0
1611
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.12.2010 00:00:00

Моногород. Отказ от стереотипов

Тэги: моногород, модернизация


моногород, модернизация Программа «Новый облик» позволяет удержать специалистов на стратегических предприятиях отрасли.
Фото предоставлено пресс-службой ТВЭЛ

Сегодня проблема реструктуризации и развития моногородов является чрезвычайно острой, требующей уникальных экономических и социальных моделей для решения. Успех тут во многом определен позицией региональных властей.

Когда речь заходит о моногородах, то на ум невольно приходит довольно мрачное сравнение: палата больных, которые подключены к капельницам своих градообразующих предприятий. Одних можно отнести к ходячим, других – к лежачим, а иные, увы, и вовсе при смерти. В этой ситуации радует только одно – хотя бы число хворых не растет. По подсчетам Министерства регионального развития, в нашей стране таких «больных» 335 (почти треть от общего числа всех городов страны). Несмотря на существующие между ним различия, их анамнез во многом схож.

Моногорода создавались в советские года как высокоэффективные производственные центры, где занятость населения на 50% была связана с одной сферой экономики. В течение нескольких десятилетий они вполне успешно выполняли свою роль, но с переходом в 90-е годы на новые экономические рельсы отлаженный механизм начал давать сбой. То, что раньше казалось плюсом, вдруг обернулось большим минусом: когда градообразующее предприятие было эффективно и прибыльно, город, безусловно, рос и развивался, а когда оно стало неэффективным и убыточным, перестав отвечать требованиям современного рынка, то город и его жители оказались заложниками своего же единственного «кормильца». Как следствие – низкий уровень жизни, безработица, отсутствие свободы при выборе места работы или сферы приложения труда┘

Возникает до боли знакомый вопрос «что делать?». Ответить на него пытаются многие чиновники и эксперты, но реальные примера успешного применения их рецептов, к сожалению, можно пересчитать по пальцам. В в связи с этим особенно интересен опыт государственной корпорации «Росатом», многие предприятия которой работают в закрытых административно-территориальных образованиях или являются для муниципалитетов градообразующими. Например, в состав топливной компании «ТВЭЛ» входят три предприятия, находящихся в ЗАТО, а другие являются крупнейшими налогоплательщиками в региональный бюджет. Сегодня на ее уранообогатительных комбинатах и заводах для сохранения конкурентоспособности на глобальном рынке реализуется программа «Новый облик», в рамках которой сокращаются избыточные производственные площади, выводятся непрофильные активы и передаются на баланс муниципалитетов социально-культурные объекты. По сути, в рамках программы реализуются два встречных процесса – с одной стороны, в рамках реструктуризации за счет вывода в дочки непрофильных производств появляются новые субъекты бизнеса, которые становятся полноправными участниками рынка, с другой стороны, увеличение заработных плат сотрудников увеличивает покупательскую способность, спрос, то есть также стимулирует бизнес. В результате появляются дополнительные рабочие места, развивается социальная инфраструктура, что, в свою очередь, позволяет сохранить привлекательность города и удержать специалистов.

Реализация программы «Новый облик» на предприятиях топливной компании происходит при тесном взаимодействии с властями городов и регионов. «Динамично развивающийся завод создаст благоприятную почву для развития бизнеса – услуги будут востребованы, – говорит генеральный директор Электрохимического завода (город Зеленогорск) Сергей Филимонов. – Ведь развитие бизнес-среды – это прежде всего развитие сферы услуг. Что, в свою очередь, означает повышение уровня комфортности для всех жителей Зеленогорска. Если в городе будут развиваться образование и спорт, индустрия развлечений, если жить в нем будет комфортно и интересно, значительно сократится и отток молодежи». Руководитель Уральского электрохимического комбината (город Новоуральск) Александр Куркин убежден, что создание на базе комбината мощного технологического кластера обеспечит процветание бизнес-среды в городе. «Это даст развитие сферы услуг, украсит город, – отмечает он.– Для Новоуральска, как закрытого административно-территориального образования, это очень важно и актуально».

В том, что все получится, помогает убедиться уже наработанный топливной компанией опыт. В частности, опыт реформирования ОАО «Чепецкий механический завод», расположенного в Глазове (Удмуртия) – классическом промышленном монопрофильном городе с населением 97 тыс. человек, удаленном почти на 200 км от ближайшего крупного города.

