«Из аутсайдеров бывших советских республик Казахстан сегодня стал демократическим государством, развитым, с рыночной социальной экономикой. По многим позициям социального, экономического развития мы занимаем передовые позиции, и мы стали ответственным партнером международного сотрудничества», – подвел итог 20-летнему независимому развитию страны ее президент Нурсултан Назарбаев.
Этапы
После распада СССР Казахстан оказался в трудной ситуации: двукратное падение ВВП, обнищание населения. Проблем было больше, чем решений. Но уже 16 мая 1992 года вышла работа Нурсултана Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», ориентировавшая страну на формирование социальной рыночной экономики и предполагавшая переход от сырьевой структуры к развитию перерабатывающих и наукоемких отраслей.
Еще через пять лет, в октябре 1997 года, президент обнародовал программу «Казахстан-2030». Это был первый опыт перехода на стратегическое планирование на постсоветском пространстве. Реализация программы позволила уже в 1997–2005 годах удвоить ВВП.
В 2000–2007 годах темпы ежегодного экономического роста уже превышали 10%. В 2006-м на Казахстанском инвестиционном саммите, проходившем в Лондоне, президент ЕБРР Жан Лемьер назвал Казахстан динамично развивающейся экономикой, лидером среди стран СНГ по разработке реально действующего экономического законодательства, развитию банковского сектора.
А затем накатила волна мирового кризиса, с которым Казахстан справился гораздо успешнее других бывших республик СССР. В 2009-м рост ВВП был 1,2% против падения российского ВВП на 7,9%. А в 2010-м его темпы роста составили уже 7%.
Назарбаев констатировал, что ВВП на душу населения Казахстана за годы независимости увеличился в 12 раз. «Мы в своих планах рассчитывали достичь такого уровня только в 2015 году. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигла такого результата».
Наконец, в 2010-м была принята «Стратегия-2020», призванная обеспечить создание эффективно работающей национальной инновационной системы, вхождение страны к концу десятилетия в группу 50 самых конкурентоспособных стран мира. Сомнений у экспертов не было: эти планы будут выполнены.
Секреты
За 20 лет страна научилась зарабатывать и разумно тратить. Основным источником средств на решение социальных и экономических проблем стала нефтегазовая промышленность. При этом добыча нефти утроилась, достигнув 80 млн. тонн в 2010 году. Но еще грандиознее планы – 150 млн. тонн к 2015 году!
Привлечены значительные иностранные инвестиции. Созданы совместные предприятия, которые существенную долю своих потребностей в товарах, работах и услугах удовлетворяют за счет казахстанских производств.
Только ТОО «Тенгизшевройл» за 1993–2010 годы выплатило Республике Казахстан 45,4 млрд. долл. Из них в 2010 году – 9,6 млрд. долл.
Построены магистральные трубопроводы для экспорта энергосырья в Западную Европу, Китай, Россию, Иран. Осуществляется модернизация нефтеперерабатывающих предприятий с увеличением объемов и глубины переработки нефти.
Президент и правительство намерены уменьшать зависимость страны от нефтегазового комплекса и проводят политику диверсификации экономики. Актуальная тема – снижение ненефтяного дефицита бюджета с развитием перерабатывающих, инновационных отраслей.
Немалые успехи достигнуты по таким показателям, как накопления и траты. А кроме того, проведены пенсионная реформа, монетизация льгот, совершен переход на 100-процентную оплату ЖКХ. Амнистированы денежные средства. Приняты законы о финансовом лизинге, строительных сбережениях, ипотечном кредитовании, страховой деятельности. Усовершенствован Налоговый кодекс. Созданы Национальный фонд Казахстана, Банк развития РК.
В 2005 году в Национальном фонде было 5,3 млрд. долл., на 1 сентября 2010 года – 30 млрд. долл. Золотовалютные резервы страны выросли с 14 млрд. долл. до 43 млрд. Эти средства помогли республике пережить мировой кризис.
«Наша экономика выдержала натиск этой глобальной стихии – государство помогло и поддержало каждый аул, каждую казахстанскую семью, увеличиваются зарплаты бюджетников, пенсии, пособия и стипендии, оказана поддержка малому и среднему бизнесу, строительной индустрии, ведущим банкам. Колоссальные инвестиции направлены в перспективные инновационные проекты, уже создано более 350 тысяч новых рабочих мест», – отмечал Нурсултан Назарбаев.
Казахстан поддерживает относительно невысокий общий уровень бюджетных расходов – около 25% ВВП. Поэтому в Казахстане меньше налоговый пресс на экономику, выше инвестиции в основной капитал.
Республика разумно подходит к внешней торговле, имея положительное сальдо счета текущих операций. Умеренный рост бюджетных расходов естественным образом ограничивает рост импорта.
Одним из факторов роста экономики является развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Создание Таможенного союза стало значимым шагом на пути к региональной интеграции.
