0
3391
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.06.2012 00:00:00

Капитализм для каждого

Семен Кимельман

Об авторе: Сергей Георгиевич Беляев - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Высшей школы приватизации и предпринимательства (ВШПП), председатель Госкомимущества России в ранге вице-премьера в 1995-1996 годах; Семен Аронович Кимельман - доктор экономических наук, профессор ВШПП; Виталий Исаевич Кошкин - доктор экономических наук, профессор, ректор ВШПП, консультант ООН.

Тэги: приватизация


приватизация Доля в собственности на минеральные ресурсы могла бы принести широким слоям населения рентный доход.
Фото PhotoXPress.ru

В своих предвыборных публикациях Владимир Путин обратил внимание на необходимость переориентировать курс российской приватизации с фискальных на структурные цели, увеличить количество частных собственников и повысить уровень конкуренции в экономике.

Природно-ресурсная собственность

Как известно, главным итогом 20-летнего периода осуществления приватизации в нашей стране явилось формирование узкого слоя крупных и крупнейших частных собственников, которые совместно с правительственными чиновниками (теми, в чьей компетенции находится управление основными государственными активами), по существу, являются стержнем и движущей силой номенклатурно-олигархической экономики России.

Двадцать лет назад именно российская приватизация стала главным инструментом в деле первоначального накопления капитала и восстановления рыночных отношений. В результате собственность и капитал сконцентрировались в руках немногочисленной группы предпринимателей. Это были наиболее предприимчивые и приблизившиеся к власти люди. Они стали первыми строителями капитализма в России. И, очевидно, должны были стать наиболее эффективными собственниками средств производства. Судя по результатам нашей экономики, лишь незначительная часть новых собственников справилась с этой задачей. Задачу первоначального накопления капитала многие из них истолковали слишком буквально: приняли идею накопления капитала как идею личного обогащения, посчитав, видимо, что именно этого добивалось правительство и государство от них, проводя реформы собственности.

Природа новой частной собственности в России оказалась слишком далекой от идеи гармонизации отношений между человеком, собственностью и обществом. Сегодня владельцы частной собственности на средства производства составляют в нашей стране не более 3% от общей численности населения. Это 5% работоспособной части российского народа. И создает эта собственность примерно 80% ВНП. Именно эта часть населения обладает основным капиталом, выраженным в ценных бумагах, деньгах и недвижимости.

Нам абсолютно ясно, что в нашей стране действует законодательство о приватизации, которое основано на приоритете аукционных и конкурсных процедур. Применение этого законодательства, по существу, ставит барьер для участия в приватизации государственного имущества большинства граждан страны, так как у них отсутствуют необходимые денежные средства для аукционной покупки пакетов акций крупных компаний. Поэтому предлагаемая правительством программа приватизации к большинству граждан прямого отношения не имеет. Кроме того, она не способна оказать влияние на существенное изменение их социально-экономического положения.

В нынешнем виде заявленная правительством структурная приватизация, по нашему глубокому убеждению, на деле станет фискальным инструментом для затыкания бюджетных дыр и не окажет никакого влияния на изменение структуры собственников и усиления конкуренции, а лишь укрепит монопольное положение крупного капитала в нашей экономике.

Проводя предвыборную кампанию, Владимир Путин также сформулировал тезис о необходимости выработки курса на построение в России «нормального капитализма для каждого».

На наш взгляд, первым шагом на пути реализации этого курса может стать указ президента РФ № 695 от 22 мая 2012 года «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса». Согласно этому указу:

– ОАО «Роснефтегаз» до начала 2015 года является инвестором по отношению к приватизируемым компаниям ТЭКа;

– ОАО «Роснефтегаз» для покупки пакетов акций приватизируемых компаний может использовать дивиденды от акций компаний, находящихся в собственности этого ОАО;

– правительство России должно утвердить программу продажи в 2013–2015 годах находящихся в собственности ОАО «Роснефтегаз» пакетов акций компаний ТЭКа с учетом конъюнктуры рынка.

ОАО «Роснефтегаз» в соответствии с данным указом становится государственным финансовым холдингом, на который возлагаются функции как покупателя (инвестора), так и государственного продавца (каким ранее был РФФИ) пакетов акций компаний ТЭКа.

Как сказал президент РФ 24 мая на встрече с представителями бизнеса, именно компании ТЭКа представляют «особую ценность для государства», между тем они «сейчас недооценены, и не хотелось бы, чтобы их приватизировали за копейки, а потом перепродали за серьезные деньги» (см. «НГ» от 25.05.12).

