Скорее всего российско-турецкое стратегическое партнерство в среднесрочной перспективе проявит себя в ЮАР. Фото Reuters
Африка – второй по величине материк на земном шаре после Евразии. Его площадь составляет 29,2 млн кв. км (с островами 30,3 млн кв. км). Благодаря богатым природным ресурсам и человеческому потенциалу через 20–25 лет Африка будет играть гораздо более активную роль на международной арене. В последнее десятилетие на этом континенте находятся 6 из 10 наиболее быстрорастущих экономик мира. По данным Всемирного банка, без учета основных доходов от продажи нефти за последние пять лет среднегодовой темп роста экономики на Африканском континенте достиг 5,4%. Для примера, экономика Кот-д'Ивуара в 2016 году выросла на 8,5%, тогда как в развитых странах этот показатель составил около 2%.
Согласно исследованию, подготовленному Африканским банком развития (АБР), между 2010–2060 годами доход на душу населения на материке вырастет с 1667 до 5600 долл., а доля населения, относящегося к среднему классу, возрастет с 34 до 42%. Сегодня в Африке живет более миллиарда человек, то есть до 15% мирового населения. Эксперты прогнозируют, что эта цифра к 2030 году вырастет до 1,6 млрд и составит 19% от общего числа населения мира. Наконец, за последние десять лет в пять раз увеличился объем прямых иностранных инвестиций в страны Африки. Инвестиционное внимание к странам Черного континента со стороны ведущих экономик мира продолжает уверенно расти. И эти экономики будут стремиться усилить свое политическое влияние на африканские государства.
Великобритания: сохранять влияние через инвестиции и образование
Важное место в африканском финансовом секторе занимает британский капитал. Лондон стремится сохранить присутствие на материке при помощи финансовых и дипломатических каналов. В Африке эта задача решается через традиционную британскую систему образования, а также общественные и гуманитарные организации. Англия поддерживает тесные отношения с такими странами, как Малави и Кения, для которых нет иных серьезных альтернатив, кроме союзных отношений с Лондоном. Впрочем, в обозримой политической перспективе легко британской дипломатии на континенте не будет – в постколониальный период Великобритания перестала быть сильным союзником для африканских стран.
Франция: опора на африканский франк и партнерство с Америкой
В отличие от Англии с Францией у Африки политические, коммерческие и военные связи никогда не ослабевали. Тот факт, что некоторые африканские государства говорят на французском языке и именуются французской Африкой, демонстрирует значение этого региона для официального Парижа. Однако для некоторых стран континента союзничество с Францией в большей степени принудительное, нежели желательное.
Одной из главных причин зависимости стран Африки от Франции является проблема африканского франка (CFA). Париж благодаря особенностям валютной системы CFA контролирует франкоязычный регион Африки и способен снизить стоимость этой валюты тогда, когда это будет ему нужно. Таким образом, внешняя торговая политика франкоговорящих африканских стран находится под сильным влиянием Франции. Париж понимает: чтобы противостоять мощной экспансии Китая в этой части мира, он должен содержать валютную систему CFA, подкрепляя ею сложившееся военное сотрудничество с африканскими государствами.
При этом собственной военной мощи в конкурентной борьбе с Китаем на Африканском материке французам уже недостаточно. Именно поэтому Париж начал совместную с американцами военную миссию «Бархан» – для защиты своих интересов в Африке Франции необходим сильный союзник.
По мнению независимых экспертов, после победы на президентских выборах Эмманюэля Макрона классическую французскую африканскую стратегию ожидают кардинальные изменения. Новый президент Франции известен тесными связями с глобалистами и является последовательным сторонником укрепления трансатлантических отношений. Можно предположить, что отношения Парижа с бывшими африканскими колониями администрация Макрона будет выстраивать совместно с Вашингтоном. А это значит, что становятся не только возможными, но и необходимыми франко-американские операции в странах Африки, где доминируют или слишком активны различные террористические организации.
Кроме этого, вероятно, при новом французском президенте страны Африки будут проводить более агрессивную политику в отношении Китая, стремящегося расширить свое влияние на Черном континенте.
Германия: «план Маршалла для Африки»
В последние годы к странам Африки заметно вырос интерес в Германии. Не так давно Берлин в рамках программы гуманитарной помощи принял решение о запуске новой стратегии для Африканского континента. В начале этого года федеральный министр экономического сотрудничества и развития Герд Мюллер представил «план Маршалла для Африки». Проект рассматривается прежде всего как инвестиционная программа для развития бедного в социально-экономическом отношении материка. По словам Мюллера, цель плана – помощь Германии континенту, которая позволит остановить поток африканских беженцев в Евросоюз. В ходе презентации проекта Мюллер отметил, что в Германии зарегистрированы 400 тыс. фирм, и только 1 тыс. из них работает в Африке. По его мнению, этого крайне недостаточно. Министр добавил: «Германия не может оставить Африку на Турцию, Китай или Россию». Очевидно, что Германия намерена укреплять влияние в Африке и собирается выделить для этих целей огромный бюджет. Однако также очевидно, что Берлин столкнется с серьезной конкуренцией. И в связи с этим любопытной является реплика Мюллера относительно китайцев, русских и турок. Видимо, именно их Берлин считает основными конкурентами на Черном континенте.
