0
11146
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.06.2016 00:01:00

Взлет опять откладывается

Сергей Сафронов

Об авторе: Сергей Владимирович Сафронов – обозреватель «НГ» по Швейцарии.

Тэги: деловая авиация, женевский салон, выставки, авиапром


деловая авиация, женевский салон, выставки, авиапром Кризис кризисом, но авиастроители, в том числе российские, продолжают активно работать. Фото с сайта www.ebace.aero

С 24 по 26 мая 2016 года в женевском выставочном комплексе Palexpo проходил 16-й ежегодный Европейский салон деловой авиации European Business Aviation Convention and Exhibition (EBACE-2016). По своим масштабам он считается вторым в мире после выставки деловой авиации, ежегодно проводимой в разных городах США (в этом году она пройдет с 1 по 3 ноября в Орландо (Флорида)).

Как и в предыдущие годы, женевский салон был организован совместно Европейской ассоциацией деловой авиации (ЕВАА) и Национальной ассоциацией деловой авиации США (NBAA) при поддержке многочисленных спонсоров, в том числе Bombardier, Dassault, EuroJet, Honeywell, TextronAviation.

В целом организаторы салона должны быть довольны его результатами. Выставочная площадь в закрытых павильонах превысила 57 тыс. кв. м. На открытой площадке размером 34 тыс. кв. м, предоставленной женевским аэропортом, демонстрировались 60 единиц авиатехники – рекордное число за все 16 лет существования салона.

В выставке приняли участие 500 фирм, представляющих все возможные секторы деловой авиации. Возросло число экспонентов из внеевропейских стран, что подтвердило глобальный характер ЕВАСЕ.

Затянувшийся кризис

Эти вполне удовлетворительные результаты были достигнуты, несмотря на тяжелое положение, из которого мировая деловая авиация не может выйти уже восемь лет. После рекордных показателей 2008 года в отрасли наступил беспрецедентный по продолжительности и глубине кризис, характеризующийся сокращением числа полетов и пассажиров, падением производства и поставок самолетов, прекращением деятельности многих мелких и средних предприятий вследствие банкротств, переполненностью вторичного рынка.

Несомненно, первоначально главной причиной кризиса деловой авиации явился мировой экономический кризис 2008 года. Вместе с тем положение в отрасли усугубилось действием еще целого ряда неблагоприятных факторов. Так, режим экономии, ставший одним из главных инструментов экономической политики на уровне государств и корпораций, особенно больно ударил по деловой авиации.

Ужесточение экологических требований в отношении шумов и эмиссии углекислого газа также наложило серьезные ограничения на развитие деловой авиации, которая в расчете на одного пассажира наносит окружающей среде больший ущерб, чем любые другие виды транспорта.

Неблагоприятно влияют на развитие отрасли и новые меры безопасности, террористические угрозы, распространение видеоконференций, успехи сверхскоростных железнодорожных линий, практика приобретения авиатехники на паевых началах (sharing), усиление в гражданском обществе настроений против излишней роскоши, олицетворением которой наряду с мегаяхтами являются личные самолеты.

Наконец, нельзя не отметить, что за последние два-три года особенно серьезные экономические трудности возникли именно в тех странах, в которых имелись большие возможности для развития деловой авиации (например, Россия, Украина, Бразилия, Аргентина, Нигерия).

Неудивительно, что в выступлениях экспертов преобладали пессимистичные нотки, а один оратор назвал нынешнее положение в деловой авиации Великой депрессией, требующей срочного принятия комплекса согласованных мер. Среди таких мер получили поддержку активизация лоббирования интересов деловой авиации в Брюсселе и усиление рекламно-выставочной деятельности, в том числе в целях улучшения имиджа отрасли в общественном мнении. Не вызвал возражений и тезис о необходимости дальнейшей консолидации деловой авиации путем сокращения чрезмерного числа фирм-посредников, не создающих добавленной стоимости, а только снижающих конкурентоспособность отрасли.

Прогресс не остановить

Одним из важнейших средств выхода из кризиса авиастроительные фирмы считают активизацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) над новыми бизнес-джетами с улучшенными технико-экономическими данными, повышенным комфортом для пассажиров и более полным соответствием экологическим требованиям. Практически все производители деловых самолетов демонстрировали на ЕВАСЕ-2016 свои новые или модернизированные модели, находящиеся в стадиях производства, испытаний или проектирования.

Оставляя особенности многочисленных экспонатов специализированной прессе, отметим три стенда, вызывавшие повышенный интерес посетителей.

На своего рода конкурсе красоты самолетов первый приз получил бы легкий бизнес-джет нового поколения Hondajet 420, выпускаемый фирмой Honda Aircraft – американским филиалом японского автомобильного концерна Honda. Запатентованное расположение реактивных двигателей над крылом не только существенно уменьшает шумы, вибрацию и расход топлива, но и придает самолету особое изящество. Hondajet рассчитан на одного пилота и на четыре–шесть пассажиров. Его максимальная скорость – 780 км в час, дальность полета – 2260 км.

Впервые этот самолет был показан в Женеве в 2010 году. Тогда было объявлено о начале его поставок покупателям в 2012 году по цене 3,9 млн долл. Однако из-за затянувшегося процесса испытаний и сертификации первые самолеты были поставлены покупателям в США и Германии лишь в начале этого года, то есть с задержкой на четыре года, за которые цена выросла до 4,85 млн долл.