Именно поэтому по указу президента РФ «Роснефтегазу» предлагается войти в капитал компаний ТЭКа для их докапитализации. То есть государство путем покупки акций проведет дополнительное финансирование компаний ТЭКа, которые нуждаются в развитии, что позволит увеличить их рыночную стоимость. Это – одна сторона проблемных задач государственного «Роснефтегаза».

Другая проблемная (и не менее важная) задача «Роснефтегаза» – это последующая продажа в ближайшие два-три года (до 2015 года) части пакетов акций приватизированных предприятий ТЭКа по увеличенной стоимости с учетом рыночной конъюнктуры с целью увеличения доходов государства от нового этапа приватизации.

Таким образом, в указе президента РФ предложен оригинальный механизм (алгоритм) нового этапа приватизации госкомпаний природно-ресурсного блока в 2012–2015 годах.

По нашему же мнению, важнейшим элементом этого механизма должна стать переоценка госкомпаний с учетом стоимости природных ресурсов, находящихся в пользовании этих госкомпаний. Стоимость природных ресурсов можно оценивать через доходы, которые получит государство (общество) за 15–25-летний период пользования природно-ресурсными объектами, находящимися, по сути, в собственности всех граждан России.

Однако на сегодня собственность, являющаяся народнохозяйственными материальными и финансовыми национальными активами страны, не имеет экономической оценки и потому до сих пор не входит в состав государственной казны. Поэтому данная собственность не отражена в стоимости предприятий природно-ресурсного блока и, по существу, не учитывается при капитализации этих предприятий. Именно по этой причине сегодня не определена частичка природно-ресурсной собственности, принадлежащей каждому гражданину России, которую мы определили как ассоциированную собственность.

Наше первоочередное право

Прежде всего раскроем нашу трактовку понятия «ассоциированная частная собственность граждан России».

Во-первых, по своей сущности это именно частная собственность, то есть она должна приносить ее владельцу доход.

Во-вторых, в акционерной структуре, основанной на ассоциированной форме частной собственности, устанавливается максимально допустимый размер пакета акций у одного владельца не более 5–10%.

Кроме того, в составе акционеров такой структуры не должно быть аффилированных друг с другом структур.

В-третьих, акционерами компаний с ассоциированной формой частной собственности не могут быть офшорные компании либо учрежденные или аффилированные с офшорными компаниями юридические лица. На территории РФ должна быть запрещена деятельность компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, а также деятельность зарубежных компаний, аффилированных с гражданами РФ.

Следует отметить, что ассоциированной частной собственностью будут владеть все без исключения граждане страны, будь то депутат, президент России или простой рабочий. В этой связи все они в одинаковой степени должны будут заботиться о приумножении доходов компаний, им же и принадлежащих. Последнее, на наш взгляд, сможет создать благоприятные условия для искоренения вечного зла рыночной экономики – коррупции.

Мы убеждены, что начиная с 2012 года главная цель российской приватизации должна заключаться в преобразовании ключевых активов государственной собственности в ассоциированную форму частной собственности граждан. В этой связи придется, конечно, внести изменения в правительственную программу приватизации и действующее законодательство.

В течение 20 лет в нашей стране осуществлялась приватизация только государственных активов предприятий и их основных фондов. Природные и ресурсные объекты, находящиеся в государственной собственности и переданные в пользование предприятиям, были запрещены к приватизации, и собственность на них не включалась в уставные капиталы приватизируемых предприятий. При этом рыночная стоимость природно-ресурсных объектов на один-два порядка превышает стоимость несырьевых активов приватизируемых предприятий.

Это особенно наглядно видно в минерально-сырьевом секторе экономики России, в котором, по экспертным оценкам, добыча полезных ископаемых обеспечивает получение горной и ценовой ренты в размере 210–300 тыс. руб., или 7–10 тыс. долл., в расчете на каждого совершеннолетнего гражданина страны.

Сегодня эта рента присваивается и выводится из страны узкой группой собственников сырьевых компаний, хотя граждане России являются собственниками (совладельцами) полезных ископаемых, залегающих в российских недрах.

Мы предлагаем в правительственной программе приватизации предусмотреть механизмы преобразования государственной собственности на природно-ресурсные объекты в ассоциированную частную собственность граждан России.


Участие в собственности вызовет заинтересованность в ее эффективности.
Фото PhotoXPress.ru

Для этого в целях реализации указа президента Российской Федерации № 695 от 22 мая 2012 года целесообразно применить следующий механизм.

На базе преобразованного ОАО «Роснефтегаз» учредить Национальный фонд ассоциированных собственников России (НФАСР), в уставный капитал которого включается реальная рыночная (кадастровая) стоимость минерально-сырьевых природно-ресурсных объектов.

