0
10565
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.07.2013 00:01:00

Монолог отставленного директора

Борис Хвостов

Об авторе: Борис Вячеславович Хвостов – до недавнего времени директор Драматического театра имени К.С. Станиславского.

Тэги: москва, театр имени станиславского


москва, театр имени станиславского В конце июня Департамент культуры Москвы провел конкурс на концепцию развития театра. Победил Борис Юхананов. Фото ИТАР-ТАСС

Борис Хвостов, бывший директор Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (а до того – многолетний директор Театра-студии на Юго-Западе), предложил «НГ» свои заметки – «Монолог отставленного директора». Верная своим принципам «НГ» обратилась к заместителю руководителя столичного Департамента культуры Евгении Шерменевой с просьбой дать комментарий. Газета публикует обе точки зрения. Почему вдруг такое внимание театру, который в последние годы не был ни среди лучших, ни среди самых заметных? Отчасти – как раз по этой причине. Это театр, который родился на свет из последней Студии Станиславского, в котором когда-то ставили Анатолий Васильев, Борис Львов-Анохин, шли собиравшие аншлаги спектакли Мирзоева с Максимом Сухановым, на сцену которого выходил Петр Мамонов... За последние годы в этом театре регулярно менялись худруки: Роман Козак, Семен Спивак, Владимир Мирзоев, Татьяна Ахрамкова, Александр Галибин, Валерий Белякович... В конце июня Департамент культуры провел конкурс на концепцию развития театра, победил в нем Борис Юхананов, ученик Анатолия Васильева, известный своими лабораторными опытами, один из лидеров московского театрального андеграунда 1980–1990-х годов. Прежде чем станет понятно, куда поведет театр новый худрук, предстоит многомесячный ремонт. Однако Юхананов уже заявил, что не собирается никого увольнять, и даже встретился с одним из прежних руководителей, Александром Галибиным. И, вполне возможно, в репертуар будут возвращены какие-то лучшие спектакли прежних лет.

