0
7195
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.04.2013 00:01:00

Нефтепереработка в интересах рынка и природы

Владимир Некрасов

Об авторе: Владимир Иванович Некрасов – первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ».

Тэги: инвестиции, модернизация, нефть, цены, топливо, лукойл


инвестиции, модернизация, нефть, цены, топливо, лукойл

Отказ от использования в России топлива класса 2 прошел без серьезных потрясений, которые предрекали пессимисты. Напротив, весной нынешнего года положение на топливном рынке отличается в лучшую сторону по сравнению с предыдущими годами. Рынок полностью насыщен, дефицита бензина не наблюдается ни в одном регионе страны. Высокая конкуренция производителей препятствует повышению цен. Более того, в марте некоторые НПЗ, расположенные в Центральном регионе России, снижали отпускные цены, хотя обычно с этого месяца начинается сезонное подорожание топлива.
По данным Минэнерго России, в первом квартале 2013 года первичная переработка нефтяного сырья в стране составила более 66,5 млн. тонн, что на 1,5% выше прошлогоднего уровня. Отмечается и улучшение структуры производимых нефтепродуктов: товарного автомобильного бензина произведено на 3,5% больше (9,77 млн. тонн), дизельного топлива – на 2,1% больше (17,74 млн. тонн), выработка мазута при этом снизилась на 2,5% (18,98 млн. тонн). Увеличение производства светлых нефтепродуктов на НПЗ России является прямым следствием действия схемы 60–66, стимулирующей углубление переработки сырья. Выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты также показало свою эффективность.
В связи с этим повышенная пошлина на экспорт бензина, экстренно введенная в период дефицита топлива в мае 2011 года, сегодня представляется нелогичной и может оказать тормозящее влияние на отрасль. Дело в том, что нефтяные компании уже заложили в свои планы строительство новых установок, ориентированных на выпуск высококачественного топлива. Только второй комплекс каталитического крекинга, строящийся на Нижегородском НПЗ, увеличит производство бензина стандарта Евро-5 на 1,4 млн. тонн в год. Первый этап модернизации отечественной нефтепереработки уже завершен. Все заводы ЛУКОЙЛа и ряда других компаний еще с лета прошлого года перешли на выпуск бензина только класса 5. Поставлять на экспорт именно такое топливо, с высокой добавленной стоимостью, было бы разумно и выгодно, особенно в период осеннее-зимнего спада потребления.
Ограничение экспорта бензина было оправдано при дефиците этого продукта на внутреннем рынке, но после его насыщения пошлина на бензин должна была бы вернуться к стандартному уровню – 66% от пошлины на сырую нефть. Однако этого, казалось бы, логичного решения принято не было. Наоборот, в соответствии с постановлением правительства РФ № 276, вступившим в действие с апреля текущего года, «заградительная» пошлина на бензин сохраняется на неопределенное время.
Помимо этого постановление предусматривает введение с 1 января 2015 года 100-процентного коэффициента при расчете экспортной пошлины на темные нефтепродукты. Все бы ничего, но вместе с мазутом в эту категорию попали масла, нефтяные кокс и битум. Но в отличие от мазута, из которого можно и нужно «выжимать» тот же бензин или дизтопливо, эти три продукта являются конечными и не подлежат дальнейшей переработке. Они используются в строительстве дорог, в металлургии. Различные масла и смазки вообще применяются повсеместно. Для этих нефтепродуктов было бы целесообразно сохранить льготные коэффициенты, тем более что предложение масел, кокса и битума на отечественном рынке превышает спрос. Экспорт же этих продуктов помог бы сохранить прибыльность их производства. В противном случае малые и средние НПЗ, на которых велика доля «темных», могут оказаться на грани закрытия вследствие отрицательной рентабельности.
Еще одна проблема отечественной нефтепереработки – акцизы. Первоначально правительство РФ внедрило четкий и логичный механизм стимулирования и поощрения нефтепереработчиков. Перешел на производство более экологичных Евро-5 или Евро-4 – заплатил в два раза меньший акциз. Продолжаешь выпускать Евро-2 – плати по повышенной ставке. С 1 июля 2012 года этот механизм работал исправно. Однако уже со второй половины 2013 года акцизы на топливо класса 4 и 5 начнут увеличиваться, тогда как на класс 3 останутся без изменений. Более того, Минфин предлагает в течение ближайших трех лет вообще сравнять акцизы на классы 3, 4 и 5.
Нефтяники понимают, что пополнять, например, дорожные фонды необходимо, но делать это только за счет усиления налогового бремени нефтепереработки по меньшей мере недальновидно. Во-первых, обнуляются все стимулы для дальнейшей модернизации НПЗ. А во-вторых, акциз – это один из видов потребительского налога, напрямую влияющий на цены. По данным ФАС, уже сейчас в конечной цене продукции акциз достигает 30–35%. Поднимутся акцизы – вырастут цены на заправках. А винить в этом, как всегда, будут нефтяников.
Что же касается мазута, то меры правительства, направленные на стимулирование снижения его производства, абсолютно совпадают с планами компаний. В ЛУКОЙЛе, например, есть целая программа перехода на так называемое безмазутное производство. Эта программа предусматривает резкое снижение выпуска мазута за счет глубокой модернизации заводов и роста производства светлых нефтепродуктов.
Не секрет, что в обществе бытует мнение об отсталости российских НПЗ, созданных несколько десятилетий назад. Но разве можно судить о техническом оснащении предприятия исходя только из года его основания? К примеру, у мировых автопроизводителей есть заводы, построенные в самом начале прошлого века. Но никто ведь не считает, что сегодня автомобили собираются на конвейерных линиях, помнящих Генри Форда.
Современный автомобиль по внешнему виду несложно отличить от машины, сделанной в прошлом веке. Автомобильное топливо также меняется с каждым годом, и, хотя эти изменения не так заметны на первый взгляд, технологии производства бензина за последнее время изменились так же сильно, как конструкция и дизайн автомобилей. В 1990 году 72% автобензина производилось с использованием тетраэтилсвинца, а всего через 10 лет доля этилированного бензина стала менее 1%. Сегодня полностью прекращено применение октаноповышающих присадок на основе свинца, марганца, железа. Чтобы получить высокооктановый бензин без вредных присадок, потребовалось широкомасштабное внедрение сложных процессов риформинга, изомеризации, алкилирования. В планах нефтяников построить еще несколько десятков установок вторичной переработки. При этом речь идет не только о простом увеличении объемов производства для насыщения рынка, но и о внедрении новых технологий, дающих возможность повысить глубину переработки, ее эффективность и позволяющих сократить вредное воздействие автомобильных выхлопов на человека и природу.
Так, в частности, ЛУКОЙЛ открыл научно-исследовательский центр на базе своего Нижегородского НПЗ, в котором создана действующая модель нефтеперерабатывающего предприятия. С помощью уникального оборудования здесь в реальных условиях испытываются новые технологии, которые впоследствии будут внедрены на полномасштабном производстве экологически чистых нефтепродуктов.
Таким образом, представляется, что налоговое законодательство должно стимулировать инвестиции в модернизацию нефтепереработки не только в интересах производителей и потребителей, но и в интересах сохранения благоприятной окружающей среды.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
785
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
813
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1077
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
869

Другие новости