0
8966
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.06.2015 00:01:00

Вегетативная социальная жизнь

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН и Associate professor университета «Мемориал» (Канада).

Тэги: общество, социальная жизнь, вегетативное состояние, мыслительные ресурсы, власть


общество, социальная жизнь, вегетативное состояние, мыслительные ресурсы, власть Покой, сладкая нега... Но эти комфортные состояния опасно напоминают предсмертную кому. Фото Reuters

Есть такой термин у медиков: «вегетативное состояние». То есть бодрствование без признаков сознания. Физиологические процессы продолжаются при остановке высшей нервной деятельности. Если использовать вегетативное состояние в качестве метафоры, то аналогичное явление можно констатировать и в социальной жизни. Человек удовлетворяет основные физиологические и социальные потребности, но при этом не задумывается над своими взаимодействиями с окружающими. Его сознание остается «спящим» или направленным на иные, не связанные с общественной жизнью вопросы.

Постоянное осмысление того, как организовать взаимодействие с окружающими, требует затрат времени, внимания и других когнитивных ресурсов. В экономической науке осознание данного факта привело к постепенному отказу от модели совершенной рациональности в пользу рациональности ограниченной (bounded). Сбор всей необходимой для принятия решений информации и ее совершенная обработка признаны слишком затратными, чтобы применяться в повседневности. В результате равновесие на рынке отличается от единственного и оптимального, достижение которого ранее предсказывала теория.

Какие последствия аналогичная экономия на мыслительных ресурсах имеет в социальной и политической жизни? Способов «оптимизировать затраты» здесь более чем достаточно.

В демократии вместо того, чтобы взять на себя тяжесть защиты собственного мнения и принятия информированных решений, можно положиться на мнение большинства. Такая стратегия не только менее затратна, но и обеспечивает популярность среди окружающих. В своих лекциях в Коллеж де Франс Мишель Фуко весьма скептически высказывался о способности граждан выражать непопулярные мнения в условиях как античных, так и современных демократий.

В недемократических системах «экономия на осмыслении» работает по-другому. Здесь на мнение человека по тому или иному вопросу и на его решения оказывают влияние не окружающие – такие же, как он сам, люди, – а вышестоящие, начальство. Собственно, осмыслять ничего и не требуется. За человека думают те, у кого власть. От подчиненного требуется не думать, а выполнять.

Чем более совершенна вертикаль власти, тем слабее потребность в осмыслении происходящего у тех, кто находится в ее основании. За них, собственно, все решено. Триумф воли находящихся на вершине вертикали власти – они могут позволить себе все – оборачивается полным отсутствием воли и даже желания ее проявлять у остальных.

На что же тратятся внимание и когнитивные ресурсы, высвобождаемые в результате экономии на осмыслении? В обществе потребления они идут на обеспечение материального комфорта, на совершенствование потребления. То, что, по мнению экономистов, выглядело слишком затратным при наличии множества альтернативных объектов внимания – оптимизация процесса потребления, – возвращает себе центральное место в помыслах людей.

«Тучные нулевые» служат хорошей иллюстрацией переключения внимания масс с осмысления социальных и политических правил игры на маленькие удовольствия потребления.

Высвобожденные в результате приближения триумфа воли когнитивные ресурсы могли бы быть перенаправлены на другие требующие вдумчивого подхода виды деятельности. Например, на чтение как опосредованную форму социального общения. Полифонический роман, открытый как жанр Достоевским и исследованный Михаилом Бахтиным, предполагает непрерывное общение автора с героями, героев друг с другом, автора и героев – с читателем. Читать написанное в таком жанре произведение желательно вдумчиво, а не на ходу.

Однако, как показывают социологические опросы, россияне тратят все меньше времени на серьезное чтение. Всего за два года – в период с сентября 2012 года по июль 2014-го – число россиян, которые, по данным Левада-Центра, постоянно или часто читают нон-фикшн (работы по истории, науке, культуре, искусству), сократилось с 12 до 9%. Более половины россиян практически никогда не читают подобной литературы.

В периоды экономического кризиса – в конце 2008 – начале 2009 года и начиная с 2014-го – сложнее найти в области потребления применение когнитивным способностям, высвобожденным в результате концентрации принятия всех решений наверху. Просто потреблять становится нечего.

Комбинация централизованных процедур принятия решений и экономического кризиса создает, как представляется, благоприятную почву для расцвета вегетативных форм социальной жизни. Происходящие процессы не требуют особого внимания обычных людей. В политике разберутся и без них, выбор в магазине становится относительно более скромным, хотя и угрозы голода, которая могла бы натолкнуть на новые мысли, нет. Думать не о чем, да и незачем.

Возвращаясь к истокам метафоры вегетативной жизни, стоит упомянуть трудности выведения из состояния искусственной комы (одной из разновидностей вегетативного состояния, используемой в медицине для облегчения восстановления нарушенных физиологических процессов). Возвращение к сознательной жизни чревато кризисами и даже смертью.

Аргентинская лента Relatos salvajes (2014; в российском прокате она вышла под названием «Дикие истории») содержит несколько иллюстраций тех кризисов, которые могут произойти при неожиданном отказе человека от вегетативного существования и его попытках вернуть себе привилегию осмысления происходящего. Невеста, которая в самый разгар свадьбы отказывается воспринимать перспективы супружеской неверности как само собой разумеющуюся плату за обеспечиваемый мужем комфорт. Жертва подавшегося в политику бандита, задумавшаяся в ходе случайной встречи с ним о мщении. Успешный профессионал, начавший бесперспективную борьбу с системой после столкновения с реалиями работы парковочной полиции.

Одна новелла из этого фильма особенно примечательна. Пытаясь увести сына от ответственности за гибель в ДТП по его вине матери и ребенка, человек из аргентинской властвующей элиты устраивает подмену. Дескать, за рулем находился не сын, а садовник семьи, которому предложена солидная компенсация и за которого все продумали глава семейства и юрист. Возмездие тем не менее наступает: отец погибшего ребенка набрасывается на арестованного полицией садовника и убивает его. Ожидание справедливости от работы полиции в Аргентине, видимо, такое же низкое, как и в России (как показывают результаты опроса Левада-Центра, опубликованные в этом году, полиция рассматривается как самый коррумпированный после ГИБДД институт).

Продолжая параллели с медициной, зададимся таким вопросом: можно ли здесь увидеть пример недобровольной эвтаназии, то есть лишения биологической жизни того, кто уже лишился ее осмысленных форм? В качестве варианта завершения вегетативного существования известна и добровольная эвтаназия.

Еще один возможный выбор заключается в согласии на все риски и трудности, сопутствующие возвращению к осознанному существованию индивидуальными или коллективными усилиями. В России такой вариант, однако, пока не слишком популярен. Хотя именно он позволяет избежать эвтаназии в любой ее форме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
641
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2371
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1574
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1201

Другие новости