0
6501
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.09.2016 00:01:00

Время кризиса в отсутствие экономической модели

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун – профессор, доктор экономических наук, лауреат Государственной премии СССР, Институт Европы РАН.

Тэги: экономика, майские указы, бюджеты, налоги, нефть, доходы, санкции


экономика, майские указы, бюджеты, налоги, нефть, доходы, санкции Нам досталась в наследство сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов. Но экономическая отдача от них под вопросом. Фото Reuters

Россия стоит на распутье: сейчас страна живет не по экономическим законам, а на основании майских указов российского президента. Как известно, в их основе – предвыборные обещания Владимира Путина, который, выставляя в 2012 году свою кандидатуру на второй срок, явно хотел выглядеть привлекательнее в глазах избирателей, чем другие кандидаты (хотя реальнее всего тогда оценивал возможности государства как раз Михаил Прохоров, а он меньше всего и обещал). Обещания, раз они были даны и привели тогдашнего кандидата на вершину власти, надо исполнять, но у бюджета не оказалось для этого денег. При падении нефтяных доходов и введении санкций доходы российского бюджета начали катастрофически снижаться.

Бюджеты и налоги

По данным Министерства финансов, за первое полугодие 2016 года доходы федерального бюджета составили 5,9 трлн руб., что на 11% ниже соответствующего показателя прошлого года. Низкие доходы федерального бюджета влияют на политику в расходной сфере. Расходы федерального бюджета составили 19,3% ВВП. В номинальном выражении они незначительно (на 0,5%) сократились по сравнению с первым полугодием прошлого года, однако в реальном выражении сокращение составило 8%. В результате в неизменных ценах расходы в первом полугодии 2016 года примерно соответствовали уровню 2011-го. В прошлом году подобное сокращение реальных расходов произошло и в региональных бюджетах.

Нефтегазовые доходы сократились на 29% – до 2,1 трлн руб., что является самым низким результатом с 2010 года, и составили 15,3% ВВП, что ниже прошлогоднего показателя более чем на 2 процентных пункта. Проблемы в доходной части бюджета очевидным образом объясняются динамикой нефтегазовых поступлений. Средняя цена на нефть марки Urals в январе–июне 2016 года была всего 37 долл. за баррель против 57,1 долл. за баррель в прошлом году. Для сравнения: в кризисном 2009 году цена нефти в первом полугодии равнялась 50,5 долл. за баррель, а похожий на нынешний уровень цен последний раз наблюдался только в 2004 году. Нефтегазовые доходы в номинальном выражении превышают уровень и 2009-го, и 2010-го лишь потому, что падение цен на нефть в текущем году частично компенсировалось обесценением рубля. Под влиянием низких цен на нефть доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов снизилась до 36%.

Среди российских экономистов сегодня существуют две противоположные точки зрения на экономическую политику, необходимую для преодоления бюджетных проблем и для организации экономического роста. Они, как известно, разрабатываются и Центром стратегических разработок (ЦСР, председатель совета – Алексей Кудрин), и членами Столыпинского клуба под руководством омбудсмена Бориса Титова.

В интервью японской газете «Нихон кэйдзай» от 2 августа Алексей Кудрин, занимающий с недавнего времени пост заместителя председателя Экономического совета при президенте России, отмечал, что «наиболее глубокие проблемы для российской экономики представляют обвал рубля (после падения цен на нефть) и сокращение объемов торговли». Выступая 13 июля на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, он признавал, что «российские финансы пострадали в результате сокращения нефтяных доходов и сейчас правительство вынуждено привлекать капиталы за счет выпуска государственных облигаций в России. Дело в том, что стабилизационные фонды для покрытия дефицита ограничены. Велика вероятность, что сумма займов за последние два года достигнет 2 трлн руб. Увеличение займов будет зависеть от дальнейшей налоговой политики, однако она еще не определена». С другой стороны, в ближайшие три-четыре года, говорил он, ожидается снижение расходов бюджета всех уровней в реальном выражении. Средств на достижение основных показателей будет меньше. Поэтому очень важно, по его словам, переориентировать часть средств на приоритетные направления. За последние четыре-пять лет быстрее всего развивались сферы оборонных и социальных расходов. Каждая из них выросла примерно на 1,5% ВВП в общем объеме расходов наших государственных ресурсов. Для сохранения этих приоритетных расходов, как считает Кудрин, потребуются дополнительные усилия по перераспределению средств с других направлений. Это, по его мнению, очень амбициозная задача, которую трудно выполнить. Кудрин усматривает проблему в том, что совокупная производительность труда и капитала снижается с 2005 года. Он называет это структурными дисбалансами экономики.

