0
5969
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.11.2012 00:00:00

Политический протест и сон разума

Сергей Куриц

Об авторе: Сергей Яковлевич Куриц - доктор технических наук, профессор; Валерий Павлович Воробьев - доктор юридических наук, профессор.

Тэги: политика, оппозиция, общество, власть


политика, оппозиция, общество, власть Проявления недовольства, способы его подавления – замкнутый круг.
Фото Бориса Кауфмана (НГ-фото)

Интересная закономерность: участники, инициаторы, руководители протестов не вникают в глубинные причины, их вызывающие. Они осваивают методы «раскрутки» протестных движений. Никто не знает, к чему стремиться и что будет: разум спит. Иногда в результате протестов удается сменить действующих лиц во власти, но политическая система сохраняется неизменной. Все государственные решения продолжает принимать один человек – государь. Решения, принимаемые на основе субъективных представлений государя и его близкого окружения, получили название политических.

В свое время Аристотель использовал в своем сочинении слово «политика», которое тогда означало «государство» («полития» – правление большинства); у Аристотеля оно использовалось как название конкретной формы государства – республики.

Но можно ли закончить политическую игру с человеческими судьбами?

Во-первых, нужно закончить.

Развитие технологий и технических устройств, тысячекратно увеличивших силы человека, оказалось возможным благодаря науке. Естествознание и наука о технологиях и технических устройствах развивались вопреки идеологическим ограничениям и мистическим представлениям.

Другое дело – общественные науки и философия. Они испытывали и продолжают испытывать трудности если не в саморазвитии, то в распространении и реализации новых идей.

До сих пор неевропейскими государствами игнорируется полувековой опыт Европейского союза (получившего в 2012 году Нобелевскую премию мира), отменившего выдуманные древними государями национальные границы и ослабившего вражду к инородцам и иноверцам.

Не искоренена идеология мирового политического лидерства, которая подкрепляется растущим экспортом оружия. Вместо решения неотложных социальных задач ведется открытая подготовка к третьей мировой войне...

Сохранение существующего положения в управлении государством и печальное состояние общественных наук при высоких темпах развития технологий и техники ведут к исполнению предвидения И.Канта: «человечество успокоится на общем кладбище». Исчезнет мыслящий вид живых существ задолго до естественного разрушения планеты Земля, и появится еще одна тупиковая ветвь эволюции живой природы.

Во-вторых, можно остановить игры с человеческими судьбами.

Ныне известны два средства для предотвращения печального исхода человеческой истории: политический протест, идущий снизу вверх, то есть от народа к власти, и реформация государственного устройства – сверху вниз. У них общие участники: народ и элита. В зависимости от характера предпочтений элиты игра с человеческими судьбами может приводить или к повторению трагического круговорота истории, или к реформации – изменению системы государственного управления и права, которая может этот круговорот истории остановить.

Протестные движения разнообразны по своему характеру. Но все они в конечном итоге заканчиваются одинаково – временным улучшением условий жизни граждан и последующим более глубоким ухудшением этих условий, насилием и жертвами среди населения (иногда в число последних попадают и государи). Такие же результаты достигаются и тогда, когда применяются методы «ненасильственной борьбы» – новое направление, разрабатываемое американским исследователем Д.Шарпом.

Но что могут предложить гражданам лидеры протестных движений? Ничего, кроме кандидатур самих себя – якобы владеющих секретами, куда надо идти и зачем.

Государство как чудовище

В древние времена главными инструментами вожака стада, стаи были инстинкт и физическая сила. У предводителя людей к инстинкту и силе добавились ум и стремление к накопительству (обогащению).

Древняя охота на людей и животных (с целью поедания накопленных ими питательных веществ) сменилась нескончаемыми войнами для грабежа накопленных соседями богатств и угона в плен граждан повергнутых государств. Такие же процессы в ХVIII–XX веках протекали в форме свободной продажи рабов при колониализме, захвата территорий и истребления граждан в мировых войнах. В основе этих процессов был тот же принцип принятия государственных решений по личному предпочтению (или капризу) государя, который не нес наказания за страдания людей и жертвы, кроме редчайших случаев наказания от победителей.

Такие решения, названные «политическими», готовили политики, то есть исполнители воли государя или его доверенных лиц. Этим решениям государя правоведы (в прошлом визири) придавали форму правовых норм (законы Рамсеса, Хаммурапи и др.).

Исторически сложилось так, что прошлые и современные решения и правовые нормы построены на мнении правовых авторитетов, признанных государем, а в государствах общего права – судей, избираемых с учетом их материального состояния. В таких решениях игнорируются апробированные в течение миллиардов лет в живой природе принципы управления. Именно эти принципы в наше время составляют основу менеджмента и маркетинга, об их близости к управлению государством еще в XVI веке писал Никколо Макиавелли.