Отключиться от текущих проблем, заглянув в будущее, можно было на стенде американской фирмы Aerion Corporation – мирового лидера в разработках по созданию первого сверхзвукового трансконтинентального бизнес-джета.

Образованная в 2002 году, эта фирма первоначально разрабатывала модель с двумя реактивными двигателями AS-1 (Aerion Suptrsonic-1). Однако в дальнейшем она перешла к разработке модели AS-2 с тремя двигателями, макет которой был впервые показан в Женеве в 2014 году. В том же году Aerion заключила соглашение с концерном Airbus, предоставив ему эксклюзивное право на использование патентов на оригинальную форму крыла и особые ламинарные покрытия, снижающие сопротивление воздуха при высоких скоростях.

Ожидается, что эксплуатация AS-2 начнется в 2023 году, ровно через 20 лет после прекращения рейсовых сверхзвуковых полетов через Атлантику французского «Конкорда». Дальность полета AS-2 будет достигать 8800 км. Наряду со сверхзвуковой скоростью в 1,5 М для полетов над океанами предусмотрена субзвуковая скорость в 0,95 М для полетов над территориями, где запрещено преодоление звукового барьера. Экономия времени при перелете через Атлантику должна составить около трех часов, а при перелете через Тихий океан – до шести часов.

По сравнению с заявлениями представителей Aerion в 2014 году дальность полета увеличилась на 800 км и скорость – на 0,1 М. Но начало эксплуатации отодвинуто на два года, а цена самолета возросла со 100 до 120 млн долл.

Аэробус и часы

Как известно, тесные связи часовой и авиационной промышленности имеют давнюю историю. Первые наручные часы (постепенно вытеснившие карманные) были изготовлены более 100 лет назад именно для удобства пилотов. Требования авиации к особой точности и надежности в любых условиях явились одним из стимулов прогресса часовой отрасли, а «авиаторские» часы различных брендов завоевали популярность в среде любителей-коллекционеров.

Поэтому выставленные на стенде Airbus Corporate Jets (ACJ) солидные швейцарские часы вызвали скорее интерес, чем удивление посетителей. Как сказали на пресс-конференции, совсем недавно ACJ заключила соглашение о сотрудничестве с Richard Mille (RM) – новаторской фирмой – производителем ультрасовременных часов люксовой категории, пользующихся успехом на ежегодных женевских салонах высокого часового искусства (SIHH). Первым результатом этого сотрудничества явился хронограф RM-50-02 AC Tourbillon в корпусе из титано-алюминиевого сплава, выполненный часовщиками Richard Mille и дизайнерами Airbus.

Но главный экспонат от Airbus находился на площадке для статического показа. Это был широкофюзеляжный корпоративный джет экстра-класса ACJ 350 с дальностью полета 20 тыс. км и объемом салона в 370 куб. м, рассчитанный прежде всего на правительственные делегации и руководство крупнейших компаний. Самолет разработан на базе известного пассажирского лайнера А 350, причем конструкторам удалось добиться уменьшения шумов, продлить интервалы между обязательными сервисными обслуживаниями, уменьшить расход топлива и применить оригинальную систему easyfit, облегчающую переоборудование салона. По ряду причин поставки ACJ 350 покупателям начнутся лишь в 2019 году.

Активные россияне

Уже на протяжении нескольких лет в работе Салона деловой авиации в Женеве российские фирмы участвуют массово и активно. Конечно, тем, кто хотел бы увидеть в Женеве бизнес-джеты российского производства, придется еще подождать. Однако присутствие «наших» свидетельствует об их хорошей работе на крайне конкурентных рынках.

В этом году можно отметить совместный стенд Rusaero/Vnukovo-3/VIPPORT, выделявшийся размерами выставочной площади, современным оформлением, обилием рекламных материалов, оптимальным числом персонала, деловым гостеприимством. При этом Rusaero успешно рекламировало свою самую широкую сеть представительств в аэропортах России – от Калининграда до Южно-Сахалинска и от Мурманска до Улан-Удэ, а также во всех странах ближнего зарубежья.

Vnukovo-3 как организатор ежегодного международного смотра деловой авиации JetExpo, проходящего на базе Внуковского центра бизнес-авиации, уделяло большое внимание рекламе этого мероприятия, которое состоится 8–10 сентября 2016 года, тогда как VIPPORT демонстрировал успехи по расширению деятельности в качестве эксклюзивного оператора по оказанию всевозможных услуг для рейсов деловой авиации в аэропорту Внуково-3.

Большой интерес посетители проявляли к деятельности нашей фирмы JetPortSouth, являющейся с июля 2010 года ведущим оператором по организации наземного обслуживания рейсов деловой авиации в четырех аэропортах Краснодарского края – Сочи, Краснодар, Анапа и Геленджик. Росту международного авторитета этой фирмы способствовала ее успешная деятельность во время подготовки и проведения зимних Олимпийских игр 2014 года.

На стенде Центра деловой авиации аэропорта Домодедово впечатляла информация о его инфраструктуре, включающей собственную площадку для стоянки до 20 единиц авиатехники, два отапливаемых ангара, помещение для инструктажа экипажей. Уникальной для Москвы является возможность оформить в одном VIP-терминале стыковки полетов на частных самолетах, рейсовых линиях или вертолетах.

Очередной Международный салон деловой авиации состоится в Женеве 22–24 мая 2017 года, после чего нашим фирмам предстоит серьезнейшее испытание в связи с предстоящим в нашей стране первенством мира по футболу.

Женева



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1499
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1706
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1812
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4141

Другие новости