В июне прошел ежегодный Бизнес-форум 2014, организованный Российско-Британской торговой палатой (РБТП). Палата была создана в 1916 году и через два года будет отмечать свое столетие. Темой форума стал актуальный вопрос: «Россия и Британия – строительство бизнеса в нынешних условиях». Открыл форум приветственной речью патрон РБТП – член британской королевской семьи, внук короля Георга V и королевы Марии, двоюродный брат королевы Елизаветы II, внучатый двоюродный племянник российского императора Николая II, его королевское высочество принц Майкл Кентский. Продолжил открытие форума почетный президент РБТП, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Александр Яковенко. В течение трех сессий форума речь шла о том, является ли Россия хорошим рынком для британского экспорта, о британских визах для россиян, о возможностях для двусторонних инвестиций, о том, что нужно для успеха на российском рынке.
Специально для «НГ» комментарии об итогах форума дал почетный президент РБТП, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Александр ЯКОВЕНКО.
– Как вы оцениваете итоги форума?
– Первое, на что было обращено внимание сегодня, – это необходимость выстраивать и поддерживать долгосрочные отношения. Был отмечен рост российско-британской торговли в прошлом году. Британский и российский бизнес демонстрируют стремление к поддержанию долгосрочных отношений, что является залогом успеха торгово-экономических отношений. Вне зависимости от тех проблем, которые сегодня существуют в политике двусторонних отношений, мы чувствуем, что британские деловые круги заинтересованы в дальнейшем развитии торгово-экономических отношений, и это, пожалуй, самое главное. Об этом говорила региональный представитель отелей «Интерконтиненталь», сообщившая о развитии деловой активности компании России. Сэр Мартин Соррелл, основатель и президент WPP, говорил о высокой устойчивости российского рынка, его перспективности, возможности к его дальнейшему развитию в тех областях, которые являются сегодня ключевыми: это вопросы, связанные с цифровыми технологиями, мобильной связью.
На сегодняшний день фокус внимания британских деловых кругов, включая инвесторов, находится не в области энергетики, как это было в прошлом, а в области высоких технологий. И большинство выступавших подчеркнули не просто лидирующую роль России в этих областях, но и своего рода системообразующую роль, в том числе на пространстве стран БРИКС. Это абсолютно новая тенденция, новые возможности, связанные с современными хайтековскими технологиями. Это новое измерение, и его очень тонко чувствуют здесь, в Великобритании. Это первое. Второе, несмотря на политические трудности, которые существуют между двумя странами, количество членов Российско-Британской торгово-промышленной палаты растет, приходят более крупные компании. И третье, на что бы я хотел обратить внимание, это то, что если ранее многие компании связывали свой бизнес в основном с Москвой, Санкт-Петербургом, другими крупными городами, то сейчас особый акцент будет делаться на регионы. Мы как посольство эту тенденцию активно поддерживаем и стараемся укреплять этот интерес путем организации дополнительных поездок британских деловых кругов в российские регионы, принимать российские регионы здесь, в Великобритании. Так что сегодняшний день работы показал позитивные тенденции, что свидетельствует о долгосрочных интересах Великобритании и британского бизнеса в России.
– Как вы оцениваете ситуацию с санкциями по отношению к России в экономическом и политическом плане?
– Тема санкций сегодня не обсуждалась. Здесь люди говорят о том, как развивать отношения, а не то, как их ограничивать. У деловых кругов, участвующих в сегодняшнем мероприятии, совершенно другая повестка дня.
Торговый представитель Российской Федерации в Великобритании Борис АБРАМОВ говорил на сессии о возможностях двусторонних инвестиций. Специально для «НГ» Борис Абрамов дал свои комментарии.
– Отражается ли текущая политическая обстановка в мире – в частности, острый украинский вопрос – на интересе к России?
– Мы не отмечаем снижения интереса к развитию бизнеса с Россией со стороны английских деловых кругов. Интерес по-прежнему высокий, мы в торговом представительстве получаем большое количество запросов от британских компаний, которых интересует возможность установления деловых отношений с партнерами в России, и, естественно, сохраняется интерес и с российской стороны. В России есть предприятия, которые уже давно имеют хорошие отношения с Великобританией, есть и компании, которые только пытаются устанавливать сотрудничество. С обеих сторон в последние месяцы мы наблюдаем стабильный интерес к развитию деловых связей. Данный форум – это дополнительное подтверждение обоюдного интереса и того, что последние события мало повлияли на снижение интереса бизнеса к развитию двустороннего сотрудничества.
– Изменилась ли сфера направленности интересов в России?
– Для того чтобы прослеживать тенденции, прошло еще слишком мало времени. Отраслевой срез по-прежнему остается прежним. Если будут какие-либо изменения, об этом можно будет говорить через относительно продолжительное время – скажем, через год. Внешнеэкономический процесс, как и любой другой, – довольно инерционный. Скажем, если люди приезжают на ярмарку или выставку, которая проводится здесь, в Великобритании, то их планы об участии в ней принимались год назад. Процесс оформления, завоз экспонатов – это же занимает месяцы, поэтому подготовка к мероприятиям была инициирована много месяцев назад, задолго до всех политический коллизий. Так что показателем, я думаю, будет осень. У нас на осень запланировано много интересных двусторонних торгово-экономических мероприятий. Я надеюсь, что все они будут успешно проведены, в том числе и с участием Российско-Британской торговой палаты.