Государство дает право одному человеку – государю принимать все важнейшие государственные решения. Между тем часть таких решений носит стратегический характер (функция властвования, определяющая будущее развитие государства и его граждан), другая – тактического и нередко оперативного характера (функция исполнения). Объединение этих функций в одних руках дает возможность государю контролировать исполнение принятых им же решений и избегать ответственности за низкое качество жизни народа.

Вместе с тем сложившаяся в течение столетий система государственного управления независимо от того, признает ли государство верховенство экономических методов (капитализм) или плановых методов (социализм), не учитывала, что стремление предупредить нежелательное развитие событий требует прогнозирования событий. При любом государственно-правовом режиме такая система власти оставляет народу лишь обязанность исполнять веления государя, поскольку гражданское общество (как аналог природной функции обратной связи) во многих государствах еще не развито или не получило конституционного закрепления.

В ХХ – начале XXI века система власти несколько изменилась – возникла новая реальная сила, претендующая на единоличное управление государством. К 2010 году численность долларовых миллиардеров в мире достигла 1200 человек, миллионеров – 10,1 млн. «Финансовые мешки» (money bags), как их называют сегодня, за редчайшим исключением (Билл Гейтс, например), не только оказывают воздействие на выбор кандидатур государя и политиков и на принимаемые ими решения, но и сами стремятся стать государями. На арену истории вышла финансовая олигархия со своими принципами превосходства и стремлением к безграничному властвованию. Она, по мнению даже древних философов, представляет наихудшую форму государственного управления. Недавний негативный опыт властвования олигархов (Буш-младший, Берлускони) – наглядное тому доказательство. Что ж, сон разума порождает чудовищ.

Но он породил еще одно чудовище – представительную демократию. Этот политический режим появился полтора века назад. При нем основным источником власти декларируется (объявляется) народ, но управление государством полностью отдается одному физическому лицу – государю, который сам формирует и представительные органы.

Диктатура была заимствована еще в древние времена у популяции диких животных, но укрепилась вследствие объединения функции властвования и функции правления (исполнения) одним физическим лицом.

Решения диктаторов, представляющие собой изощренные формы нанесения человеку жесточайших страданий и лишения его жизни, характерны почти для всех времен и государств. В прошедшее столетие диктатура достигла высшего уровня массовости при тотальной или экстремистской формах диктата: фашизм в Германии, военная диктатура в Аргентине, Китай и Камбоджа эпохи Мао Цзэдуна и Пол Пота, СССР при Сталине.

Локк, Монтескье, Руссо и другие философы пытались ограничить диктатуру государя путем создания независимых ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти, а позже Мэдисон дополнил эти теоретические положения механизмом «сдержек и противовесов». Но эти меры не сработали. Великие мыслители не были знакомы с теорией управления и не учитывали, что над принципом координации верховенствует принцип субординации. Эта ошибка привела, например, к тому, что в свое время 10 из 12 государств Латинской Америки, скопировав первую в мире Конституцию США, построили жесточайшие диктаторские режимы.

Другим порождением представительной демократии стали выборы. Ныне в большинстве государств право на участие в выборах во власть имеют все взрослые граждане, но лишь 15–20% из них обладают компетентностью и интересуются вопросами управления и развития государства. Исследования нобелевского лауреата экономиста-математика К.Эрроу показали невозможность объективных выборов, даже если в них участвуют всего три человека.

Поэтому результаты выборов государя и руководителей органов государственного управления (особенно при условии голосования по партийным спискам) отражают лишь объем финансовых вложений, которые удалось собрать для избирательной кампании кандидатом или которые в состоянии сделать сам кандидат-олигарх.

Лекарство для пробуждения

Чтобы создать лекарство для лечения болезней государства, требуются новое мышление, новая методология анализа происходящих явлений и выработки эффективных решений. Речь идет о методологии системного подхода, рассматривающего проблему государственного управления и права как целостность, в которой действуют принципы управления, существующие в живой природе и человеческом обществе, закрепленные в последнем институтом права.

Построенная на этой основе методика диагностирования систем государственного управления и конституционного права 28 государств позволила обнаружить глубинные причины, вызывающие материальные потери и жертвы среди граждан.

Установлена общность систем государственного управления и конституционного права всех существующих государственно-правовых режимов (от либерально-демократических до авторитарных), поскольку принципы управления и связи у них одинаковы. Это свойство присуще системам управления и права миллионов организаций, созданных мыслящим человеком.