Каждый гражданин должен получать на свой именной счет в НФАСР причитающуюся ему долю горной и ценовой ренты от коммерческого использования принадлежащих им как ассоциированным частным собственникам активов НФАСР.

Если, по нашим предварительным расчетам, рентный доход граждан нашей страны будет составлять 45 тыс. руб., или 1,5 тыс. долл. в год, то в накопительной системе именных счетов каждый вновь рожденный человек может рассчитывать на стартовый капитал не менее 1 млн. руб., или 30 тыс. долл. Почему через 20 лет? Мы считаем, что возраст финансовой самостоятельности или финансового совершеннолетия наступает в 20 лет, а лучше – в 21 год.

Законодательно следует закрепить, как можно расходовать этот капитал – имея в виду, что каждый год к нему будет добавляться доход от владения ассоциированной собственностью. При этом мы бы строго ограничили расходы как по направлениям, так и по возрастным группам.

Так, в возрасте до 35 лет можно регламентировать расходы, ограничив их взносом на строительство жилья, образование (как высшее, так и профессиональное), лечение в случае необходимости. Все эти направления может кредитовать банк по принципам ипотечного кредитования.

В возрасте от 35 до 60 лет можно значительно расширить диапазон расходов, разрешив приобретение акций, создание собственных предприятий и инвестирование в них. А после 60 лет – ограничить расходы выплатами на лечение (уход) и по счетам на жилищно-коммунальные услуги.

Следует законодательно установить, что именной счет по наследству не передается, а вот аккумулированные на нем средства могут быть переданы по наследству или оформлены дарением в пользу третьих лиц.

Таким образом, количество открываемых счетов будет всегда соизмеримо с количеством закрываемых. Конечно, лучше бы было, чтобы открываемых счетов было больше, но тогда в этом случае необходима дополнительная эмиссия. На наш взгляд, это не скажется на ежегодном доходе граждан, так как доходы корпораций, использующих активы НФАСР, должны непрерывно возрастать.

В случае, если акционером становится ассоциированный собственник (использующий свое конституционное право на владение природными ресурсами), отношения с другими акционерами должны быть абсолютно прозрачными: в структуре собственности НФАСР не могут присутствовать офшоры. Таким образом, активы НФАСР будут состоять из двух частей:

1) акции крупнейших государственных компаний ТЭКа («Роснефть», «Газпром» и др.), которые подлежат дальнейшей приватизации;

2) ассоциированная собственность на минерально-сырьевые ресурсы страны, которые постоянно находятся на именных счетах граждан и не подлежат отчуждению.

Для обеспечения возможности участия широких слоев населения в приватизации ключевых как сырьевых, так и несырьевых госкомпаний, включенных в правительственную программу приватизации, предлагается законодательно закрепить следующий порядок.

Государство создает коммерческим банкам льготный налоговый режим при предоставлении кредитов гражданам, желающим участвовать в приобретении государственной собственности. Такие кредиты выдаются с рассрочкой в платеже и покрываются главным образом за счет будущих доходов выкупленных государственных структур. До выплаты кредита, предоставляемого банком на отлагательных условиях, вышеуказанные акции могут находиться в залоге у этого банка. На этот период вводится мораторий на продажу этих акций.

На наш взгляд, граждане должны получить первоочередное право приобретения выставленных на продажу госпакетов акций (право первой руки) – например, в течение двух месяцев с момента объявления аукциона.

Участие граждан в приватизации ключевых российских компаний несырьевого сектора позволит им расширить масштабы их участия в ассоциированной частной собственности страны.

Создание НФАСР и проведение социально ориентированной структурной приватизации позволит гражданам получать свой процент на капитал. Кроме того, те из них, кто, войдя в менеджмент предприятий, примут непосредственное участие в управлении бизнесом, получат право и на предпринимательский доход.

* * *

Таким образом можно провести в жизнь формулу президента Путина «капитализм для каждого». Достаток большинства граждан и их семей будет обеспечиваться (в отличие от действующей модели рыночной экономики) реальной возможностью получения дохода от двух источников:

– собственности на свою рабочую силу;

– собственности на такие факторы производства, как капитал, природные ресурсы, предпринимательство.

Внедрение предлагаемого нами механизма российской приватизации позволит создать прочный фундамент для новой реформы пенсионной системы, радикально перестроить налоговую и бюджетную реформы, а также наиболее эффективно перевести жилищную сферу на рыночные условия хозяйствования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1036
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
988
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
821
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
934

Другие новости