0
1317
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Не экспортом единым

Тэги: нефть, экономика


Топливно-энергетический комплекс традиционно воспринимается как главный поставщик денег в государственную казну. Действительно, все уже знают, что только прямые налоговые и таможенные сборы с нефтегазовых компаний формируют ровно половину всех бюджетных доходов. И получаются они прежде всего с экспортных рынков. Однако ТЭК выполняет и другую функцию – обеспечения внутреннего рынка топливом и электроэнергией, что необходимо для нормального функционирования российской экономики, создания условий для стабильного экономического роста, а также для поддержания социальной стабильности в государстве.

В последние четыре года правительство сделало огромные шаги в развитии экспортной инфраструктуры. Однако это вовсе не означает, что внутренний рынок топлива и электроэнергии забыт. Абсолютно нет. Акценты были сделаны на модернизации нефтехимической промышленности, создании новых мощностей по генерации электроэнергии, обновлении сетевого хозяйства, а также на развитии конкуренции на рынке топлива. И успехи очевидны – в немалой степени благодаря эффективному управлению отрасли со стороны уходящего правительства.

Развитие нефтепереработки – вещь принципиальная. Ситуацию в этом компоненте долгие годы после распада СССР можно было охарактеризовать словом «застой». Ведь инвестиций в эту отрасль было сделано крайне мало. В результате возник вопрос об обеспечении внутреннего рынка качественным топливом – а это в том числе связано и с темой экологической безопасности наших городов, сильно страдающих от использования автолюбителями некачественных нефтепродуктов. Да и с точки зрения экспортной стратегии поставки за рубеж нефтепродуктов – гораздо более разумная стратегия, чем продажа сырой нефти.

И вот впервые за все 20 постсоветских лет в России были построены новые нефтеперерабатывающие мощности. Объем переработки неуклонно рос – за четыре года он увеличился на 8,8%. При этом наиболее быстрыми темпами росло производство высококачественных бензинов. Доля автобензинов класса «Евро-3» и выше в общем объеме увеличилась на 20% и приблизилась к 90%. В следующем году топливо стандарта «Евро-2» окончательно уйдет с нашего рынка. Были приняты новые стандарты топлива, что резко улучшит качество бензина и экологию российских городов.

Правительство сформировало полноценные условия для принципиального рывка в этом направлении. Были заключены четырехсторонние соглашения между нефтяными компаниями, ФФС, Ростехнадзором и Росстандартом с обязательством по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, а также по объемам производства топлив. Были внесены изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он позволит уже до 2015 года ввести в эксплуатацию установки по производству различного вида топлив общей мощностью 64,3 млн. тонн. Будут завершены строительство и реконструкция 114 установок, что увеличит производство светлых нефтепродуктов в 2015–2016 годах на 58% к уровню 2011 года. Опережающими темпами будет расти производство дизельного топлива, что приведет к более чем двукратному превышению его объемов над потребностями внутреннего рынка. Только в 2012 году нефтяные компании вложат в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов более 200 млрд. руб.

Возьмем для большей наглядности лидера российского нефтяного рынка – компанию «Роснефть». Только она вложит за шесть лет в модернизацию своих НПЗ и строительство новых мощностей 950 млрд. руб. В 2011 году уже прошли реструктуризацию девять установок по переработке нефти на самых разных заводах. Появится новый НПЗ под Туапсе с соблюдением всех экологических норм. В результате глубина переработки увеличится с 65,6 до 88,5%.

Другая принципиальная тема – развитие конкуренции на внутреннем рынке топлива и обеспечение надежности поставок. Цены на бензин в России растут – это во многом связано с удорожанием нефти на мировом рынке. Наши соотечественники недовольны повышением стоимости бензина. Видя меняющиеся ценники на заправках, они почему-то забывают связывать существенный рост своих личных доходов с дорогой нефтью на мировом рынке. В этом плане дорожающий бензин – не слишком уж большая плата за увеличение доходов как госбюджета, так и самих граждан. Однако это вовсе не означает, что кураторы ТЭКа спокойно смотрят за развитием ситуации на бензиновом рынке.

