0
11997
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.12.2015 00:01:00

Война по особым законам

Павел Агапов

Об авторе: Павел Валерьевич Агапов – доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Тэги: терроризм, террористические организации, партия исламского освобождения, имарат кавказ, иг, даиш, джебхат ан нусра, правый сектор, синдикат, россия, украина


терроризм, террористические организации, партия исламского освобождения, имарат кавказ, иг, даиш, джебхат ан нусра, правый сектор, синдикат, россия, украина Было бы ошибкой утверждать, что террористические организации – продукт исключительно мусульманского мира. Фото Reuters

В последнее время в средствах массовой информации все чаще освещаются факты террористической деятельности, осуществляемой организациями, признанными в соответствии с законом террористическими. Возникает вопрос: действительно ли современный терроризм носит преимущественно организованный характер? И не слишком ли преувеличена роль террористических организаций, с учетом того, что такого рода преступная деятельность требует от государства решительных, нередко – радикальных мер, включающих ужесточение законодательства, наделение особыми полномочиями правоохранительные и иные государственные органы? Излишне репрессивный подход приводит к недовольству определенной части населения, оппозиционно настроенной к государственной власти, подтверждение чему – жалобы в Конституционный суд Российской Федерации, Европейский суд по правам человека. Повышение протестной активности и радикализация населения связывается Западом с нарушениями прав и свобод человека и гражданина и ставятся в укор российским властям. На основании этого делаются выводы о ненадежности России как стратегического партнера на международной арене.

Ученики и наставники

Продолжительное время наиболее активно проявляет себя на территории России террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения, далее – ХТИ). Ее деятельность была запрещена на территории России решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года. Созданная в Иерусалиме в 1952 году судьей Такиуддином ан-Набхани, данная организация проявляет активность в целом ряде стран (Россия, Узбекистан, Украина, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Иордания, Египет, Ливан, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), преследуя цель свержения светских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем создания единого исламского государства – «Всемирного исламского халифата». Многочисленные приговоры, вынесенные в отношении членов партии ХТИ, подтверждают ее намерения прийти к власти в Российской Федерации насильственным путем, изменить конституционный строй посредством военного переворота.

Структура ХТИ имеет все признаки жесткого вертикального подчинения и построена по пирамидальному принципу. Социальную базу составляют группы обучения идеологии ХТИ – халки (звено, кольцо). Каждая халка включает до пяти учеников (дорисов). Халка непосредственно подчиняется и обучается мушрифом (руководителем), который, как правило, назначается после прохождения двух этапов подготовки из наиболее подготовленных приверженцев ХТИ. Дорисы знают мушрифа только по псевдониму и не осведомлены о существовании других групп. Подобный метод конспирации позволяет ХТИ избегать крупных провалов и разоблачений.

Первичные занятия с дорисами проводятся по книге «Система ислама» и журналу «Аль-Ваъй». Прошедшие подготовку дорисы представляются мушрифом руководителю ячейки (накибу) и после произношения клятвы становятся членами партии. Мушриф регулярно отчитывается перед ним за качество занятий с дорисами, сбор взносов. Накиб руководит и координирует деятельность ячеек и подчинен Мусоиду, который, в свою очередь, подчиняется Маъсулу. Последний является руководителем регионального масштаба и подчинен Муътамаду, наделенному исключительными полномочиями Амира.

Масштабы и формы насилия

В последние годы члены ХТИ вербуют мусульман для участия в боевых действиях на стороне террористических групп. С 2012 года они открыто занимаются созданием бригад хизбиев и сочувствующих им для войны в Сирии.

Пожалуй, самой опасной террористической организацией в России до последнего времени была «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»). Стратегической целью данного незаконного вооруженного формирования было отделение всего Северного Кавказа от России, создание в этом регионе независимого шариатского государства, то есть насильственное свержение конституционного строя, отмену на этой территории законодательства Российской Федерации, изменение принципа территориального деления республик Северо-Кавказского региона. Основной формой деятельности вооруженных групп, входящих в состав «Имарата Кавказ», было совершение террористических актов (подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году, взрыв в московском метро в 2010 году, взрыв в аэропорту Домодедово в 2011 году), обстрелов и иных акций устрашения в отношении сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, представителей власти, духовенства и гражданского населения.

