0
8043
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.09.2013 00:01:00

Лекарство опаснее болезни

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.

Тэги: образование, егэ


образование, егэ Предстоит серьезная процедура. За ней, может быть, не видно того, кто ее проходит... Фото PhotoXPress

Единый госэкзамен – горячая тема. Вот свежие сообщения с ленты новостей. Владимир Путин заявил: «Там есть плюсы и минусы, нужно дальше работать, чтобы совершенствовать систему». А Дмитрий Медведев заметил: ЕГЭ – «удачная форма испытания знаний», но  «необходимо создавать и другие варианты»...
Стадия суматохи
Лет 40 тому назад в одной из газет (кажется, в «Литературной») я прочитал яркую статью академика Виктора Михайловича Глушкова. Основываясь на своем немалом опыте (он, по существу, руководил программой внедрения АСУ – автоматизированных систем управления – в народное хозяйство СССР), Глушков предложил следующую шутливую периодизацию великих свершений: шумиха – неразбериха – суматоха – наказание невиновных – награждение непричастных. В каждой шутке есть доля шутки. В данном случае эта доля невелика.
Судя по последним громким событиям с ЕГЭ, мы завершаем третий этап, то есть находимся в стадии всеобщей суматохи с явными элементами паники. Об этом говорят ежедневные «Новости ЕГЭ» в СМИ, напоминающие сводки с фронтов, а также судорожные и совершенно бессистемные попытки внести новые предложения по бессмысленному и беспощадному его совершенствованию. Усилиями многочисленного хора – от экспертов и журналистов до депутатов и сенаторов – создан грандиозный информационный шум. Предлагаются самые разные решения проблемы: что нам делать с ЕГЭ?
Действительно, суматоха. Совсем не факт, что периодизация по Глушкову применима в постсоветскую эпоху. Так, Виктор Болотов, бывший руководитель Рособрнадзора и один из отцов-основателей ЕГЭ, то есть человек, несомненно, «причастный», награжден постом вице-президента РАО. Его преемница Любовь Глебова ныне сенатор. А бывший министр Андрей Фурсенко – помощник президента по вопросам образования и науки. В целом можно констатировать, что состоялось награждение довольно большой группы причастных товарищей. Наказания как «виновных», так и «невиновных» не наблюдается.
Верна или неверна теория Глушкова сегодня, узнаем позже. Президент Владимир Путин был прав, когда сказал, что итоги нужно подводить по завершении страды «ЕГЭ-2013». Я убежден, что решения, принимаемые на высшем уровне, должны стать итогом широкой профессиональной и общественной дискуссии. Цель данной статьи – инициировать такую дискуссию.
Не стану скрывать: являюсь убежденным противником ЕГЭ. Моя краткая оценка – компиляция высказываний двух известных людей. Валентин Непомнящий сказал: «ЕГЭ – это чудовищное преступление». Другая цитата принадлежит Талейрану: «Это больше, чем преступление. Это ошибка». (В том смысле, что в отличие от преступления – акта разового – ошибка обладает длительным последействием, и это делает судьбу ее многочисленных жертв особенно трагичной.)
Для обоснования позиции пришлось написать своего рода Краткий курс истории ЕГЭ.
Ошибка методологическая
Благая весть о пришествии в Россию Нового Канона (ЕГЭ) была провозглашена в самом начале третьего тысячелетия от Рождества Христова – в 2001 году, на заседании Госсовета, посвященном так называемой модернизации образования. Цель формулировалась вполне осмысленно и благородно. Предстоит создать:
а) независимую и объективную систему оценки качества знаний выпускников школы;
б) демократичную и объективную систему отбора студентов при зачислении в вузы.
Доказательство целесообразности строилось «от противного». Доминировало стремление избавиться от наследия проклятого прошлого. Предполагалось ликвидировать два конфликта интересов. Первый состоял в том, что учителя, заинтересованные в высокой оценке своего труда, завышали оценки и активно помогали школьникам на экзаменах. Второй конфликт интересов возник в высшей школе: стремление отобрать сильных студентов вошло в противоречие с желанием хорошо подзаработать на вступительных экзаменах. Расцвело массовое репетиторство с элементами подкупа, появились «ректорские списки» и т.п.
Все это действительно имело место, хотя достоверной статистики нет и никогда не было. Но все-таки это не основание для того, чтобы менять плохую систему на много худшую.