– На форуме обсуждались вопросы новых интересов в России, вне нефтегазовой отрасли. Как вы думаете, снижение интереса к нефтегазовой отрасли и рост интереса к хайтековским технологиям в России связаны с проблемами поставок газа в Европу?
– Я не думаю, что это связано с газовыми проблемами.
– Насколько Британия открыта для сотрудничества с российскими компаниями?
– За пределами тех санкций, которые уже введены со стороны ЕС, никаких дополнительных дискриминационных мер со стороны Великобритании в отношении России до сих пор не предпринималось. В этом смысле Великобритания остается открытой, и условия ведения бизнеса здесь одинаковы для всех участников, в том числе и из России. Никаких ограничительных мер в последнее время, в том числе и в сфере выдачи въездных виз в Великобританию, как это было сегодня подтверждено представителем соответствующего британского государственного ведомства, не вводилось. Думаю, что если и есть какие-то сложности, то это никак не связано с национальной принадлежностью компаний.
– Каков состав организаций, которые обращаются к вам?
– По большей части это российские компании, потому что мы все-таки представители российского государства здесь. Тем не менее доля английских фирм тоже велика.
– С чем связаны вопросы, по которым обращаются к вам?
– Весь спектр вопросов, который интересует бизнесменов. Как выйти на рынок, как найти партнера, как решить уже существующие проблемы, как проверить партнера в Англии или в России, насколько он надежен, не подставное ли это лицо. Анализ рынка, какие возможности есть в той или иной сфере бизнеса. То есть полный спектр вопросов, который связан с ведением бизнеса, государственным регулированием бизнеса как с английской стороны, так и с российской.
– Если к вам приходят с проблемами, то какого они характера?
– По-разному бывает, главным образом это проверка надежности партнера.
– Правительство Британии предоставляет какой-либо сервис, как, допустим, в России на сайте налоговой инспекции легко проверить как себя, так и контрагента?
– Минимальные данные можно проверить самому через Интернет. Но есть службы, которые осуществляют проверку более глубоко, и у нас хорошие партнерские отношения с подобными службами, поэтому мы можем предоставлять такую подробную информацию российским организациям.
– Вы работаете на увеличение числа российских предпринимателей в Британии? Или в чем ваша цель?
– Мы работаем на увеличение объемов двустороннего сотрудничества. Как любое сотрудничество, оно выгодно обеим сторонам. Поэтому мы заинтересованы в развитии экспорта, импорта и в привлечении британских инвестиций в Россию. Но мы смотрим на весь этот процесс именно с российской точки зрения, мы в первую очередь, конечно, работаем на продвижение интересов российских партнеров.
– А если говорить об активности российских предпринимателей в Британии? Какие сферы деятельности у них доминируют?
– Основу российского экспорта в Британию составляет углеводородное сырье. Хороший пример сотрудничества в этой сфере – проект British Petroleum по разработке доманиковых отложений в Волго-Уральском регионе: разведка, добыча, транспортировка, переработка. Также интенсивно развивается сотрудничество в области финансов, фармацевтики, в целом – в сфере медицины, в области розничной торговли, энергетики, металлургии, машиностроения. Отраслей много.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей НИКИТИН, выступивший на сессии о возможностях для двусторонних инвестиций, впечатляюще представил существенные изменения в РФ. После выступления Андрей Никитин поделился своими комментариями специально для «НГ».
– Наболевший вопрос о санкциях к России. Какие экономические и политические последствия вы видите в России после применения санкций?
– Вы знаете, мы видим, что иностранные компании, которые работают в России, в том числе британские, хорошо зарабатывают и хотят работать в России и дальше. Санкции, применяемые сейчас, конечно, очень неприятны, но мне кажется, что это не самое главное, и я надеюсь, что это временный этап. Я вижу, насколько хорошо иностранный бизнес может работать у нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы это сохранялось.
– По поводу нового сервиса в России – открытия компаний онлайн. Данный сервис доступен для иностранных компаний и частных лиц в том числе или пока только для российских граждан и компаний?
– Пока сервис доступен для российских граждан. Сервис работает в тестовом режиме. Мы и налоговая инспекция видим кое-какие проблемы, но я думаю, что в течение этого года сервис будет доступен как для резидентов РФ, так и для нерезидентов.
– Сколько дней занимает онлайн-регистрация фирмы в данное время?
– Регистрация общества с ограниченной ответственностью происходит максимум в течение семи дней. Но мы стремимся данный процесс значительно ускорить.
– Кто был инициатором участия Агентства стратегических инициатив в данном форуме?