Самый главный сюжет – это развитие конкуренции, что достигается через активно развивающуюся биржевую торговлю нефтепродуктами. На стремительно набирающей обороты Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в 2011 году было зарегистрировано более 20 тыс. сделок на более чем 20 млн. тонн нефтепродуктов. Не менее важно и жесткое антимонопольное регулирование. Нефтяные компании уже испытали на себе новую антимонопольную политику, когда штрафы берутся в независимости от крупности и авторитетности концерна.

Важный вопрос – недопущение искусственного дефицита нефтепродуктов. В некоторых регионах перебои с поставками действительно наблюдались в 2011 году из-за недобросовестного поведения ряда сбытовых структур. Впервые кабинет министров в лице Игоря Сечина оперативно решал эти проблемы, грамотно анализируя ситуацию с запасами и спросом. Разработана концепция создания всероссийской системы учета нефти и нефтепродуктов, которая позволит в режиме реального времени контролировать ситуацию с запасами топлива во всех российских регионах. В сегменте авиаперевозок заметным ходом стало создание альтернативных топливно-заправочных комплексов в аэропортах. Были составлены балансы производства и потребления авиатоплива, созданы резервы топлива в аэропортах.

Другая непростая тема – электроэнергетика. Как и в случае с нефтепереработкой, все постсоветское время отрасль испытывала дефицит инвестиций. Как результат – износ инфраструктуры, нехватка генерирующих мощностей. О критичности ситуации наглядно напомнила авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Естественно, что это создает угрозу экономическом росту – нельзя запустить новый бизнес, не имея доступа к электросетям. Правительству пришлось решать комплексную и непростую проблему. Но результат налицо.

Прежде всего удалось обеспечить надежное энергоснабжение потребителей Сибири и оперативно ликвидировать последствия аварии на Саяно-Шушенской станции. Кроме того, активными темпами продолжилось формирование нормативно-правовой базы работы отрасли в режиме конкуренции. Именно в последние четыре года были сформированы правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии, условия недискриминационного доступа потребителей к электроэнергии. Разработан механизм, обеспечивающий выполнение обязательств частными инвесторами по вводу генерирующих мощностей. Игорем Сечиным, курирующим ТЭК, было выдвинуто на первый план понятие промбезопасности. Внедрены новые повышенные требования к промбезопасности в стране, причем за достаточно короткий срок.

Удалось переломить ситуацию с инвестированием в отрасль. Объем инвестиций в генерирующие и сетевые объекты за четыре года был в 1,9 раза выше предыдущего четырехлетия. И вот результат: за четыре года удалось ввести более 12 гигаватт новой мощности. Темпы были на 50% выше, чем ввод мощности в 2004–2007 годах. Причем речь идет о строительстве современных парогазовых установок, позволяющих серьезно – на 15–20% – увеличить КПД. 2011 год вообще оказался рекордным по объему ввода генерирующих мощностей за все постсоветские годы!

Отдельный сюжет – это развитие сетевого хозяйства. Износ в нем был еще выше, чем в генерации. При этом контроль за сетями государство оставило за собой. За четыре года было введено в строй более 70 тыс. км новых линий электропередачи. Это позволило бы почти шесть раз обмотать земной шар по экватору.

К сожалению, на региональном уровне стали наблюдаться махинации – в управлении сетями начали процветать коррупция и кумовство. Заключались липовые договоры на мифические консультационные услуги (которые никто и не собирался оказывать) и поставку оборудования по заведомо завышенным ценам. Но федеральные власти вовремя среагировали на ситуацию. В 2011 году курирующий ТЭК вице-премьер Игорь Сечин решительно приступил к расчистке этих авгиевых конюшен. Были уволены десятки региональных руководителей, на некоторых заведены уголовные дела. Финансовая дисциплина в сетевом хозяйстве была исправлена.

Наконец, принята программа развития малой энергетики, разработан комплекс мер по стимулированию производства энергии на основе использования возобновляемых источников энергии, запущена государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

Таким образом, за последние несколько лет удалось заложить фундамент роста производства электроэнергии и качественного топлива для внутреннего рынка. Мы видим приток инвестиций в отрасль, повышение конкуренции, радикальное обновление инфраструктуры. Все это создает необходимую базу для долгосрочного экономического роста. Важно только не снижать качество госуправления ТЭКом и довести задуманное до конца. Посмотрим, как с этой непростой задачей справится новое правительство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1514
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1718
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1823
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4163

Другие новости