Директора театров обычно люди молчаливые, тем более в публичных конфликтных ситуациях, а уж бывшие директора особенно. И для СМИ они малоинтересны, если, конечно, это не Большой театр. Но откровенная ложь по поводу ухода Валерия Беляковича и смены руководства Театра имени К.С. Станиславского в результате конкурса на замещение вакантных должностей вынуждает меня к этому финальному монологу.
«Московские театры разделят на категории…» – заголовок материала, опубликованного в одной из столичных газет год назад. Их и разделили. Причем впечатление складывается, что разделили  по принципу «свои и чужие». Валерий Белякович и я, работавший с ним много лет директором Театра на Юго-Западе, а последний год – в Театре Станиславского, судя по всему, не попали в список «своих».
Полвека назад забытая ныне некая наша соотечественница на весь мир с высокой трибуны с бесстыдным пафосом прокричала: «Я Пастернака не читала, но поэт он...» Разница лишь в том, что роман «Доктор Живаго» советскому человеку прочитать было почти невозможно, а 40 идущих в Москве спектаклей Беляковича можно посмотреть в любой день недели как в Театре на Юго-Западе, так и в Театре Станиславского, причем для работников Департамента культуры и театральных критиков без всяких финансовых затрат. Однако на наших спектаклях никого из руководителей департамента я не видел.
Ну, хорошо, не ходят! И не хотят ходить в театр! Но за два года работы Валерия Беляковича в Театре Станиславского вышло более 40 публикаций о его постановках и около 30 интервью на радио и ТВ. Значит – еще и не читают, и не слушают. Для них такого режиссера в Москве просто нет. Можно ли при подобном отношении организаторов конкурса рассчитывать на то, что концепцию Беляковича будут читать? Ответ ясен.
Читаю в одной из газет, что уход Беляковича из Театра Станиславского стал результатом недовольства его работой и «снизу» – в труппе театра, и «сверху» – в Комитете по культуре, поскольку, мол, творческая деятельность Беляковича свелась в основном к переносу старых спектаклей из Театра на Юго-Западе на Тверскую.
Но это же неправда! «Уход» НЕ СТАЛ результатом недовольства! Валерий Белякович подал в отставку, сдав в Департамент культуры концепцию, полагая (по примеру мэра Москвы), что предстоящая выборная процедура будет честной и открытой для обсуждения (концепция – это же программа). В отличие от мэра, ему в тот же день подписали заявление без предложения временно исполнять обязанности или каких-либо разговоров о дальнейшем трудоустройстве. А ведь речь идет о судьбе народного артиста России, лауреата Государственной премии за шекспировские постановки, основателя одного из самых знаменитых театров Москвы...
Сегодня все полюбили разговоры об открытости. На словах и конкурсы проводятся открытые, и все открыты к диалогу. Однако вот – наш пример. Ни разу ни меня, ни Беляковича московский министр культуры Сергей Капков к себе не вызывал, а на наши просьбы о встрече – неоднократные – ни разу не ответил. Никаких претензий, замечаний, советов, устных или письменных, за два года от Департамента культуры худруку или мне не поступало.
Далее – о переносе спектаклей. В 2011 году при полной поддержке Департамента культуры (на встрече с замруководителя департамента Евгенией Шерменевой) для временного усиления репертуара на сцене Театра Станиславского играли шесть спектаклей Театра на Юго-Западе. Старый репертуар был крайне беден, ряд спектаклей собирал не более 30% публики. Через год все спектакли Театра на Юго-Западе вернулись на родную сцену. За два года в афише Театра Станиславского появилось девять новых названий: детский спектакль «Белоснежка и семь гномов» (выпущен молодыми режиссерами, учениками  Беляковича), комедия «Спасибо, Марго!» (проект А. Варпаховской, режиссер Г. Зискин, Канада), семь спектаклей выпустил Валерий Белякович, из них четыре – абсолютно новые постановки («Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло; «Последняя ночь Дон Жуана» Шмитта, «Кабала святош» Булгакова, «Дураки» Саймона). Три спектакля – это новые версии постановок Театра на Юго-Западе: «Собаки» К. Сергиенко (неоднократно рекомендовался Депкультом для программы «Всей семьей в театр»), «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Куклы» Х. Грау. Итак, лишь три из девяти спектаклей – это версии постановок Театра на Юго-Западе с новым составом, новыми костюмами и адаптированные к большой сцене. Департамент никаких претензий по этому поводу не заявлял. Хочу заметить, что Борис Юхананов не раз и не два ставил «Фауста», возможно, поставит и в седьмой – на сцене Театра Станиславского. И, так же как и Валерий Белякович, имеет на это полное право.
Теперь – о недовольстве «снизу». Сезон 2012/13 мы начали с новым составом труппы – за штат были выведены 15 человек. Вывели их бесконфликтно, в согласии с профсоюзом. При этом Белякович взял семь молодых артистов. И – никаких скандалов, митингов, одиночных пикетов… Недовольные? Конечно, были. Проверенные кадры, недовольные едва ли не всеми, кого в разные годы партия и правительство бросали на спасение этого театра. Но говорить о недовольных «снизу» как основании для кадровых перемен, уверен, нет оснований. Два актера, закаленные до того в битвах с Александром Галибиным, из которых один – открыто бегал по театру с диктофоном, набирая компромат на худрука и директора. Эту беготню он завершил истерическим криком, что сегодня же несет материалы к Шерменевой, а затем в разговоре с директором докатился до матерной брани и оскорблений. Такое поведение артиста вызвало шок у людей, ставших невольными свидетелями инцидента. Но вот парадокс: в одном случае департамент проигнорировал даже массовые выходы артистов на улицу, как было в ходе решительных перемен в Театре Гоголя. А тут во внимание приняли недовольство двоих, которым поверили на слово?..
Для временного усиления репертуара на сцене Театра Станиславского играли шесть спектаклей Театра на Юго-Западе. «Куклы» – один из них. 		Сцена из спектакля Театра на Юго-Западе «Куклы». Фото с сайта www.teatr-uz.ru
Для временного усиления репертуара на сцене Театра Станиславского играли шесть спектаклей Театра на Юго-Западе. «Куклы» – один из них.     
    Сцена из спектакля Театра на Юго-Западе «Куклы». Фото с сайта www.teatr-uz.ru
Я знаю, что в Депкульте имеется письмо, написанное от имени коллектива театра с просьбой оставить Валерия Беляковича худруком еще хоть на какой-нибудь срок. Там 60 подписей. Было бы намного больше, однако часть людей не считает возможным подписывать что-либо «коллективное», а часть просто боится остаться без работы при смене руководства. Подписание подобных писем – мера вынужденная, но что еще делать людям, которых выслушать иначе никто не хочет.
Если Евгения Шерменева, заявляя о том, что «в коллективе не все в порядке», не сочла нужным приехать в театр или хотя бы вызвать к себе его руководство, чтобы понять – что именно не в порядке, то становится ясно, что истина не нужна. Нужны сплетни, доносы, досужие разговоры, чтобы иметь хоть какое-то основание сделать вброс в общественное мнение. Публичный вброс о том, что в коллективе театра неблагополучно, Евгения Борисовна впервые сделала на каком-то совещании, куда я как директор даже не был приглашен. Об этом факте с выражением крайнего удивления от полученной информации мне сообщили коллеги, бывшие на совещании.
А дальше – в одном из интервью Сергея Капкова спрашивают: «В Театре Станиславского плохо с публикой, как вы к этому относитесь?» Ответ примерно такой: «Я не влезаю в дела худрука, но мы ему на это укажем».
На наш запрос в газету, откуда появилась эта информация, а по нашему мнению – ложь, ответа мы не получили, да и Капков Беляковичу ничего так и не указал.
На «Эхе Москвы» Ксения Ларина беседует с Иосифом Райхельгаузом (в мае): «Театр Станиславского остается в подвешенном состоянии после скандального ухода Александра Галибина. Новое руководство театра в лице Валерия Беляковича и Бориса Хвостова, директора, по-моему, несильно изменили ситуацию. Ситуация остается очень тяжелая». Ответ: «Театр Станиславского – это такое место, которое нужно сровнять с землей и начать все заново».
Вот об этом бульдозере я скажу чуть ниже.
Самое печальное, что все эти добрые люди (не только упомянутые выше), чаще не ведая того, становятся заложниками откровенной манипуляции, а уж организация конкурса творческих программ, по моему глубокому убеждению, – классический пример такой манипуляции. Я благодарен театральным критикам, которые, не желая марать свою репутацию, отказались участвовать в этом «демократическом» эксперименте по продвижению театральной реформы.
Бравурные реляции о том, как хороши дела в реформированных театрах, вставленные Депкультом в доклад мэра на праздничной встрече работников культуры в марте сего года, это не просто ложь, это, я считаю, – подножка градоначальнику. Потому что подлинную и обширную информацию по этому вопросу люди театра знают, и она не такая уж радостная. Хотел бы отметить, что никто не злорадствует по этому поводу.
Неправда порождает удушливую атмосферу слухов, сплетен, страха за свое будущее. А главное – уничтожает перспективу профессиональной деятельности. Если вы, господа управленцы, лишаете художественного руководителя и директора этой самой перспективы, заключая с ними контракты на год, и держите их на коротком поводке, не желая общаться, – вы и людей гробите, и само дело заваливаете.
Среди постоянно поминаемых показателей, важных для руководителей столичного Департамента культуры, – посещаемость. Конечно, важно, чтобы театр имел успех у публики. За два года, что театром руководил Белякович, количество зрителей (без учета контингента, имеющего право на бесплатное посещение) выросло на 40%, доходы от продаж билетов – на 45%. Средняя заработная плата основного состава выросла на 25%. Мы были в пяти гастрольных поездках по России и везде – с аншлагом и бурным приемом. Выпущено девять новых спектаклей, коммерческая заполняемость зала в первом квартале 2013 года составила в среднем 83%. С учетом бесплатников большинство спектаклей прошли с аншлагом. За год моей работы на пустом месте сложилась молодая и креативная административно-управленческая команда. В репертуаре театра 20 спектаклей…
И все это должно быть снесено?! С точки зрения рачительного хозяина, такая ликвидация – это выброшенные на помойку десятки миллионов рублей государственных денег, затраченных на создание спектаклей, ибо по действующему закону основные средства нельзя продать или передать в дар, их можно только уничтожить, это работа режиссера, это публика, выбором которой тоже, получается, пренебрегли... Что бы сказал Иосиф Райхельгауз, если бы такой бульдозер оказался в его дворе?
Я совершенно не против того, чтобы Борис Юхананов творил и делал в театре то, что он хочет и может. Он предлагает много интересного в конкретных названиях своих будущих работ, предлагает сделать мировой театральный центр, уверяет, что за ним придут серьезные спонсорские деньги… В советские времена жесткой идеологии люди, управляющие культурой столицы, в подобных ситуациях сказали бы: «Нам нужна театральная лаборатория и именно в таком замечательно разработанном виде, и именно на Тверской, 23. Спасибо вам, Валерий Белякович и Борис Хвостов, за ваш труд, но сегодня направление творческой деятельности резко меняется. Вы честно трудились на благо российского театра 30 с лишним лет. Давайте вместе подумаем о вашем дальнейшем трудоустройстве». А сегодня людей просто выкидывают на улицу.
И вот еще вопрос – мы, «прежние», уволены по собственному желанию и истечении срока контракта или как проигравшие конкурс? Если последнее, как громогласно заявляет Депкульт, то это юридическое основание для подачи судебного иска относительно легитимности данного конкурса и о защите деловой репутации. А если конкурс ни при чем, то что это за «конкурс»?!
И последнее. Конкурс на замещение вакантных должностей в Театре  Станиславского проходил на фоне острейших судебных тяжб с недобросовестными арендаторами, которые, с одной стороны, в нарушение всех законодательных актов РФ и нормативных документов правительства Москвы испоганили историческое здание в центре города, превратив его в фабрику-кухню (рекомендую москвичам экскурсию вокруг театра), а с другой стороны, вытеснили публику в убогие закоулки, заняв в интересах своего бизнеса театральное фойе... Недоплаты в театральную казну (читай – в казну города) исчисляются миллионами долларов в год, о чем существует акт проверки Контрольно-счетной палаты Москвы от 2010 года.
Ушедшее в отставку руководство театра вело эти судебные дела по прямому указанию министра Сергея Капкова. За год состоялось более 50 судебных заседаний. В настоящий момент судебные дела на гребне разрешения в пользу театра. Я искренне благодарен юристам Москомнаследия и Департамента имущества, активно сотрудничавшим с театром. Департамент культуры как-то не очень участвовал в этой борьбе и сообщения о победах принимал с суровым раздражением. Возникли предположения, что смена руководства каким-то боком связана с судами, но после заверений Евгении Шерменевой и нового руководства театра о том, что эта работа будет продолжена и доведена до конца в рамках закона, оснований так думать не осталось.
Надеюсь, что хоть это – правда.     

Не получилось – значит, не получилось

Евгения Шерменева, замруководителя Департамента культуры Москвы
По пунктам. О том, что будет объявлен конкурс и это решение Департамента культуры, Борис Вячеславович Хвостов был предупрежден мной в марте этого года, когда заканчивался срок его контракта. И в разговоре (не за спиной) на встрече в моем кабинете было предложено заключить новый контракт на срок до окончания контракта Валерия Беляковича, на что было получено согласие. Сразу же был разговор и о том, что будет конкурс, то есть Борис Вячеславович был готов к этому заранее, практически за два с половиной месяца.
Когда уже проводился конкурс, Борис Хвостов пришел ко мне с предложением порекомендовать его как второе лицо любому из победителей конкурса. Он подтвердил свою готовность работать с тем, кто выиграет конкурс, при условии, что этому человеку понадобится директор. После подведения итогов я познакомила Бориса Хвостова с Борисом Юханановым. У них было 10 дней до окончания срока контракта Хвостова, чтобы найти общий язык и попробовать работать вместе. Мои рекомендации к этому были даны все. Решение Бориса Юхананова было однозначным. Не только в качестве директора, но и в качестве заместителя он не видит возможности продолжать работу с Борисом Хвостовым.
Что касается судов. Никто не собирается прекращать действия по узакониванию арендных отношений. Суды идут уже не первый год. И не Борис Хвостов их начал. И у прежнего директора театра Сергея Сосновского тоже была работа по этому вопросу, непростая и неровная. Задача Департамента культуры – привести все юридические отношения в соответствие с законодательством. И заставить работать эти деньги на пользу правительства Москвы (в данном случае – на пользу Театра Станиславского).
Мне кажется, многословность и попытки поддержать себя многочисленными письмами, которые приходят в департамент до сих пор, – это манипуляция окружающими тебя людьми, это никогда не идет на пользу делу.
Не получилось – значит, не получилось. Умный, знающий, интересный профессионал найдет себе работу и дело. Непросто, не сразу, но найдет. Это сложно и трудно, но быть руководителем – всегда риск и отсутствие гарантий.
Моя трудовая книжка исписана полностью. За период работы во МХАТе имени А.П. Чехова ежегодно по решению Олега Ефремова творческая часть коллектива увольнялась и принималась на работу. Или кто-то не принимался. Это были отношения на срочных условиях. И не было гарантий даже в первой половине 1990-х, в самое трудное время. Такой способ отношений означает свободу и независимость. А для творческого человека свобода – самый важный фактор развития.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1192
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1142
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1394
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1141

Другие новости