Программа реформирования «Новый облик» стартовала на ЧМЗ в 2007 году. Разумеется, на первом этапе опасений у трудового коллектива и глазовчан было много. Принципиальной позицией для руководства ОАО «ТВЭЛ» и ОАО «ЧМЗ» было отказ от шоковой терапии, сохранение уровня социальных гарантий для работников производств, которые выделяются в дочерние предприятия. На встречах в цехах и подразделениях разъяснялось, что реструктуризация предусматривает сохранение контроля материнской компании над выделенными производствами – дочками на период их адаптации к рыночным условиям. При этом обязательными условиями станут: устойчивость деятельности, сохранение рабочих мест, а также самостоятельность работы с потенциальными заказчиками и партнерами. И это были не просто красивые слова. К примеру, в состав завода входил совхоз. «В ходе реструктуризации и выделения непрофильных объектов совхоз мудрым решением ТВЭЛ передан республике, – вспоминает руководитель администрации президента и правительства Удмуртии Александр Горяинов. – А ведь этой собственностью можно было распорядиться по-разному! Сегодня много примеров, когда вновь пришедший собственник не развивает производство, а снимает сливки, распродает ликвидное имущество и скот и не рассматривает судьбы людей, которые живут на селе и которым негде больше зарабатывать деньги. Понятно, что, передав совхоз, завод понес убытки – это списанные основные фонды. Но ЧМЗ совхоз передал ради тех людей, которые в нем всю жизнь работали и будут работать». По мнению Александра Горяинова, те преобразования, которые происходили и происходят на заводе, в частности создание новых производств, направлены только на совершенствование деятельности завода, а значит, важны и для будущего города.

Проводимые на ЧМЗ реформы и диверсификация городской экономики дали свои результаты. Например, инвестиции в экономику Глазова в кризисном для страны 2008 году превысили показатели 2000 года более чем в девять раз! А за 11 месяцев 2009 года глазовскими предприятиями было произведено промышленной продукции на сумму 18 млрд. руб., или почти на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Сегодня Глазов сильно изменился. В городе успешно развивается малый и средний бизнес, потребительский сектор, сфера услуг. Например, компания «УАТ», бывший транспортный цех Чепецкого механического завода, является одним из крупнейших в Удмуртии автопарков с современной производственно-технической базой и высококвалифицированными специалистами. Недавно город в очередной раз занял первое призовое место в ежегодном республиканском конкурсе «Самый благоустроенный населенный пункт Удмуртской Республики». А в прошлом году на II инвестиционном форуме «Муниципальная Россия» опыт Глазова по преодолению кризиса был рекомендован к распространению в других малых и средних городах.

Пример Глазова наглядно подтверждает, что консолидация усилий муниципальной и региональной власти, руководства предприятия и управляющей компании способна обеспечить социальную стабильность, экономический рост, достойное качество жизни населения. Но, к сожалению, таких примеров немного. Ведь в России муниципальные власти в большинстве случаев занимали до кризиса 2008–2009 годов позицию «младших братьев» градообразующих предприятий: не развивали малое предпринимательство, не создавали условий для инвестиций, не модернизировали инфраструктуру и сферу услуг. Поэтому сейчас такую ситуацию нужно менять.

Не случайно на недавнем правительственном заседании Владимир Путин призвал региональные и местные власти в вопросах поддержки моногородов перейти от выжидательной позиции к конструктивной. «Там, где они проявляют инициативу, проблемы решаются, – отметил он. – Появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития». Вместе с тем премьер сообщил, что в 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы. «Видимо, здесь кто-то думает, что за них будут думать и решать эти проблемы другие, – сказал он. – Просто сидят и ждут, вместо того чтобы использовать конкурентные преимущества, которые наверняка есть в каждом регионе, в каждом муниципалитете. Достаточно заняться поощрением малого и среднего бизнеса, и результат будет очевиден».

Проблемы моногородов решаемы. Решающим фактором должна стать активная позиция региональных властей. Позитивный опыт реструктуризации городских экономик и авторитетные экспертные оценки совпадают – успех определяют три знаковых фактора: инфраструктура, развитие местного малого бизнеса и предпринимательства и заинтересованность местных органов власти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1787
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1819
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1536
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
953

Другие новости