Прочитав несколько лет тому назад классический труд Людвига фон Мизеса «Либерализм», я не без удивления узнал, что всю жизнь придерживался либеральных взглядов. Поэтому до недавнего времени не мог понять, почему наши очень влиятельные и известные либералы, сгруппировавшиеся вокруг Высшей школы экономики, активно проповедуют и внедряют чуждые мне идеи. Например, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, научный руководитель этой школы Евгений Ясин, известные журналисты Юлия Латынина и Евгения Альбац искренне убеждены в том, что ЕГЭ – это хорошо. Более того: «альтернативы у ЕГЭ нет».
Подсказку дал Евгений Ясин. По его мнению, независимость суда и независимость ЕГЭ – «это в некотором смысле одно и то же». Это переход от ограниченного доступа к общественным благам к порядкам открытого доступа, то есть действиям по определенным правилам («НГ» от 27.03.12, «ЕГЭ без доверия»). Иными словами, ЕГЭ – это мощная воспитательная мера, необходимая для подталкивания общества к светлому либеральному будущему.
Как хорошо известно, главная причина зависимости судов и коррупции – распространенность правового нигилизма. А если точнее, отсутствие правосознания (в том числе у правоохранителей, многие из которых руководствуются каким-то очень левым правом). Очевидно, что в основе выявленных (и невыявленных!) разнообразных и многочисленных форм мошенничества при сдаче ЕГЭ лежит та же причина.
Но тогда получается, что тезис Ясина – из разряда саморазоблачений. «Егэфилы» прекрасно представляют себе реальный уровень правосознания в стране и ясно понимают, что строительство правового государства – задача крайне сложная, требующая терпеливой работы и немалого времени. На затею с ЕГЭ можно было идти лишь при одном условии: известно некое чудодейственное средство (типа вакцины совести), гарантирующее честное проведение экзаменов. Но если такое средство известно, то при некоторой его модификации за короткий срок можно и коррупцию извести, и независимость судов обеспечить. Этого не произошло. Следовательно, проект ЕГЭ изначально был утопией сродни построению коммунизма.
Теория Черномырдина получила новое развитие: «Хотели как лучше, а получилось много-много хуже, чем всегда». Резко усугубили ситуацию крупные ошибки, провоцирующие миллионы человек на достижение высоких результатов любой ценой. ЕГЭ был придан судьбоносный характер. Всего от двух-трех экзаменов зависит судьба выпускника. Соответственно у родителей появилось серьезнейшее дело. Учителя школ и директора крайне заинтересованы в хороших результатах: от этого напрямую зависят зарплаты и финансирование. В аналогичном положении работники управлений образования на всех уровнях (включая Минобрнауки, которое почему-то, вопреки собственным призывам к независимости оценки, само оценивает результаты своей деятельности) и даже губернаторы. Система ЕГЭ – мощный ускоритель безнравственности (начиная с юных лет!).
В фольклоре, сложившемся в истории «асучивания» (внедрения АСУ), причина провала формулировалась так: «Нельзя внести порядок в беспорядок». Эта же причина – главная в крахе «объегэривания» (внедрения ЕГЭ). Попытки быстро упорядочить массовый хаос в головах не могут быть успешными.
После многочисленных потрясений в России ХХ века общественное сознание пребывает в состоянии хаоса: ни у «верхов», ни у «низов» нет ни прочных идеалов, ни ясных целей. В таких обстоятельствах рассчитывать на скорую ликвидацию разрухи в головах не приходится. Вечный вопрос «Кто сторожит сторожей?» имеет такой ответ: страх и совесть. Но резкое ужесточение процедур ЕГЭ и массовые репрессии не изменят ситуации и поэтому невозможны (несмотря, скажем, на всю заманчивость идеи расставить видеокамеры в туалетах в дни проведения экзамена – именно там происходят многие события). А расчет на резкое коллективное прозрение и всероссийскую эпидемию, пробуждающую совесть, утопичен.
Итак, цель ЕГЭ – создание объективной независимой и единой для всей страны системы оценивания знаний в обществе победившего цинизма – была нереалистична изначально.
Другая методологическая ошибка идеологов ЕГЭ – вера в то, что можно оценить человеческое знание с помощью массовых предельно формализованных процедур. Нельзя полностью формализовать то, что не формализуемо в принципе. Человек – существо в высшей степени сложное. Человеческое знание и процесс образования человека, то есть процесс обретения им человеческого образа, тоже. Поэтому последовательная формализация при массовой оценке знаний возможна лишь при полной примитивизации испытаний. Что и произошло...
Необходимо было смириться с тем, что формальной оценке подлежат лишь немногие элементы общей культуры. Человека нельзя отстранить от экзамена – необходим диалог экзаменатора и экзаменуемого (а вот приглашать подлинно независимых экзаменаторов можно). Тотальное применение формализованных процедур к гуманитарным предметам – это полное непонимание их сути. Да и в естественно-научных предметах, математике и информатике все далеко не так просто, как кажется сторонникам ЕГЭ.
