0
3767
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.12.2014 00:01:00

Конституция России. Требуются республиканцы

Сергей Цыпляев

Об авторе: Сергей Алексеевич Цыпляев – президент фонда «Республика», член Комитета гражданских инициатив, участник Конституционного совещания 1993 года.

Тэги: конституция, россия, республика, республиканцы, патриотизм


Ожидание чуда – одна из слабостей русского народа, считал Николай Бердяев. Мы ждем, что возникнет, откуда ни возьмись, мудрая и честная власть, заботящаяся об интересах народа и страны, сама по себе наладится экономика, кто-то наведет порядок, вычистит соседний лес и ввернет лампочку в подъезде. Главное – горько заплакать (написать жалобу), дождаться Василисы Премудрой (желательно президента), которая скажет: «Не плачь, Иванушка, ложись спать, утро вечера мудренее. Вот тебе инструкция (послание, указ, но лучше деньгами), выполни ее, не рассуждая, но не дай бог тебе проявить инициативу. И тогда будет тебе счастье (зарплата и пенсия)». В сказках заложены самые глубинные народные традиции, которые мы буквально всасываем с молоком матери.

Каждый год в День Конституции начинается разговор о том, что Конституция «не работает», в тексте надо изменить вот это, дополнить это, обязать, потребовать, заставить… Мы ждем, что Конституция будет работать сама, без наших усилий, в автоматическом режиме, как регулятор Уатта. Устроимся у телевизора и будем наблюдать увлекательный политический процесс. Эти представления разделяет и мыслящая часть общества. Главное – написать правильные тексты законов и «само пойдет». Удивительно, почему человечество не разработало «коробочный вариант» государственного устройства. Приезжаешь в любую страну, проводишь весь пакет законов через племенной совет – и заработала «скатерть-самобранка»!

Конечно, хорошо сработанная Конституция формирует нравы и обычаи, но опыт ельцинской, брежневской и сталинской Конституций свидетельствует, что сильнее конституционных формул оказываются «народные понятия» о том, как должно быть организовано общество. Наша любимая традиционная модель – «вождь и племя». Непогрешимый и несменяемый вождь возглавляет племя, которое не допускает внутри себя разномыслия и (самое наказуемое) чьих-либо еще претензий на лидерство. Необходимость только такого устройства объясняется угрозой нападения соседнего племени, поэтому важна постоянная мобилизация, подавление любого разногласия во имя единства. Именно это поведение интуитивно признается патриотическим. Предоставленные сами себе, мы непременно собираем эту модель, как автомат Калашникова, во всех сферах общественной жизни – политике, экономике, науке, культуре. Не будут поняты и приняты структуры, в которых нет ясного понимания, кто главный начальник, принимающий решения.

Наша Конституция утверждает республиканское устройство общества. А это требует принципиально иного самоощущения и поведения граждан. Республика – как общее дело – не может существовать без республиканцев – равноправных, самостоятельных граждан, крепко стоящих на ногах и живущих своим умом, уважающих и защищающих закон. Такие люди обладают самоуважением, они неизбежно потребуют и создадут самоуправление – самостоятельное решение максимально широкого круга задач там, где они живут, распоряжение налогами, формирование всех органов власти их решениями.

Такая самостоятельная, взрослая жизнь означает для республиканцев готовность тратить силы, энергию, время и деньги (да, даже деньги!) на исполнение общественных обязанностей, будь то гражданская инициатива по благоустройству, помощи нуждающимся или участие в управлении (как гражданин или как выборное лицо). Республиканец участвует в формировании органов власти, создавая, поддерживая действиями и деньгами политические партии, постоянно интересуясь общественными делами на всех уровнях и проявляя инициативное участие. Если партию финансируете не вы, а олигарх, то почему она должна действовать в ваших интересах? Если вы не выдвигаете и не продвигаете своих кандидатов, то откуда возьмутся новые политики, понимающие ваши нужды? Снова чудо? Заботливо накапливая и культивируя навыки самоуправления, ответственный гражданин понимает: научимся эффективно управлять в городе, селе, регионе – получится и в стране. Невозможно осваивать азы лидерства в процессе «руления страной» – это самоубийственная национальная стратегия.

Ключевое отличие республиканца от верноподданного – признание личной ответственности за действия своей страны, своего правительства. Для него равным образом оскорбительны и неприемлемы утверждения «во всем виновата власть, а мы не можем ничего сделать» и «все придумали и организовали великие и ужасные американцы». Это унижение собственного народа и привитие комплекса беспомощности.

Республиканский взгляд потребует переопределения патриотизма. Да, безусловной остается готовность встать на защиту Родины в военное время. А вот что такое патриотизм в мирное время, ведь мы надеемся, что его будет больше, чем военного? Мало громко кричать «мы всегда во всем круче всех», одобрять и поддерживать любые решения начальства. Не могут считаться патриотами люди, превращающие родную природу в помойку, халтурно выполняющие свою работу, разворовывающие бюджеты – наши общие деньги, складывающие за бугром все нажитое «непосильным трудом». Люди, фальсифицирующие результаты выборов, подрывают государственные устои – взаимное доверие граждан. Истинный патриот горд тем, что он сделал для страны, псевдопатриот требует от общества поощрения за свои «правильные» слова. Ценности свободы и республики лучше сочетаются с патриотизмом, чем традиционные скрепы рабства и верноподданничества.

