0
5366
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.09.2015 00:01:00

У истоков московского востоковедения

Анатолий Торкунов

Об авторе: Анатолий Васильевич Торкунов – ректор МГИМО (У) МИД России, академик РАН.

Тэги: лазаревский институт восточных языков, юбилей, мгимо, мив


лазаревский институт восточных языков, юбилей, мгимо, мив Фото с сайта МГИМО

Среди важнейших юбилейных дат этого года особое место занимает 200-летие создания Лазаревского института восточных языков. Почему память об училище для детей армянской общины, отстроенном и открытом в Москве спустя три года после наполеоновского нашествия и пожара 1812 года, заслуживает бережного отношения сегодня, в начале ХХI века?

С одной стороны, история учебного заведения, нареченного именем его создателей – армянских купцов и благотворителей Ивана и Екима Лазаревых, – остается яркой страницей в истории России как многонациональной страны и евразийской державы. Начав с создания пансиона, где дети армян имели бы возможность полноценно освоить и родной, и русский языки, параллельно занимаясь риторикой, философией, математикой, физикой и получая образование европейского уровня, попечители училища быстро открыли его для представителей других народов. Тем самым его превратили, как сказали бы сегодня, в интернациональное учебное заведение.

С другой стороны, попечители – как представители народа, испокон веков имевшего теснейшие торговые связи с арабо-мусульманским Востоком, – очень скоро поняли, что могут быть полезны России, готовя в стенах училища будущих государственных мужей, владеющих персидским, турецким, арабским языками. Пойдя по этому пути, они превратили свое детище в первую отечественную школу «живых восточных языков». Ее воспитанники вносили весомый вклад в разработку и проведение российской восточной политики с середины ХIХ века.

Здесь нет необходимости пересказывать богатую историю учреждения, известного с 1828 года как Армянский Лазаревых институт восточных языков, тем более что в издательстве нашего Университета готов к публикации обстоятельный труд на эту тему. Достаточно подчеркнуть, что за 100 с лишним лет своего существования Лазаревский институт, развивавшийся как первоклассный учебно-исследовательский центр с великолепной библиотекой, успел дать жизнь особой, московской школе востоковедения. В отличие от Петербурга, где делался акцент на «кабинетное» изучение древней и средневековой истории и культуры Востока, в Москве, отнюдь не пренебрегавшей фундаментальными знаниями, во главу угла ставились все-таки другие задачи. Чем дальше, тем больше государство нуждалось в востоковедах-практиках – дипломатах, администраторах, военных, деловых людях, владеющих редкими языками, знакомых с современными реалиями незападных стран и готовых отстаивать интересы России в пределах своей профессиональной компетенции. Не случайно, что император Александр I, а вслед за ним и Николай I поручили «особое попечение» над училищем своим ближайшим сподвижникам – Алексею Аракчееву и Александру Бенкендорфу. Лазаревское училище выполняло важную роль культурного центра. Богатую библиотеку училища не раз посетили Пушкин, Гоголь, Фет, Тютчев и другие выдающиеся представители русской культуры.

Потребность в специалистах по Востоку стала еще более острой в эпоху русских революций начала ХХ века, совпавшую по времени с «пробуждением Азии»: модернизацией Японии, реформами Ататюрка в Турции, повсеместным подъемом освободительных движений в колониях и полуколониях Запада, включая Китай, Индию, Иран, Индонезию. Осознание того, что мир вступает в эпоху, когда Восток уверенно вернет себе всемирно-историческую роль, побудило советское правительство вплотную заняться вопросом о реорганизации востоковедного образования и науки. Меры, принятые с этой целью, привели, в частности, к тому, что в 1920 году в Москве на базе Лазаревского института, а также востоковедных отделений ряда других вузов был учрежден Московский институт востоковедения (МИВ). К преподаванию в нем привлекались ученые и педагоги с мировыми именами: Х.К. Баранов, Е.А. Беляев, Е.Э. Бертельс, Г.Н. Войтинский, В.А. Гордлевский, Н.И. Конрад. В учебном плане все более заметное место отводилось дисциплинам социально-экономического цикла, курсам по текущим проблемам мирового хозяйства и международной политики. В списке изучаемых языков значились не только языки стран Ближнего и Среднего Востока, но также китайский, хинди, индонезийский, японский.

Едва ли не лучший критерий качества образования, предоставляемого тем или иным вузом, – профессиональный и человеческий уровень его воспитанников. Чтобы понять, чем был МИВ после окончания Великой Отечественной войны, в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века, вспомним имена Якова Бергера, Юрия Галеновича, Татьяны Григорьевой, Льва Делюсина, Роберта Ланды, Георгия Мирского, Бориса Парникеля, Евгения Примакова, Игоря Рогачева, Нодари Симония, Фарида Сейфуль-Мулюкова, Юлиана Семенова, Олега Ульциферова, Николая Федоренко. За каждым из этих имен – история блестящего успеха в науке или дипломатии, педагогической, литературно-публицистической или государственной деятельности, а в случае Евгения Максимовича едва ли не во всех этих областях разом. Кто-то из этой плеяды успел получить диплом МИВа, а кто-то получил уже диплом МГИМО, ибо в 1954 году, согласно решению, принятому в высших партийно-государственных сферах, МИВ был присоединен к МГИМО (основанному, как известно, десятью годами раньше).