Тем не менее границы применимости при формализации были грубо нарушены.
Итак, первая методологическая ошибка в истории с ЕГЭ – это агрессивное и непрофессиональное вмешательство в два крайне сложных и во многом непознанных мира: общественное сознание в его реальном состоянии и процесс познания. Нарушен основополагающий принцип, продиктованный элементарным здравым смыслом: «Не суйся в воду, не зная броду». Разве можно ставить эксперименты над миллионами, то есть эксперименты в особо крупных размерах, для проверки своей любимой идеи? А ведь ЕГЭ не единственная крупная идея, осенившая «светлые головы» наших горе-реформаторов.
Ошибка политическая
Политическая ошибка – выбор стиля управления проектом. Это непосредственное следствие господствующей сегодня концепции вертикали власти. Хотя эта концепция не сформулирована явно, смысл ее прост: все ключевые решения в современной России принимает крайне ограниченный (и количественно, и качественно) контингент лиц, распределяющих ресурсы. При таких правилах игры доминируют административно-командные методы: решения вышестоящих товарищей неуклонно должны проводиться в жизнь (часто, впрочем, дело ограничивается видимостью исполнения). Странное дело, почему наши «либералы», являющиеся вечными противниками административно-командной системы, в применении к модернизации образования поступаются своими принципами?
ЕГЭ изначально был обречен на триумфальное шествие по российским просторам и всесокрушающий успех. Как и в советское время, речь могла идти лишь о некотором недоперевыполнении планов и исправлении отдельных недостатков. Словом, о перманентном совершенствовании.
Фактов, подтверждающих данную оценку, предостаточно. Остановлюсь на двух.
Во-первых, об очень крупных дефектах системы и необходимости радикальных перемен сегодня говорят даже многие сторонники ЕГЭ. Но совершенно очевидно, что эти недостатки следовало выявить в ходе многолетнего эксперимента, тем более что оппоненты ЕГЭ неоднократно указывали на них в многочисленных критических статьях и выступлениях (см., например, две «Белые книги ЕГЭ», изданные на журфаке МГУ). Это означает, что итоги эксперимента были предопределены сверху. Результаты подтверждают старое правило: «Все педагогические эксперименты заканчиваются фантастическим успехом, а соответствующие реформы – бешеным провалом».
Во-вторых, несмотря на многочисленные протесты, все законы о ЕГЭ беспрепятственно проходили через Государственную Думу (при полной поддержке фракции «Единой России») и Совет Федерации. И очень оперативно подписывались президентами. И Владимир Путин, и Дмитрий Медведев неоднократно утверждали: «У ЕГЭ больше плюсов, чем минусов». А перед комиссией Аркадия Дворковича изначально была поставлена задача «совершенствования», но не честного и полного анализа всех обстоятельств.
Решимость власти любой ценой внедрить ЕГЭ неизбежно породила отрицательный кадровый отбор лиц, активно участвующих во внедрении на всех стадиях. Нужны были не вечно сомневающиеся профессионалы, а преданные исполнители команд сверху. Поэтому удивляться изобилию непрофессиональных решений не приходится.
Согласно Конституции, верховный носитель власти в России – народ. Каждый эпизод нашей истории – итог пассивных или активных действий двух ветвей власти – государства и общества. При внедрении ЕГЭ власть была чрезвычайно активна, а общество – пассивным.
Нельзя сказать, что сопротивление отсутствовало. В многотомной «Истории ЕГЭ» множество критических мнений и описание акций протеста. Наиболее показателен эпизод мая 2004 года. Тогда было опубликовано открытое письмо президенту Путину «Нет – разрушительным экспериментам» от 420 известных ученых и педагогов (среди подписавших около 100 членов академий). Вопреки правилам работы с письмами трудящихся ответа из администрации президента (тогда ее возглавлял Дмитрий Медведев) не было...
Отсутствие целенаправленных организованных действий общества (и в первую очередь профессиональных сообществ) объясняется не поддержкой ЕГЭ (она невелика), а очень высоким уровнем конформизма. Старая пословица «плетью обуха не перешибешь» в современном варианте: «Ну что толку протестовать? Все равно «они» все сделают по-своему»...
В принципе в России конформизм как защитная реакция необходим: от власти постоянно ждешь какого-нибудь подвоха. Но границы его применимости сегодня очень сильно превышены. При таком состоянии общества исторические прорывы невозможны, а ускорение деградации страны гарантировано.
Масштаб бедствия
Распространено мнение: ЕГЭ – системная ошибка. Исходя из определения «Системная ошибка – это ошибка, разрушающая систему», обосную этот тезис.