Обнаружено «родство» между системами управления и права государства и различных видов организаций. Все они входят в общее родовое понятие «организация». Это открывает возможность использовать научные достижения из области управления и права, менеджмента, маркетинга.

Норберт Винер открыл обратную связь как регулятор для всех видов живых существ и созданных человеком искусственных объектов. В государствах эту функцию должно исполнять гражданское общество.

Таким образом, тысячелетние мечты человечества о контролируемой власти могут быть осуществлены на основе современных знаний о единстве методов управления в природе и человеческом обществе. Ниже представлены некоторые идеи по реализации мечты человечества в конкретных управленческих и правовых формах.

Для искоренения диктатуры функция властвования отделена от функции управления (исполнения) и введена функция контроля (обратной связи).

Роль функции властвования исполняет миссия-цель государства – виртуальное понятие, которое в отличие от государя-человека лишено влияния настроений и личных предпочтений. Миссия-цель отражает только потребности и интересы граждан государства, то есть владельцев природных и созданных трудом богатств. Функцию управления исполняет наемный глава администрации – профессионал в области управления. Выполнение этой функции находится под двойным контролем. На стадии подготовки к принятию решений контроль осуществляют хранители миссии-цели, а на стадиях исполнения решений и оценки последствий – гражданское общество, состоящее из граждан, не находящихся на государственной службе.

На основе этих функций формируются структурные подразделения системы управления и структуры конституционного права.

Законодательную власть осуществляет народ – граждане государства (прямая демократия). Они выполняют три функции суверена как юридически признанного непосредственного и исключительного носителя высшей власти в государстве:

1. Постулирование на всенародном референдуме миссии-цели государства и ее ограничений, диктуемых внешней средой (другими государствами и природой), включая искоренение коллективистских идеологий гендерного, националистического, расового, территориального, политического, исторического и других видов превосходства и неконтролируемый рост народонаселения. Вводится запрет на научные исследования, производство, экспорт и использование наступательного оружия, особенно атомного, а также нарушения требований экологической защиты. Запрет на вмешательство в государственное управление финансовой олигархии и других опасных форм власти.

На основе единой миссии-цели специалисты способны сформулировать единую для всех государств Конституцию.

2. Избрание референдумом граждан хранителя миссии-цели государства и Конституции. Он избирается из числа беспартийных, пользующихся уважением и доверием большинства. Хранителю миссии-цели делегируются также полномочия главы государства для представительства на международной арене. Он также является Стороной в подрядном договоре с будущим главой администрации, принимает и увольняет глав силовых ведомств, является куратором Конституционного совета, выносящего вердикты конституционности на решения и предложения администрации государства.

3. Создание и обеспечение функционирования независимого от государства гражданского общества, состоящего из добровольно объединившихся граждан, подготовленных к выполнению такой работы.

Исполнительную власть (администрацию государства) представляет наемный менеджер, принятый на работу по договору с главой государства. На должность главы администрации государственная конкурсная комиссия (из профессионалов высшей квалификации) избирает профессионального менеджера из числа кандидатов, имеющих длительный и успешный опыт управления соразмерным с государством объектом. Продолжительность пребывания менеджера в должности главы администрации и его материальное вознаграждение определяются договором с главой государства. Они ограничены только результатами достижения определенных этапов миссии-цели в жизни народа за договорный период времени.

В состав государственной администрации входят независимые конституционно-правовые институты (структурные подразделения):

1. Парламент, принимающий в развитие Конституции правовые нормы для администрации государства (тактического характера), а также подготавливающий предложения по достижению миссии-цели государства. Депутатами парламента избираются профессиональные правоведы и менеджеры, а также представители общественных и политических организаций.

2. Правительство, принимающее решения оперативно-тактического характера. Формирование состава правительства – исключительная функция главы администрации.

3. Судебная власть, обеспечивающая исполнение социальных прав и свобод граждан для достижения миссии-цели государства. Судьи избираются гражданами из числа профессиональных юристов, имеющих длительный опыт и безукоризненную репутацию.

Предлагаемая модель государственного управления и конституционного права опробована в качестве диагностической модели (для обнаружения патологий в системах управления и права) на примерах Конституций 28 ныне действующих государств «всех возрастов» и форм государственно-правовых режимов.

В качестве эталона принято правовое государство с социальной защитой населения, основой которого является выбор оптимального соотношения природного принципа эффективности (в человеческом обществе – экономической эффективности) и гуманистического принципа справедливости.

Переходный процесс

Существуют по крайней мере два сложнейших препятствия для осуществления этого научного замысла: переходный процесс от политического к организационному статуту государства и повышение интеллектуальности молодого поколения.