Как и при трансформации Лазаревского института в МИВ, реорганизация была продиктована стремлением привести отечественное образование и науку в соответствие с поворотным моментом в истории: рушилась колониальная система Запада, а Советский Союз впервые устанавливал связи с десятками новых независимых государств Азии и Африки. Думается, искомый результат был достигнут. В востоковедном сообществе Москвы МГИМО, укрепленный кадрами, пришедшими из МИВа, стал достойным партнером академических центров – институтов РАН. Работая с ними в режиме непрерывного профессионального диалога, совместных исследовательских и издательских проектов, МГИМО старается делать все возможное, чтобы московское востоковедение не теряло своей специфики и высокого жизненного тонуса.

Думаю, что МГИМО возводит свое родословие к Лазаревскому институту и МИВу далеко не с формальной точки зрения. В своей востоковедной ипостаси наш Университет выступал и выступает как продолжатель их традиций. Подобно Лазаревскому институту и МИВу, МГИМО твердо стоит на том, что основа основ востоковедного знания – хорошая лингвистическая подготовка. В Университете ведется преподавание 24 восточных языков. Отдельные же студенты приступают к изучению китайского, японского, корейского, тайского или индонезийского языка еще до поступления в вуз, в период занятий на подготовительных курсах редких языков. Так же как в институтах-предшественниках, изучение восточного языка в МГИМО непременно дополняется изучением как минимум одного западного. Ведь на английском, французском, немецком и других европейских языках сформировался необъятный массив востоковедной литературы, осваивать которую – пожизненный долг востоковеда-профессионала.

Одной из «фокусных точек», где сходятся нити преемственности между тремя институтами, является научная библиотека – когда-то уникальное книжное собрание Лазаревского института (гордостью которого была коллекция старинных рукописей на восточных языках). Сегодня наша библиотека насчитывает десятки тысяч единиц хранения, среди которых – 176 рукописей и более 21 тыс. редких изданий ХIII – начала ХХ веков, служащих незаменимым подспорьем студентам-востоковедам и их наставникам. Старейшая из рукописных книг – медицинский трактат на арабском языке, написанный в 1281 году. В свое время он был привезен из Сирии и подарен Лазаревскому институту его профессором А.Е. Крымским. Что касается старейшего печатного издания, то это сочинение французского гуманиста, астронома и востоковеда Гийома Постеля De la rеpublique des Turcs (О Республике турок), увидевшее свет в 1560 году.

В МГИМО, как некогда в Лазаревском институте, языковые занятия сочетаются с лекционными курсами по истории Востока в целом и отдельных его стран, по их культурно-религиозным традициям, особенностям их социальной структуры, современного экономического и политического развития. При этом упор (с поправкой на изменившиеся времена) делается на моменты, которые реально значимы для будущих дипломатов, юристов-международников и экономистов, то есть востоковедов-практиков.

МГИМО – учреждение, в котором, так же как в Лазаревском институте, ежедневная передача знаний учащимся посредством языковых, лекционных и семинарских занятий сочетается с проведением научных исследований (то есть производством новых знаний). Сегодня в Университете, помимо кафедры востоковедения, работает целый ряд подразделений, занятых (целиком или частично) актуальными востоковедными изысканиями. Среди них – Центр исследований Восточной Азии и ШОС, Центр ближневосточных исследований, Центр партнерства цивилизаций, Центр региональных политических исследований, а в течение пяти последних лет и Центр АСЕАН.

Размышляя о соотношении традиционного и современного в том, что делает МГИМО сегодня, нельзя не упомянуть, что с начала 1990-х годов мы приступили к преподаванию языков Закавказья и Центральной Азии. В Лазаревском институте их изучение диктовалось внутригосударственными потребностями и началось по прямому указанию Николая I для «приготовления к службе в Закавказском крае» (в октябре 1834 года император посетил училище), в МГИМО их изучают ради поддержания, а порой и восстановления нормальных межгосударственных связей с нашими ближайшими соседями. Налицо тот случай, когда, отдавая дань доброй традиции, мы откликаемся на веление времени.

Глубоко символично, что 200-летие Лазаревского института станет главной темой III Международного форума выпускников МГИМО. Он состоится 22–24 октября 2015 года в столице Армении – Ереване с участием гостей из нескольких десятков стран.

Этот юбилей заставляет задуматься и о том, что нити преемственности, тянущиеся от Лазаревского института к МИВу и от него к МГИМО, – свидетельство неразрывности уз, связующих Россию самодержавную, Россию советскую и Россию, ищущую новых путей развития в ХХI веке. Свидетельство яркое и далеко не единственное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1708
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3669
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2722
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2223

Другие новости