Россия: ядерная энергетика и борьба с терроризмом
Последние 30 лет Москва отказывалась уделять должное внимание этому континенту, поэтому в настоящее время за столом переговоров по развитию Африки россиянам не находится места.
Начиная с эпохи СССР и по сей день основной российский товар в Африке – оружие. Москва также заинтересована в разработках некоторых стратегических африканских шахт. Например, интересы РФ сегодня связаны с добычей урана в Намибии, Танзании, Мали и Конго. Во многих африканских странах российские энергетические компании проводят исследования по поиску и оценкам месторождений нефти и газа.
Эксперты уверены, что РФ может стать крупным игроком в Африке на рынке ядерной энергетики. Росатом ведет переговоры о проектах строительства АЭС в Уганде, Кении, Танзании, Алжире, Египте, Гане и ЮАР.
Чтобы понять, какие проблемы ожидают Россию в Африке, имеет смысл посмотреть на ситуацию в ЮАР. Правительство этой республики отдало тендер на строительство АЭС на сумму около 75 млрд долл. Росатому, что само по себе серьезный стратегический шаг. Учитывая особые связи президента Джейкоба Зумы с Москвой в рамках БРИКС, Россию для ЮАР можно считать альтернативой традиционным англо-голландско-немецким связям, а, возможно, даже новым союзником.
Следует отметить еще один факт. В результате конкуренции держав на Черном континенте заметно усилилась террористическая угроза. Это активизировало рост интереса местных правительств к военному сотрудничеству с Россией. Весной 2017 года министр иностранных дел Нигера обратился с просьбой к РФ прислать войска для борьбы с террористической организацией «Боко харам». Многие эксперты полагают, что скорее всего Москва окажет помощь в борьбе с терроризмом некоторым африканским странам. А значит, уже сейчас в военной сфере Россию можно считать альтернативным союзником для стран Африки.
Турция: укрепление мусульманской силы на континенте
Интерес Анкары к Африке начался в 1998 году, когда был запущен турецкий стратегический план «Новый взгляд на Африку». В рамках этого плана число турецких посольств в странах Африки с 2009 по 2017 год выросло с 19 до 49. До 2009 года «Турецкие авиалинии» летали всего в четыре африканских аэропорта, сегодня их число превысило 50. Не менее стремительно растут и прямые инвестиции Турции в регион. Политика мягкой силы Анкары устраивает африканские страны. Вероятно, современная мусульманская Турция в рамках разработанного ею стратегического плана будет и далее увеличивать влияние на континент.
Но мягкой силой Анкара не ограничивается. Турция оказывает помощь африканским государствам в борьбе с радикальными движениями. Поэтому среди мусульманского населения Черного континента она стала наиболее предпочтительной страной для партнерства в сфере безопасности. Например, в Сомали (в Могадишо) для борьбы с группировкой «Аль-Шабаб» Турция построила военно-тренировочную базу.
Примечательна реакция африканских правительств на продвижение турецкого влияния в регионе. Только один пример: после решения турецкого суда в отношении организации Фетахуллаха Гюлена (FETO), причастной к попытке военного переворота в 2015 году, африканские страны фактически переоформили все школы этой организации на правительство Турции. Этот эпизод как нельзя лучше показывает, что привычное американское влияние на Африку через турецкие школы и бизнес можно считать исчерпанным. Кстати, как и партнерские турецко-американские отношения на континенте. Напротив, сегодня Турция может оказать серьезную поддержку мусульманским странам Африки в борьбе против американского варианта ваххабизма.
Российско-турецкое стратегическое партнерство: инвестиции, информация, безопасность
В Африканском регионе Россия и Турция не конкурируют между собой. Более того, они могут прийти к прагматичному сотрудничеству, которое, в свою очередь, будет выгодно как им самим, так и африканским странам.
Известно, что Турция и Россия экспортируют в Африку абсолютно разные товары и принимают участие в разных экономических проектах. Поэтому ни о каких проблемах или конкуренции между турецкими и российскими компаниями речь не идет. Наоборот, может быть реализовано широкое экономическое сотрудничество и осуществлены совместные инвестиции. Все эти стратегические шаги могут быть реализованы, например, через совместный африканский инвестиционный фонд.
После недавнего визита президента Турции в Сочи был создан российско-турецкий фонд с бюджетом в 1 млрд долл. Скорее всего в финансировании Африки за счет этого общего фонда необходимости не будет – вероятно, он станет оказывать целевую финансовую поддержку турецким и российским фирмам. Однако такое стратегическое партнерство Москвы и Анкары может привести к созданию зоны свободной торговли с участием нескольких африканских государств.
Россия и Турция сегодня могут сделать первый совместный шаг на Черном континенте. Речь может пойти о региональном развитии и вопросах безопасности. Скорее всего российско-турецкое стратегическое партнерство в среднесрочной перспективе проявит себя в ЮАР.