Напомним, что еще весной Столыпинский клуб в своей среднесрочной программе развития «Экономика роста» выступил с проектом новой «денежно-промышленной политики», согласно которой ЦБ должен взять на себя ответственность за стимулирование роста ВВП. В программе, например, говорится о рефинансировании за счет ЦБ кредитов, выданных банкам и институтам развития на реализацию инвестиционных проектов. Но фактически это должно быть сделано на свеженапечатанные деньги.

Теоретики и управленцы

Во многом складывающаяся ситуация напоминает положение, в котором оказалась Россия в дни, когда за реализацию реформ взялись Егор Гайдар и его сподвижники. Не оставалось на тот период у нашей страны ни времени, ни управленческого ресурса для эволюционно-постепенного вхождения в «социальный капитализм». Сейчас речь о следующем: почему экономическая мысль реформаторов слабо востребована в современной практической экономике? Ответ на этот вопрос более сложен, поскольку требуется найти истоки рыночных реформ и по возможности дать социологическую характеристику сообщества младореформаторов.

Реформ нельзя было избежать потому, что плановая система СССР обанкротилась. Промышленность работала в основном на третью мировую войну, колхозно-совхозное сельское хозяйство деградировало, а государство держалось на нефтяном экспорте. Но мировые цены на нефть рухнули, после этого рухнула советская экономика, а затем и сам СССР. А «капиталистический Запад» процветал. Поэтому главной идеей стало быстрое построение в коммунистической стране современного капитализма, а главным ограничением – потребность сохранения без существенных потерь верхнего эшелона правящей партийно-государственной элиты. Для таких реформ потребовались хорошо образованные «свои управленцы». Где их можно было найти?

Вспомним, как соотносились в советские времена экономическая теория и практика. Молодое поколение не знает, а старшее – не хочет и вспоминать: все студенты всех высших учебных заведений, независимо от специальности, два семестра изучали политическую экономию; будущим экономистам промывали мозги не менее пяти-шести семестров. И это была именно и только марксистская теория, разработанная в XIX веке. Система передачи знаний выглядела схоластической, замкнутой на саму себя; носителями ее были десятки тысяч преподавателей, которые заботливо берегли студентов от соприкосновения с реальной жизнью, а тем более с немарксистскими теориями. Допускалась «критика экономических учений», но лишь ученых XIX и – немного – начала XX века, то есть никак не современных, а главным табу была социальная статистика западных демократий.

Карьерные выпускники технических вузов и практические экономисты или благополучно забывали Марксову теорию и становились хозяйственниками и финансистами, или – очень немногие – шли в диссиденты.

Будущие «теоретики» или вливались в преподавательский корпус и читали под надзором лекции по марксистским учебникам, или на тех же условиях пополняли ряды академических ученых. Тем временем окружающий мир и советское (российское) общество менялись, и отечественная экономическая система не могла игнорировать данный факт бесконечно долго.

Внутри правящего класса созревала идея перемен, потребовались реформаторы. Диссиденты для этого по понятным причинам не годились, к тому же они и не могли знать современных экономических теорий – информация была в «спецхранах», а за границу их не пускали. Впрочем, не пускали туда и вполне благонамеренных хозяйственников, поскольку те (чаще всего – формально) были «носителями государственных тайн».

Реформаторами смогли стать выпускники немногих элитарных вузов и экономических факультетов (например, МГИМО, МГУ). А также и специалисты по особого рода связям с Западом (например, финансирование террористических организаций), те, которых по необходимости учили в закрытых учреждениях реальному капитализму.