Впрочем, сейчас перспективы «Имарата Кавказ» весьма сомнительны, террористическое подполье в этой части России стало лишь частью глобального джихадистского движения. В условиях отсутствия лидера уровня Доку Умарова «Имарат Кавказ» давно превратился в сетевую структуру, которую образуют самостоятельно действующие группировки, использующие террор как инструмент для личного обогащения. Подтверждением этого служат многочисленные факты вымогательства денежных средств «на джихад» у местных коммерсантов и чиновников. При этом преступные структуры, действующие в регионах Северного Кавказа, далеко не всегда координируют свои действия и необязательно подчиняются формальным лидерам. Последние публично присягнули «Исламскому государству» (далее – ИГ) – террористической организации, запрещенной на территории Российской Федерации решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года. О создании своего отделения на Северном Кавказе сообщил и пресс-секретарь ИГ Абу Мухаммад аль-Аднани. Это произошло сразу после появления в Интернете видео, в котором заявлялось, что боевики Северного Кавказа в полном составе присягнули Абу-Бакру аль-Багдади, лидеру ИГ.

Следует отметить, что ИГ и другая организация – «Джебхат ан-Нусра» («Фронт победы»), также признанная террористической, стали представлять реальную угрозу национальным интересам России. Как результат – решение об использовании ВС РФ в Сирии по просьбе Башара Асада об оказании военной помощи. Скажем прямо: дело это весьма затратное; на бомбардировки в Сирии Россия тратит ежедневно 8 млн долл. Это серьезная нагрузка на бюджет; впрочем, как полагают некоторые аналитики, проведение военной операции в Сирии может принести России не только траты, но и ряд экономических выгод в результате налаживания связей со странами региона.

Международная организация «Исламское государство», известная также под названиями «Исламское государство Ирака и Леванта», ДАИШ (al-Dawla al-Islamiya al-Iraq al-Sham), была образована в 2006 году в результате слияния радикальных исламистских группировок, которые отпочковались от международной террористической организации «Аль-Каида». Основные идеологические постулаты организации изложены в декларации «Это – обещание Аллаха», опубликованной на пяти языках и провозглашающей создание нового халифата под властью халифа Ибрагима. Ближайшей ее целью является создание на территории Сирии, Ирака и Ливана исламского суннитского государства, живущего по законам шариата, а также ведение так называемой священной войны (джихада) с «неверными» (кафирами) во всем мире. При этом ими используются флаг и эмблема «Аль-Каиды».

Информация о численности боевиков ИГ довольно противоречива. По разным оценкам, она колеблется от 15 до 200 тыс. человек. По данным российского военного ведомства, численность иностранных террористов-боевиков, воюющих на стороне ИГ, составляет 25–30 тыс. Известно, что в создании организации принимал активное участие иракский террорист Абу Мусаб аз-Заркауи – духовный лидер и ближайший соратник Усамы бен Ладена. Командующим северным фронтом ИГ является выходец из Грузии Тархан Батирашвили. Под его руководством действуют боевики «Бригады Хаттаба», северокавказские джихадисты из бригад Шамиля Басаева и Джохара Дудаева, а также группировки, входящие в «турецкий джамаат», «джамаат Абу Ханифы». Боевики ИГ объявили своей «добычей и целью» граждан России и Украины, находящихся в Сирии, посольства Российской Федерации и Украины, другие объекты, принадлежащие этим странам.

Лидеры ИГ в качестве объекта своих террористических устремлений рассматривают также территорию Российской Федерации. Так, на сайте http://www.youtube.com размещен видеоролик «Исламское государство – послание Путину. Мы освободим Чечню и весь Кавказ», в котором в качестве субтитров к видеоряду воспроизведен текст, содержащий угрозы совершения террористических действий.

Сетевая вербовка

Международная террористическая организация «Джебхат ан-Нусра» была создана в январе 2012 года по указанию лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири для борьбы с «неверными» в Сирии и превращения ее территории в исламский халифат. Ее основной целью является создание в Сирии исламского государства, которое рассматривается в качестве одного из шагов на пути к провозглашению халифата в Леванте. Она объединяет в своих рядах радикальных исламистов не менее чем 29 стран мира, в том числе Йемена, Ливии, Ливана, Алжира, Иордании, Афганистана, некоторых европейских государств, а также выходцев из России и стран СНГ.