История государств – это стихийные процессы, протекавшие в жесточайших условиях. Случайные события влияли на историю каждого из них, и сегодня существует множество вариантов систем государственного управления и конституционного права для всех 193 государств – членов ООН. Между тем почти 8 млрд. значительно более сложных человеческих тел (300 млрд. клеток) имеют единую систему управления и единственную структуру спирали ДНК, передающей наследство будущему поколению. Миллионы организаций производственного, коммерческого, общественного и культурного назначения тоже имеют одинаковую структуру своих уставов. Невозможно даже представить разнообразие машин и приборов, изобретенных человеком, которые построены на уникальных (единичных) принципах и деталях.

Теоретически доказано, что и для всех государств необходима и достаточна единственная (универсальная) модель государственного управления и конституционного права, которая способна создать оптимальные условия жизни человека. Вопрос в том, хотят ли все люди одинаковых (универсальных) условий жизни.

Этот путь сложен, поскольку у нынешних государств различны стартовые состояния систем государственного управления и права: от тоталитарных до либерально-демократических. Переход сопряжен с жесточайшим сопротивлением большинства государей и пользующихся льготами политиков. Требуется более сложный подход, названный одним из первых системщиков У.Эшби «законом необходимого разнообразия управления».

По-видимому, путь сохранения человечества лежит в воспитании новых поколений, в которых существенно увеличится доля людей, способных мыслить категориями причинно-следственных связей.

Потребность понимать

Исследователи-психологи утверждают, что на разных этапах жизненного цикла человека процессы мышления имеют различную направленность и интенсивность. Природа одарила раннее детство возможностью в немыслимых для взрослого человека темпах осваивать одновременно несколько языков, понимать отношения абстрактных символов и моментально переводить эмоции в зримые образы. И все это делать без особого напряжения, в игре. В этот период жизни у ребенка возникает постоянная потребность искать связи между предметами, образами и явлениями, что внешне выражается в бесконечном потоке вопросов. На более позднем этапе взросления рассудочность вновь достигает пика, но ум уже готов к дедуктивному мышлению.

Каждый подарок природы имеет ограниченный срок существования. В шести-семилетнем возрасте потребность поиска связей («почему?» и «как?») существенно падает, и, если эта потребность не была закреплена воспитанием, способность к творчеству во взрослом возрасте снижается. Второй пик возникает в период полового созревания как реакция неудовлетворенности в стремлении реализовать репродуктивную функцию (либидо, Фрейд). Интеллектуальный потенциал этого пика может быть также потерян, если воспитание вовремя не закрепит новых способностей. Некоторые мыслительные способности навсегда исчезнут, как навсегда исчезает способность прямохождения человеческих детенышей, воспитывавшихся до четырех- пятилетнего возраста животными (маугли). Создатели китайской школы боевых искусств Шао-Линь еще в глубокой древности осознали, что, если до пятилетнего возраста ребенок не получит специального физического воспитания, возможности сохранить до старости свойства молодого тела будут безвозвратно утрачены.

Получается, что изо всех неповторимых, утрачиваемых возможностей, которые только в детском возрасте дарит природа человеческому мозгу и телу, сами люди заботятся о сохранении одной способности – прямохождения, да и то интуитивно. Есть основания утверждать, что, не понимая и поэтому не используя природные возможности мышления, люди остаются в положении «маугли», так и не научившихся ходить на двух конечностях.

До сих пор прогресс знаний и умений связан с деятельностью чрезвычайно узкого круга лиц, сохранивших с детства в силу особых неизвестных обстоятельств свои мыслительные способности.

Таким образом, чтобы повысить общий уровень интеллектуальности человека, развить его способности и вызвать у него потребность к рассудочному мышлению, в первую очередь у тех, кто стремится к лидерству, необходимо, чтобы эта задача была закреплена сувереном в Основном законе государства и возложена на гражданское общество, будучи обеспечена комплексом обязывающих и разрешающих правовых норм.

К сожалению, в конституционном праве ныне существующих государств нет требования создания таких норм.

Вместо заключения

Существует мнение, что политический протест будоражит общество, пробуждая новые идеи и надежды. Нет, не всегда. «Натасканные» специалистами-пиарщиками вожаки способны собирать многочисленные демонстрации, на которых многократное повторение ими призывов зажигает присутствующих. Иногда им удавалось добиться смены правящих лиц, которые изредка оказывались способными сочувствовать гражданам. Но система государственного управления и права оставалась неизменной, и новые государи нередко оказывались хуже прежних. Но у вожаков протестных движений не было времени или способностей учиться, и «сон разума» продолжается. Толпа удовлетворяется многоразовым повторением речевок, белыми или цветными ленточками и прочими современными атрибутами временного протеста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1442
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1756
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4060

Другие новости