Кто же поступал в элитарные экономические вузы? Способные отпрыски политического крыла номенклатурной элиты, в том числе дети «приобщенных» к ней ученых, писателей и журналистов. А также и молодежь «из низов», но при условии правильной национальности и полной лояльности к власти. Именно многолетняя тренировка на конформизм сильно ограничила потенциал второй группы.

Нефть называют черным золотом. Но она пачкается в буквальном и переносном смысле.	Фото Reuters
Нефть называют черным золотом. Но она пачкается в буквальном и переносном смысле. Фото Reuters

Лидерство в среде реформаторов получили «дети». Во-первых, они были раскрепощены, им доверяли родительские «верхи». Во-вторых, обладали самыми важными качествами: знанием и смелостью в следовании западной экономической теории, а также – семейной лояльностью к верхним слоям правящего класса.

И вот «шоковая терапия» проведена, далее необходимо управлять практической экономикой. А вот к этому молодые реформаторы оказались не готовы. Сказались нехватка реального производственного опыта, недостаточное знание страны и, как ни парадоксально, избыток формальных чисто теоретических знаний.

«В большом знании много печали», а знание было получено в готовом виде в порядке «перевода с английского на марксистский». Тому, кто не был непосредственно включен в нецензурируемый экономический научный процесс, не работал с корпорациями и банками, не консультировал выборы, отвечая за прогноз отношения электората к экономической концепции партии-нанимателя, у того мало шансов для адекватной адаптации рыночной теории к конкретным реалиям. Тем более если ты не знаешь терминологии отечественного производства, а твои партнеры второго эшелона – практики – не смогли вынести из советского вуза даже слов, не то что понятий о существенных атрибутах западной экономики.

* * *

Ниша пустой не бывает, и она заполнилась – «новыми русскими» всех мастей и национальностей, но не первыми реформаторами. Остались народное неприятие либеральных принципов и английские слова. «Менеджер по логистике» так и остался завскладом, но его жизнь сильно усложнилась. И потому на наших реформаторов повесили всё, что «в этой жизни свихнулось». Стали говорить, что вот и энергетикой управляет антинародный чиновник, а раньше лампочки ярче горели… Хотя специалисты знают, что в СССР всегда существовали разнообразные дефициты электроэнергии, плановые ограничения и отключения и т.д. и т.п.

Номенклатурным происхождением реформаторов объясняется и тот прискорбный факт, что главная цель перехода к рынку – создание эффективного среднего и малого предпринимательства в производственных отраслях – была заболтана и что госплановские традиции управления инвестициями не замещены рыночными методами.

Общество предъявляет претензии к инвестиционным свершениям новой власти: «Раньше строили так строили, а теперь только проедаем!» Яркий пример: в СССР соорудили систему мощных газопроводов из труб максимального диаметра по оптимальным трассам; плановая экономика эффективно потратила на это 55–65 млрд долл. Однако «общественное мнение» не задумывается о том, что наряду с успешными проектами существовал, например, до сих пор не завершенный проект БАМа, не говоря уже о множестве секретных оборонных проектов. И все эти напрасно потраченные деньги приблизили крах государства.

Если первая группа реформаторов – «команда Гайдара» – опиралась на пусть заимствованную, но законченную экономическую идею, то сегодняшние и того не имеют: что, например, говорит глава нынешнего правительства о том, какую экономическую модель он намерен осуществлять? Ничего, кроме «давайте жить дружно, а ВВП пусть удваивается, а инфляция будет ниже 8%». И еще: «надо монетаризировать ЖКХ, но так, чтобы трудящиеся не пострадали». Впрочем, критика по отношению к властям – предмет отдельного разговора.

Похоже, реформаторы играли, как умели, действовали так, как учили экономические учебники ХХ века. Не их вина, что карты плохие выпали и что времени для создания завершенной теории и привязки ее по местности отпущено не было.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1331
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
996
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1116
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1174

Другие новости