Премьер-министр Польши Дональд Туск (справа) и министр иностранных дел Радослав Сикорский видят свою страну в общеевропейском контексте.
Фото Reuters
Председательство Польши в Европейском союзе – первое в ее истории – начнется в ближайшую пятницу (1 июля). Оно получится укороченным. Из шести месяцев полностью выпадают отпускной август и часть декабря, когда все уйдут на рождественские каникулы. Свои ограничения накладывает и тот факт, что Польша должна учитывать пожелания двух других участников трио будущих председателей – Дании и Кипра, которые возглавят ЕС соответственно в январе и июле 2012 года. Варшава планирует прежде всего сосредоточиться на вопросах углубления европейской экономической интеграции, сохранении дотаций из бюджета союза менее развитым странам, а также на развитии контактов с государствами «Восточного партнерства» – Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
Россия – не приоритет
Отношения ЕС с РФ не входят в число официально заявленных приоритетов председательства Польши в ЕС. В чем причина? В польском МИДе разъясняют, что Варшава как председатель задает определенные рамки международных отношений ЕС, но последняя инстанция – постоянный председатель Евросовета Херман Ван Ромпей. Кроме того, после вступления в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС у сообщества есть общая дипломатическая служба во главе с баронессой Кэтрин Эштон.
«Россия – один из самых важных партнеров ЕС. Среди приоритетов ЕС в этом году – завершение переговоров с Москвой по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Мы будем оказывать всяческую поддержку успешному завершению этих переговоров, так как это в интересах Польши», – разъясняет «НГ» Иоанна Скочек, директор департамента по координации председательства Польши в МИД страны. Также важная цель для Варшавы – одобрение в рамках ЕС договоренностей с Москвой о расширении зоны малого приграничного движения для жителей Калининградской области. «Тот факт, что нас интересуют отношения со странами «Восточного партнерства», вовсе не означает, что мы забываем об отношениях с РФ», – утверждают в Варшаве.
По словам директора польского Центра диалога и примирения Славомира Дембского, программа председательства Польши была определена еще в 2010 году. Этот документ отражает не только интересы Варшавы, но и других стран блока. Кроме того, страна-председатель старается ставить выполнимые цели, чтобы не оправдываться за провалы. «А визовый вопрос, даже по Калининградской области, за полгода председательства Польши решить вряд ли удастся», – говорит Дембский.
Наконец, Польша готова довольствоваться тем, что партнеры дадут импульс совместной инициативе Варшавы и Стокгольма – «Восточному партнерству». Встреча с руководителями Украины, Молдавии, Азербайджана, Армении и Грузии пройдет в конце сентября в Варшаве. Как говорят польские дипломаты, это будет самый «важный саммит председательства». Ожидается, что своего «въездного в ЕС» представителя на мероприятие пришлет и Белоруссия.
Примерно в это время – в сентябре–октябре – Польша как страна-председатель намерена представить в ЕС «стратегический документ по дальнейшему развитию отношений с Россией». Польские и российские эксперты уже работают над ним. Вероятно, это событие должно несколько выправить крен председательства в сторону «Восточного партнерства».
Пять процентов форс-мажора
Председательство Польши в Евросоюзе с 1 июля по 31 декабря 2011 года, как отмечают в Варшаве, фактически будет разделено на три части: 85% времени уйдет на то, чтобы завершить начатое предыдущей страной-председателем (Венгрией), еще 10% – на реализацию собственных планов, 5% – форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть. Для венгров таким «стрессом» оказались события арабской весны в Северной Африке. А поляки встанут у руля ЕС в непростой период. Вызывает беспокойство финансово-экономическая ситуация в Европе. Тем временем набирает обороты избирательная кампания в Польше, где в октябре пройдут парламентские выборы.
Согласно плану, принятому правительством Польши, европейскую интеграцию следует рассматривать как источник экономического роста и развития. Как раз в конце июня Еврокомиссия должна представить проект бюджета ЕС на 2013–2020 годы. Польша будет координировать переговоры по его утверждению. «Для нас это большой вызов, так как Польша – главный получатель евродотаций. Нам важно, чтобы эти дотации для новых, менее экономически развитых стран ЕС остались. Мы понимаем, что есть много государств, которые хотели бы сократить эти дотации. Но уменьшение бюджета подорвет политику повышения степени интеграции в ЕС. Мы против этого», – говорит Иоанна Скочек.
Второй важный аспект польского председательства – международная политика. Прежде всего – дальнейшее расширение ЕС. Подходят к концу переговоры с Хорватией, а также выросли шансы Сербии на присоединение к ЕС. Кроме того, Варшава будет прилагать усилия для продвижения переговоров о вступлении в ЕС с Турцией.
Третий аспект – процесс демократизации в Северной Африке. Польша считает, что у нее «свежий багаж знаний перехода к демократическому строю». «Конечно, сравнение происходящего в Северной Африке с тем, что было в 1980-х в Европе, – не совсем корректно. Но есть элементы, которые можно было бы применить из нашего опыта в этих странах. Например, вопрос гражданского контроля над армией, строительство местного самоуправления и поддержка НПО; организация судебной системы – возможно, не по европейским стандартам, но гарантирующей права человека; разделение полномочий властей, антикоррупционная политика, использование инструментов финансовой поддержки», – отмечают в МИД РП. Авторы изменений в Польше в 1980-х и 1990-х активны в общественной жизни, и их можно использовать для передачи опыта. Они сами в этом заинтересованы.
Еще один аспект, на котором сделает акцент Варшава, – укрепление безопасности Европы, развитие взаимодействия между ЕС и НАТО, повышение энергобезопасности и продовольственной безопасности ЕС.
Сколько стоит быть главным
Общий бюджет председательства Польши – 110 млн. евро. Много это или мало? Для сравнения: немецкое председательство стоило 120 млн. евро, как и чешское. Словенское – 75 млн. А вот Франции это обошлось в 190 млн. евро. «Мы задавали вопрос, сколько стоит председательство, но многие страны были скорее склонны отвечать, сколько у них было задействовано сил безопасности, чем говорить о стоимости председательства. Около 40–50% суммы идет институтам безопасности для обеспечения порядка и технической безопасности», – говорят в МИД РП. Тот факт, что встречи будут проходить в пяти разных городах страны, не повысит стоимость, так как оборудование будет перевозиться, считают в Варшаве. В июле встречи по линии ЕС поляки будут проводить в Сопоте, в сентябре – во Вроцлаве, далее – в Кракове, Познани и Варшаве.
«Если у нас все получится, это укрепит польские позиции в ЕС и представит нас как серьезного партнера», – надеются в РП.
В Варшаве считают, что приготовления к председательству, которые продолжались четыре года, уже помогли модернизировать польскую администрацию. Около 1,2 тыс. польских чиновников прошли специальные курсы. Эти изменения должны пойти Польше на пользу в последующие годы. В Варшаве хотят покончить со стереотипом, согласно которому у новой страны – члена ЕС вряд ли получится сразу «нормально» председательствовать в союзе. Во время подготовки РП смогла глубже изучить процессы, происходящие в ЕС. Как надеются поляки, это также поможет им в перспективе.
Варшава–Москва