В этих процессах особое внимание уделяется становлению Казахстана как финансового центра в рамках СНГ и Центральной Азии, что предполагает эффективную работу РФЦА, рынка ценных бумаг Казахстана, развитие казахстанских финансовых институтов, а также продвижение инвестиций и интересов казахстанских предприятий на региональные рынки.
Проект «Астана»
О переносе столицы заговорили в достаточно тяжелый для страны период. Экономика Казахстана с трудом преодолевала разрыв экономических связей с другими республиками. Но авторитет Нурсултана Назарбаева был столь велик, что его поддержали.
Президент убеждал – Алматы исчерпал ресурсы своего развития. Комплекс экономических, социальных, демографических, транспортных, экологических проблем неизбежно будет нарастать год от года. Казахстану нужна новая столица – просторная, современная, находящаяся на пересечении транспортных магистралей, вписывающаяся в планы развития государства.
Астана была построена, при этом Казахстан не только не отстал от других, но и многих опередил. Возведение новой столицы стало моральной победой. Люди поверили в свои силы. Это способствовало консолидации общества. А кроме того, были созданы сотни тысяч новых рабочих мест, получили развитие строительная индустрия и комплекс связанных с ней производств, в том числе предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, работающие на Астану.
За 10 лет объем инвестиций в строительство Астаны превысил 5 млрд. долл. Территория города увеличилась более чем в два раза, а население – почти в три и составляет теперь около 700 тыс. человек. В ближайшей перспективе это миллионный город.
О свободе как экономической категории
Президент Казахстана уверен, что основными свободами должны быть право человека иметь работу и кормить свою семью, право человека жить в своем доме, право человека иметь возможность учить своих детей и лечить их. Что материальное благосостояние человека первично – и на этой основе строится его свобода. И на этом фундаменте можно уже возводить здание демократии. «Если мы говорим, что Казахстан – это страна с рыночной экономикой, свободной, потому что у нас 90% экономики в частных руках находится, – само по себе это предполагает надстройку демократическую, такую же свободную, как и экономическая свобода», – подчеркивает Нурсултан Назарбаев.
При этом в Казахстане возникла новая политическая система, институты гражданского общества, политические партии, СМИ, неправительственные организации. Зарегистрировано 14 партий, участвующих в выборах. Реализуется конституционная реформа по переходу от президентской формы правления к президентско-парламентской.
«У нас нет ни одного политического заложника, у нас нет политической цензуры. Вот это – чего никогда у казахстанского народа не было. Наша задача – эту свободу ни в коем случае назад не двигать, а именно двигать вперед. Чтобы наш народ все больше ощущал то, что я хочу сказать: что мы тоже находимся на той столбовой дороге, по которой идет цивилизованное человечество в вопросах свободы и прав человека», – отмечал Нурсултан Назарбаев.
Мир и согласие
На фоне вспыхивающих в мире межэтнических и межрелигиозных конфликтов Казахстан, в котором проживают представители 46 конфессий и 130 национальностей, остается страной межнационального мира и согласия.
Но все это дается непросто. «Мы все любим говорить, что весь народ живет в согласии, дружбе, в Казахстане царит стабильность. Но это же не Богом данное, не счастливое стечение обстоятельств. Это работа. Не буду стесняться, это моя работа, это работа государства, это работа всех нас, каждого казахстанца», – заметил Нурсултан Назарбаев.
В основе национальной политики Казахстана лежат Конституция и более 160 международных договоров, к которым присоединился Казахстан. А один из главных инструментов осуществления национальной политики – Ассамблея народа Казахстана, где представлены 118 этнокультурных объединений. Ныне все законодательные акты, принимаемые парламентом РК, проходят дополнительную экспертизу в ассамблее на соответствие критериям межнационального согласия, толерантности и равноправия.
В стране действуют более 100 национальных школ и 170 воскресных школ, где изучают языки проживающих в Казахстане народов. В РК издают четыре республиканские и 15 региональных национальных газет, работает шесть национальных театров. Построено 4,5 тыс. новых мечетей, открыто 170 православных приходов, 30 католических костелов, более тысячи молитвенных домов и миссий протестантских церквей, 19 синагог, буддийский храм. Праздники Наурыз, Масленица, Рождество стали общенациональными. Казахстан стал местом проведения трех съездов лидеров мировых и традиционных религий.
Разработана Доктрина единства народа Казахстана, согласно которой национальное единство – это единство в многообразии и взаимодействии этносов и культур. Гражданское согласие в широком смысле слова: общие культурные и политические ценности, общая ответственность за судьбу страны, конструктивное разрешение противоречий между интересами различных социальных групп.
Дорогу осилит идущий – гласит народная мудрость. Но ведь важно правильно выбрать дорогу. И в Казахстане выбор был сделан правильный.