– Нас пригласил директор Российско-Британской торговой палаты в России Алан Томпсон. Мы всегда советуемся с бизнесом. Российский бизнес, иностранный – для нас важно, чтобы он успешно работал. Поэтому мы давно и активно сотрудничаем с Аланом Томпсоном. Как и с американской, немецкой, итальянской и другими палатами. Дружим со всеми. АСИ – это проектная площадка. Все, что бизнес считает проблемой или барьером, мы переводим на язык, понятный чиновникам, и стараемся это решить. У нас учетный управленческий подход, и если бизнес или, например, палата заявляет, что для них чувствительна какая-либо процедура, которая является неэффективной, мы инициируем процессы ее изменения.
Роджер МАННИНГС, председатель совета директоров Российско-Британской торговой палаты, входит в состав совета директоров РБТП с 2005 года и в июле 2012 года был избран на пост председателя совета. После форума Роджер Маннингс поделился своим британским взглядом на текущую ситуацию.
– Вы являетесь членом палаты в течение почти 10 лет. Видите ли вы какие-либо изменения за это время в российско-британских отношениях?
– Я думаю, что мы действительно в особенно сложной ситуации в данный момент из-за вопроса, связанного с Украиной, и бизнес идет не как обычно. Но вектор между Россией и Британией в целом в последние годы положительный, и я думаю, что это связано в том числе с улучшением бизнес-среды в России. До сих пор есть над чем работать, российское правительство и администрация работают над этим. Многие бюрократические вопросы уже были облегчены, также многие коррупционные вопросы были решены. Думаю, что вектор позитивный, но в данный момент он серьезно нарушен из-за международной ситуации.
– Достигли ли вы всех поставленных целей на данном форуме?
– Мы показываем возможности для британских компаний в России и российских в Британии. Это наша роль. Помогаем российским компаниям выйти на британский рынок, а британским компаниям – на российский. В нынешней политической ситуации это стало более сложно. Мы стараемся помочь наладить длительное сотрудничество.
– Как часто вы бываете в России?
– Каждые три-четыре недели.
– Сегодня обсуждался вопрос британских виз для граждан России. Как вы находите процесс оформления российских виз для граждан Британии?
– На мой взгляд, процесс хорошо функционирует. Я думаю, что в настоящий момент не много британских граждан хотят приехать в Россию. Это число значительно меньше российских граждан, желающих прибыть в Великобританию.
Джереми ОППЕНГЕЙМ, директор развития и слияния Home Office (департамент Великобритании, отвечающий за иммиграционные вопросы), выступая, сообщил, что Россия находится на третьем месте по числу посещающих Великобританию, после Китая и Индии. После выступления Джереми Оппенгейм специально для «НГ» любезно ответил на вопросы, волнующие многих россиян.
– Это правда, что Великобритания значительно сократила количество выдач виз россиянам из-за текущей ситуации между Россией и Украиной?
– Нет.
– Через какое время планируется решить проблему с затягиванием выдачи виз россиянам? С чем это связано?
– Некоторые визы недавно были задержаны в связи с переходом на нового коммерческого провайдера и из-за некоторых внутренних изменений порядка обработки. Мы стремимся обработать 90% всех виз в течение 15 рабочих дней. В настоящее время мы обрабатываем приблизительно 75% заявок в течение этого времени. Планируем вернуться в рамки наших стандартов обслуживания клиентов в течение ближайших трех недель. В то же время заявки на визы должны быть сделаны как можно раньше.
– Какие изменения ждут россиян в процессе выдачи виз?
– Мы постоянно ищем пути повышения уровня обслуживания клиентов, который мы предлагаем заявителям из России. Наша цель заключается в предоставлении услуг мирового класса. Заявители определенных категорий могут сохранять у себя на руках паспорт, пока рассматривается их заявление на визу. Мы также предлагаем премиум-комнаты отдыха в наших визовых центрах и приоритетный визовый сервис, который предлагает более быстрое время обработки.
– Какие контакты россияне могут использовать для бесплатной консультации? Могли бы вы предоставить адрес электронной почты и номер телефона в Великобритании и в России?
– Бесплатные консультации не предоставляются. Мы считаем, что платные услуги могут повысить уровень охвата и спектра предоставляемой нами информации. Желающие могут связаться с нашей международной сервисной службой по телефону или электронной почте. Информация предоставляется на английском и русском языках.
– Через сколько лет будет возможен безвизовый въезд для россиян? И планируется ли возможность получения виз по электронной почте (как, например, это практикуется в Объединенных Арабских Эмиратах) как минимум для россиян, которые уже были в Британии ранее?
– Великобритания регулярно пересматривает свой визовый режим, что включает в себя нововведения в нашей визовой системе.
– Планирует ли Великобритания увеличение числа студентов, туристов из России и на сколько?
– Мы приветствуем посетителей и студентов в Великобритании, в том числе из России. У нас нет никаких планов по увеличению их числа до определенного уровня.
– Планируется ли система получения гражданства Великобритании в течение трех месяцев после осуществления инвестиций по инвестиционной программе? Как это, например, практикуется на Сейнт Киттс и Невис.
– У нас нет никаких планов по внедрению быстрого получения гражданства таким образом.
Лондон