Есть две причины системной ошибки: изначальная порочность проекта и бездарная реализация. Строго говоря, чтобы угробить дело, достаточно одной из этих причин. Вряд ли органические пороки проекта могут быть устранены при самой разумной его реализации. И напротив, совершенно разумный проект можно напрочь загубить дурным его исполнением.
В нашем случае сочетание двух негативных факторов дало кумулятивный (может быть, синергетический?) эффект. Возникло нечастое явление: свершилось рукотворное бедствие в особо крупных размерах. Образно говоря: «хвост» (ЕГЭ) стал вилять «собакой» (российской школой).
Как правило, все громкие обсуждения ЕГЭ связаны с процедурой: найдем хорошую процедуру проведения – получим хороший ЕГЭ. Но все обстоит много хуже...
Вот наиболее серьезные признаки разрушения.
1. Система ЕГЭ развращает все общество: она провоцирует на безнравственное поведение миллионы людей (см. выше). При этом число ситуаций, порождающих конфликты интересов, резко увеличилось. Система ЕГЭ не сработала как механизм, ограничивающий коррупцию. Самое печальное, что в зоне бедствия оказались совсем молодые поколения.
2. Схема продавливания любой «инновации» независимо от степени ее дури, отработанная с ЕГЭ, активно тиражируется: закон об образовании, критерии неэффективности вузов. Растет и масштаб: реформа академий.
3. В большой мере вечные цели школы материализуются в экзаменационных испытаниях. С введением ЕГЭ эти цели («сейте разумное, доброе, вечное») подменены примитивной целью: сдать два-три экзамена с плохо продуманными заданиями в рамках никуда не годной процедуры.
4. Учение – это в первую очередь большой и хорошо организованный совместный труд ученика и учителя. Сегодня учитель вынужден сосредоточить внимание на подготовке к ЕГЭ. Объем труда, выполняемого школьниками за годы обучения, резко упал. Сильно понизился уровень общекультурных требований по сравнению с советскими временами. Главное занятие старшеклассников – бегание по репетиторам и олимпиадам. Не до учения. Это система воспитания поколения с большим числом малограмотных ленивых начетчиков.
5. Развивается клиповое сознание и порхающее мышление. С устранением сочинений и уменьшением числа письменных работ резко снижаются способности к осмыслению и самостоятельному созданию текстов. Фактический отказ от устных экзаменов губительно сказывается на устной речи (а тем самым и на мышлении). Способности к ведению диалогов падают. Явная деградация общей культуры и отсутствие эрудиции подрывают способность к ассоциативному мышлению. Экзамены утратили свою очень важную функцию систематизации: при подготовке «по билетам» учатся приводить свои знания в систему.
Главное качество человека – способность к поиску, распознаванию и созданию смыслов – пока никто не отменял…
6. Учитель, который «в связи с утратой доверия» отстранен от экзаменов и зарплата которого напрямую зависит от результатов ЕГЭ, превратился в существо униженное и оскорбленное. В такой роли весьма затруднительно оставаться человеком творческим и увлеченным.
7. На фоне общего глубокого кризиса книгоиздания и книгораспространения расцвела великая русская ЕГЭ-литература с очень большим числом названий и громадным общим тиражом. Идеей ЕГЭ пронизана и большая часть книг, журналов, статей для учеников и учителей. Методическая культура деградирует.
8. Явное и быстрое снижение уровня знаний и общей культуры студентов отмечается в вузах. Плохо подготовленный выпускник – это практически всегда слабый студент.
Общий итог таков: школа, превращающаяся в институт натаскивания на ЕГЭ, разрушается как важнейший человекообразующий и народообразующий институт. Лекарство оказалось много опаснее болезни. Сработало вечное правило: всякая идея, проведенная с должной последовательностью, перешедшей в тупую упертость, неизбежно приводит к полному абсурду.
Что делать? Отменять ЕГЭ. При таких масштабах бедствия и принципиальной невозможности совершенствования сохранение системы – это «рубка кошке хвоста по частям». Занятие высокогуманистическое и увлекательное. Греющее душу фигурантам и соучастникам «дела о ЕГЭ». Но прямо противоречащее национальным интересам. Чистое вредительство.
Есть, впрочем, альтернатива. Чтобы соответствовать незыблемым принципам государства диктатуры закона, следует принять закон об отмене в России здравого смысла. В этом законе должны быть статья, запрещающая быть сегодня умнее, чем вчера, и статья о категорическом запрете госслужащим признавать ошибочность своих действий. А еще следует в законодательной форме отменить пресловутый принцип Гиппократа «Не навреди!». Козьма Прутков и Салтыков-Щедрин отдыхают…
Что выберем?    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1560
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости