще обстояло более благополучно и политические партии не были поставлены перед необходимостью составлять и выдвигать свои антикризисные планы. Тогда «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» набрали соответственно 64,3%, 11,57%, 8,14%, 7,74%. В региональную кампанию 11 октября все партии, за исключением ЕР, ухудшили прежние показатели.

Оппозиция бурно отреагировала на «несправедливость» кризиса. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в этой связи отмечает у оппозиции «какую-то болезненную уверенность в том, что выборы обязательно пройдут с необходимым положительным результатом». «На смену трезвым реалиям приходят фантастические, заоблачно завышенные представления основных партий о своих электоральных возможностях», – отмечает политолог.

Действительно, трудно понять гнев Владимира Жириновского по поводу выборов в Мосгордуму – ЛДПР никогда не имела там каких-то особых позиций. Но в этот раз Жириновский реагировал так, как будто его лишили как минимум половины МГД и кресла ее вице-спикера.

Вообще многие эксперты отмечают не только низкую активность на этих выборах, но и довольно неумелое ведение кампании. Такое впечатление, что оппозиционные партии надеялись на некий План Сверху, хотя постоянно получали со всех сторон сигналы о том, что государство заинтересовано в прозрачных, честных и чистых выборах, в отходе от выборных практик 90-х. Как пример – «Яблоко», имевшее определенные шансы на место в Мосгордуму. Оно фактически совершило политическое самоубийство. 30 сентября руководство демократов обратилось в Мосгорсуд с требованием лишить регистрации кандидата от «Справедливой России» Галину Хованскую. Помощник главы «Яблока» Александр Гнездилов впоследствии признал: «Очевидно, что иском против Хованской, позицией по Юрию Лужкову и агрессивной риторикой┘ мы потеряли часть своих сторонников. Причем очень достойную часть». «У партии очень большие проблемы, и она сама подталкивает к ошибкам и нанесению ей ущерба», – это слова Семена Бурда, теперь уже бывшего зама Сергея Митрохина.

Коммунисты во время кризиса, казалось бы, должны были усилить свою антиправительственную риторику. Но оказалось, что этого мало. Такой прием работает только до определенного момента: КПРФ, упорно голосуя против федерального бюджета, называя его «антинародным», взамен не предложила ничего конструктивного. Член Совета по национальной стратегии Игорь Шатров констатирует: «Системная оппозиция снова забыла, что в глазах избирателя она также ответственна и за нынешние проблемы».

Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков приводит сравнительные данные по выборам в Мосгордуму: «КПРФ получила 13,25% и второе место. Чуть меньший процент голосов, чем на выборах в Госдуму РФ в 2007 году, тогда коммунистов поддержали в столице 13,75% избирателей, и заметно меньше, чем на прошлых региональных (16,75%). Впрочем, результат однопартийцев Геннадия Зюганова оказался как раз предсказуемым. Ведь четыре года назад Компартии помог факт снятия с выборов партии «Родина», при этом сумевшей мобилизовать избирателей, часть которых в итоге ушла к КПРФ. Фактически сегодня КПРФ получила голоса традиционного левопатриотического избирателя, пришедшего на выборы». И, значит, о новой электоральной поддержке, которую можно было бы получить в условиях кризиса, речи нет.

«Возраст Жириновского довольно преклонный, плюс двадцатилетнее лидерство в партии – человек изнашивается, исписывается, изговаривается. У него и возникают судорожные попытки продлить существование своей партии», – комментирует эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. Жириновский вполне может стать звездой на телешоу, но и отношение к нему – скорее как к комику российской политики. Еще неизвестно, держится ли рейтинг ЛДПР на популярности Жириновского или на тех фигурах новых членов партии, которые работают в своих регионах. И не является ли Жириновский скорее тормозом для своей партии, не прибавляя, а отнимая у нее голоса своими истериками.

Это вообще интересный вопрос, встающий в связи с нынешними выборами, – насколько виноваты в низких рейтингах партий их лидеры? Наверняка это относится в полной мере к «Справедливой России», отсутствие харизматичных лидеров в которой не позволяет этой партии подняться выше второго, а теперь уже и третьего места. И уж, конечно, демарш партий в Госдуме, в котором приняла участие «Справедливая Россия», сильно дезориентирует ее избирателей. Вряд ли они смогут объяснить себе, как может быть оппозиционной партия, руководителем которой является третье лицо в государстве!

На встрече с руководителями фракций в субботу Дмитрий Медведев высказал Сергею Миронову свое отношение к демаршу справедливороссов. «Президент понимает обстановку и мотивацию, но не приветствует такие демарши фракции┘» – сказал Миронов.

Естественно, что оппозиция не может признать, что причиной ее неуспеха стали собственная политическая слабость и ориентация исключительно на критику партии власти. Поэтому, заглушая редкие трезвые голоса в своих рядах, системная оппозиция предпочитает кричать о нарушениях, вследствие которых итоги выборов были подсчитаны неправильно. Хотя, по данным ЦИКа, на выборах 11 октября было зафиксировано 453 жалобы на 6780 компаний, то есть примерно всего 0,07 жалобы на одну компанию. Для сравнения – в прошлый единый день голосования 1 марта 2009 года поступило 360 жалоб на 3,5 тыс. компаний, то есть в среднем 0,1 жалобы. Версия о «массовых фальсификациях» не подтверждается пока ни одним решением суда, и результаты выборов остаются в силе. Что, кстати, подтвердилось и на субботней встрече Дмитрия Медведева с лидерами политических партий. На ней глава государства отметил, что итоги голосования пересматриваться не будут, с чем все присутствовавшие, кстати, и согласились.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1216
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1402
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1521
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3729

Другие новости