«Джебхат ан-Нусра» поддерживает связи с террористическими организациями, действующими как на территории Сирии, так и соседнего Ливана, с палестинскими террористическими группировками «Джунд аш-Шам», «Фатх аль-Ислами», а также с «Аль-Каидой». Организация использует диверсионно-террористические и военные методы. Основными объектами нападений являются правительственные учреждения, спецслужбы, места массового скопления людей. Так, в 2013 году боевиками «Джебхат ан-Нусра» был осуществлен захват стратегического объекта – военного аэродрома в Нейробе. Эта организация известна особой жестокостью, она причастна к совершению диверсионно-террористических актов, похищению заложников, массовым казням пленных, которые демонстрируются в видеороликах. Эмиссары организации проводят активную вербовочную работу, в том числе на территории России. Среди полевых командиров «Джебхат аль-Нусра» установлен гражданин России. Эксперты единодушны в том, что возвращение в Россию лиц, получивших необходимые для осуществления террористической деятельности навыки, – дополнительный фактор нестабильности и угрозы безопасности государства.

В декабре 2012 года Государственным департаментом США, а в апреле 2013 года Советом Безопасности Организации Объединенных Наций «Джебхат аль-Нусра» включена в список террористических организаций, тесно связанных с «Аль-Каидой» (санкционный список), а в ноябре 2013 года признана террористической организацией в Канаде. Основанием для этого послужили заявления ее членов об ответственности за более чем 600 террористических актов.

Вместе с тем некоторые на Западе полагают, что с боевиками «Джебхат аль-Нусра» можно сотрудничать для борьбы с общим врагом – ИГ. Не стоит забывать о том, что первостепенной целью американцев в Сирии является свержение режима Башара Асада. В связи с этим контакты Соединенных Штатов с сирийскими боевиками вполне объяснимы, так как, исходя из принципа «враг моего врага – мой друг», американцы и радикалы ставят перед собой одну и ту же цель.

Как известно, вышеуказанные террористические организации вербуют своих сторонников и боевиков через социальные сети. При этом желающие пополнить ряды таких организаций находятся не только в мусульманских, но и в ряде европейских стран (в частности, Франции, Великобритании, Бельгии и др.). Причин этого несколько. Здесь и желание получить острые ощущения, и кризис идентичности, не последним фактором выступают и корыстные побуждения. Надо отдать должное идеологам радикального ислама: они не только развернули масштабные агитационные кампании, но и научились обращаться к иностранной молодежной аудитории, используя близкие ей образы и темы. Для привлечения новых сторонников, возбуждая ненависть и вражду, в сеть Интернет выкладывают видеоролики и фотографии с казнями людей, исповедующих иную веру, разрушениями христианских храмов и т.п.

Ясно одно: подобные международные террористические организации выполняют некий план по созданию хаоса, кровопролития и сокращения населения стран мусульманского Востока, поскольку они воюют и убивают преимущественно мусульманское население. Естественно, что подобные организации таят в себе опасность и для государств, имеющих с Россией общую границу.

Не только исламисты

Многообразие исламских террористических организаций как в нашей стране, так и по всему миру не могло не сказаться на восприятии российскими гражданами самого ислама. Не случайно почти половина (46%) россиян ставят знак равенства между исламом и терроризмом. Вместе с тем нельзя утверждать, что террористические организации – это продукт исключительно мусульманского мира. Практике известны и признанные судом террористическими организации, не имеющие отношения к какому-либо религиозному направлению. В первую очередь это праворадикальные организации националистической направленности. Так, созданная в 2009 году Иваном Асташиным и признанная судом террористической организация «Синдикат «Автономная боевая террористическая организация» (далее – АБТО) совершала взрывы и поджоги с целью воздействия на органы власти Российской Федерации для изменения внутренней национальной политики, в том числе по ужесточению миграционной политики. Деятельность молодых националистов пропагандировалась в сети Интернет, где размещались видеозаписи совершенных ими деяний. В числе их «подвигов» в приговоре значились многочисленные поджоги в Москве и Московской области зданий правоохранительных органов (так, в ночь на 20 декабря 2009 года, накануне Дня органов безопасности, они забросали бутылками с зажигательной смесью окна отдела ФСБ по Юго-Западному округу Москвы), торговых павильонов и иных зданий, использовавшихся лицами неславянского происхождения. Планировал Асташин с соучастниками и теракт на одной из ТЭЦ Москвы, который был предотвращен сотрудниками правоохранительных органов, задержавшими членов АБТО.

Террористическая угроза исходит сегодня и от ряда украинских экстремистских организаций. В частности, решением Московского городского суда от 17 декабря 2014 года признано террористической организацией сообщество – структурное подразделение организации «Правый сектор» на территории Республики Крым. Члены диверсионной группы «Правового сектора» были задержаны ФСБ России. Они планировали теракты в Симферополе, Ялте и Севастополе. Как отмечают эксперты, они уже начали работу с потенциальными сепаратистами некоторых российских областей, прилегающих к Украине.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1175
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1356
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1473
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3656

Другие новости