Военное и мирное время нуждаются в разных системах организации общества. Война требует командной вертикали, единства воли и действия, мобилизации сил и средств. Военизированный порядок нам понятен и привычен, но он блокирует механизмы развития в обществе. Мир нуждается в горизонтальной самоорганизации, свободном творческом поиске, солидарности и сотрудничестве. Если мы хотим быть в числе лидеров развития, то обязаны поощрять и поддерживать разнообразие. Никто наперед не знает точно, что «выстрелит» завтра, станет направлением роста и развития. Мы это уже проходили – мир пошел в цифровую революцию, а партия ставила задачи «догнать и перегнать США по выплавке чугуна и стали». Старшие поколения помнят систему тотального контроля распространения информации. Ксерокс охранялся как ядерный реактор – стоял за железной дверью и на кнопки нажимал специально обученный оператор. Для снятия копии журнальной статьи в открытой печати надо получить согласующую подпись компетентного сотрудника. Невозможно размножить собственноручно изготовленный текст. В дни государственных праздников в учреждениях собирались в закрытом помещении все печатные машинки – вдруг тайный враг размножит на них антисоветские листовки? Какой Интернет, какие персональные компьютеры, принтеры и сканеры! Эта система нежизнеспособна в современном информационном мире, она проигрывает конкуренцию и уходит с исторической арены независимо от мыслей и действий генеральных секретарей и президентов.

Поддержание разнообразия особенно важно в кризисные моменты развития. Кризис – точка поиска новых направлений движения, структур и систем. Нужно стимулировать вариации в системе, а затем развить эволюционно успешные видоизменения. Ужесточение государственного регулирования и единообразия при входе в кризис убивает ростки нового, затягивает и усугубляет фазу распада. Именно в этот момент для генерирования спектра возможностей нужна максимальная свобода частной инициативы и творчества.

Люди, признающие патриотизмом исключительно наращивание военной мощи, установление единомыслия и последующую территориальную экспансию, не раз приводили свою страну (не только нашу) к тяжелейшим катастрофам. Это Первая мировая война и последовавшие революции. Это распад сверхмилитаризованного Советского Союза. Ценой необычайного геройства и самопожертвования советских людей удалось избежать катастрофы в ходе Великой Отечественной войны. Сколько еще раз псевдопатриоты заставят нас пройти дорогой саморазрушения? «Хочешь мира – готовься к войне» – это древнее римское изречение любят цитировать адепты милитаризации страны. Весь последующий опыт человечества свидетельствует о другом.

Хочешь мира – готовься к миру, что отнюдь не означает идеалистического пацифизма. Готовишься к войне – ты ее получишь.

Создание республики предполагает ответ на вопрос, кто такие «мы» и где пролегает граница, за которой начинаются «они». Споры о том, что такое нация, как ее определить и построить, разгораются в России с новой силой. Традиционно нация определялась по генетическому («принцип крови») или идеологическому (религиозный, классовый) принципам. Границы государств редко соответствовали принципам, поэтому внутри страны возникали правильные, государствообразующие «свои» и «чужие» – иноверцы, инородцы, инакомыслящие. Люди крайне неохотно меняют свою идентичность, даже под страхом смерти. Начинается перемещение народов и перемещение границ. Кровавые войны, геноцид, изгнанные народы – всем этим полны века истории. Сегодня в мире перемешивание представителей разных этносов и религий идет столь интенсивно, что возвращение к чистоте принципов просто невозможно. Человечество нашло иное решение – политическая (или гражданская) нация. Ее скрепляют общие история, культура, язык и проект будущего. Вокруг этого будут идти дискуссии, кипеть нешуточные страсти, каждое новое поколение будет пробовать «на зуб» идеи и традиции отцов, подвергая ревизии проект будущего. Каждый, кто по праву стал гражданином страны, кто старается сделать ее лучше и успешнее, стремится к общему благу и уважает Конституцию, является полноправным членом политической нации.

Да, это не вечные заветы предков, высеченные в граните, но это источник движения, развития, шанс выжить в стремительно меняющемся мире в качестве влиятельной цивилизации, а не угасающих обитателей резервации. Для России в существующих границах это единственный выход, попытки вернуться к идеям прошлого запустят дальнейший распад страны.

Республиканец так же опирается на нашу историческую традицию, как и его оппонент. За ним опыт более четырех веков Новгородской республики, проигравшей авторитарному Московскому княжеству. Наша история дает нам различные примеры, мы сами выбираем, что станет нашей точкой опоры.

Весь этот комплекс идей фактически положен в основу действующей Конституции. Но из-за глубокой приверженности привычному порядку вещей россиянам целый век не удается освоить республиканский образ мысли и поведения. Надо быстрее сделать эту культурную работу, если мы хотим быть среди лидеров мирового соревнования цивилизаций.

Предлагаю простой тест на начальный уровень патриотизма наших политических сил. Кто добьется возвращения Дня Конституции в число праздничных дней? Если мы хотим, чтобы Россия была единой политической нацией, а не клубком враждующих этносов, мы превратим День Конституции в главный государственный праздник России. Это день разговора о сущностных основах общества и государства, о Конституции как объединяющем начале нации. Конституция – одна из главных национальных скреп, которые столь увлеченно ищут в древности наши идеологи.

«Народ должен бороться за закон, как за свои стены», – писал древнегреческий философ Гераклит. Постепенно эта идея овладела умами европейцев, здесь корень их достижений. Борьбу за Конституцию и закон начал многонациональный народ России. Участвовать в ней – патриотический долг республиканца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1492
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1701
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1804
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4133

Другие новости