0
4061
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.04.2015 00:01:00

Страна в мире: выбор стратегии

Степан Сулакшин

Об авторе: Степан Степанович Сулакшин – генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, доктор политических наук, доктор физико-математических наук, профессор.

Тэги: россия, брикс, инвестиции, санкции, сила сибири


россия, брикс, инвестиции, санкции, сила сибири Фото Reuters

Россия с 1 апреля на предстоящий год становится председателем группы стран БРИКС. Не стоит обращать внимание на характерную дату: событие достаточно серьезное и имеет разные стороны в своем содержании и своих последствиях.

Во-первых, председательство в группе БРИКС – это ротационный процесс, в котором участвуют по очереди все страны. Он не означает, что у России появляются особые права и преференции, – напротив, это определенные административные заботы и финансовые расходы.

В частности, планируется саммит в начале июля в Уфе, и, как показывает опыт проведения значимых международных форумов, это нагрузка на бюджет и политические усилия. Вместе с тем российская трибуна председательства дает возможность для политических оценок, инициатив и подтверждения своего устойчивого положения в этом объединении.

Формально в годовой программе развития рождающихся финансовых институтов БРИКС есть аналог мирового банка, а также аналог Международного валютного фонда. Но надо четко понимать, что основную долю, и материальную, и политическую, при этом приобретает и удерживает Китай.

Россия, как свидетельствуют политические администраторы с нашей стороны, рассчитывает на получение инвестиций и, пользуясь своим положением, выдвигает около 40 соответствующих проектов, и это обычная традиционная практика страны, которая даже в Антикризисном плане Дмитрия Медведева настаивает, что промышленная политика в России должна базироваться на внешних инвестициях.

Позитивный политический эффект состоит в том, что Россия сохраняет за собой знаковую позицию. И это, несмотря на западные санкции и изоляцию, имеет значение. Но реалии, на которые надо обращать внимание, в связи с этим председательством, существенно не изменятся. А реалии эти таковы, что вслед за председательством России в «большой двадцатке» ее едва ли не исключили из нее, а с заседания в Австралии президенту России по каким-то обстоятельствам пришлось уехать. Участие России в «большой восьмерке» закончилось ее фактическим исключением. Членство России в Совете Безопасности Генеральной Ассамблеи ООН отягощено довольно заметной изоляцией в том, что касается наших инициатив.

Внешнеполитическое положение страны существенно ухудшилось, и БРИКС показывает природу противоречий в зарубежной деятельности России.

Во-первых, наш финансово-экономический вклад в БРИКС несопоставим с китайским и индийским. Во-вторых, в отличие от остальных стран – членов БРИКС в России имеет место финансово-экономический кризис, нарастает спад ВВП – спад, который, даже по официальным прогнозам, составит в 2015 году не менее 4%. По оценкам экспертов, он может быть в 2–2,5 раза больше этого показателя.

Экономическая стагнация в России носит системный характер, связано это с десуверенизацией финансово-инвестиционного контура (причина – сырьевая деформация экономики) и с тем, что наша бюджетная и экономическая зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть запредельна. По сравнению с Советским Союзом эта степень уязвимости и зависимости выросла в шесть раз.

Расчеты на получение инвестиций базируются на той же несуверенной парадигме, которая серьезно подвела Россию в западноцентричной долларовой и нефтеэкспортирующей экономике. С этой точки зрения замена доллара на юань и переориентация труб экспортной поставки непереработанных углеводородов с Запада на Восток принципиально ничего не меняют.

Сами проекты строительства «Силы Сибири», новых трубопроводов по китайскому вектору уже на стадии заключения были практически убыточными в среднесрочной актуальной перспективе. После падения цен на нефть и газ они становятся кратно убыточными. Что руководство страны собирается делать с этим серьезным препятствием для западно-восточного углеводородного маневра, до сих пор не ясно.

Следуя Антикризисному плану, руководство страны надеется «пересидеть» и «переждать» упавшие цены на нефть. Но из официальных заявлений очевидно, что представление о том, как формируются эти цены, глубоко ошибочно. Цены на нефть далеки от балансовых взаимодействий спроса и предложения; достаточно очевидно и уже доказано, что управляются они, если упростить всю схему, из США. В свое время рейгановский «крестовый поход», открывшийся сбросом цен на нефть, в течение шести лет привел к краху Советский Союз. Есть основания предполагать, что западное консолидированное решение, вызванное неожиданной попыткой независимого поведения России в Крыму и в Украине, может означать, что цены на нефть останутся на нынешнем уровне по крайней мере до 2018 года. Резервов для компенсации исчезнувших доходов в российской экономике из бюджета у России недостаточно. Но реальной и решительной перестройки экономической модели не наблюдается.

Несмотря на пропагандистские позитивные и радужные оценки перспектив председательства России в БРИКС, другие страны этой группы хорошо понимают российские реалии. Специалисты-прогнозисты понимают, что дальнейший экономический спад в России без изменения ее либеральной парадигмы неизбежен, и инвестиционные ресурсы можно будет получить только в результате каких-то значительных уступок.

Патриотически ответственный анализ такого заметного политического события, как председательство России в БРИКС, заключается не в том, чтобы в очередной раз трезвонить в фанфары, а в том, чтобы в очередной раз понять, каким пагубным экономически-финансовым путем движется Россия и к каким неизбежным утратам, в том числе в ее внешнеполитическом положении, это будет приводить в дальнейшем.

Вместе с тем аналитические заверения, что БРИКС не направлен против кого-либо, не вызывают доверия. Совершенно ясно, что, рождаясь как экономическая, а теперь и финансовая организация, он обретает ясную политическую перспективу. Объединяется незападный мир, мир не американоцентричный, мир, который по факту начинает формировать второй мировой полюс, и роль СССР в предыдущей двухполюсной модели мира уверенно занимает Китай. С уверенностью сказать о роли России в этом строительстве трудно, потому что нынешний ее тренд практически безоговорочно деградационный. Без его изменения перспектива России в БРИКС – это сателлитная по отношению к китайской стратегии страна. Страна – поставщик сырья, страна – поставщик мозгов (утечка мозгов уже происходит не только на Запад, но и в Китай), страна, слишком контрастно выглядящая со своей деформированной экономикой по сравнению с граничащим с нами Китаем.

БРИКС и председательство в нем в определенной мере усиливают политико-психологические позиции России в ее нынешнем противостоянии с Западом. Но скомпенсировать санкции и сброс цен на нефть, от которого выигрывают все страны в БРИКС, кроме России, нам при сохранении нынешней экономической и финансовой политики не удастся. Пока ответственный анализ и прогноз подменяется политической трескотней и пропагандистскими фанфарами. Этот уровень неадекватности представлений о себе и о себе в мире обходится для страны слишком дорого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1476
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1683
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1787
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4104

Другие новости