0
5919
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.11.2017 00:01:00

Историческая лоботомия

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, публицист.

Тэги: белоруссия, политика, оппозиция, история, смута, речь посполитая, московское государство, король сигизмунд


белоруссия, политика, оппозиция, история, смута, речь посполитая, московское государство, король сигизмунд Сигизмундов чертёж Москвы, выполненный поляками, гравированный в 1610 году. Фото сайта wikipedia.org

В октябре новостной интернет-портал белорусской либеральной оппозиции «Хартыя'97» опубликовал весьма грозную статью «Помни, Москва, литвинский сапог!». У либерала обычная нотация-напоминание – хвастаться военными победами – не толерантно и глупо! – всегда под рукой, особенно 9 мая. Но тут, видно, повод показался столь великолепным – военная победа над Москвой! – что вытащили и костюм милитариста, начистили тот самый сапог, попиравший врага, и провели либеральный военный парад, как ни дико звучит, в честь взятия Москвы.

«9 октября – не замеченная широкой общественностью дата. Особенно той частью, которая еще не изжила колониальных комплексов. 417 лет назад, 9 октября 1610 года, войска ВКЛ (Великого княжества Литовского. – «НГ») и Польского королевства вошли в Кремль. Это событие стало одним из контрапунктов войны 1609–1618 годов между Речью Посполитой и Московским государством. Ближайшей целью похода стало возвращение Смоленской земли, что и было успешно осуществлено. А в идеале планировалось полностью подчинить себе Великое княжество Московское». Это радостное напоминание о не замеченной широкой общественностью дате выдает тяжелую и, как раньше выражались, стыдную болезнь, анамнез которой таков.

Попытки подготовить хотя бы часть белорусского народа к своему майдану требуют серьезной операции, лоботомии. Из культуры, календаря, исторической памяти категорически вырезается советский период, а затем и все, связанное с жизнью в составе общерусского государства. За вычетом что остается? Правильно, история Великого княжества Литовского, которая признается своей и единственной. Не важно, что белорусы в этот период были холопами (официальный термин времен Речи Посполитой) у литовских, а затем и польских панов.

Но насильственность этих операций над народным сознанием, искусственность создаваемой картины просто не могут себя не выдать. Ведь у Речи Посполитой были и настоящие победы. Сами паны по праву гордятся Грюнвальдской битвой. Но для лоботомийных операций «Хартыи'97» она не подходит именно потому, что это совместная польско-литовско-русская победа над немцами и участие в Грюнвальде смолян никак не вычеркнуть. 

Поляки и литвины в Москву в 1610 году вошли мирно, как свита ожидавшегося кандидата в русские цари – польского королевича Владислава. Но король Сигизмунд передумал, решил сам взять русский трон и не отпускал Владислава. Похожая коллизия описана в «Скупом рыцаре» Пушкина: отец препятствует сыну.

И посольство-свита то ли Владислава, то ли Сигизмунда под эти выяснения и русскую Смуту задержалась в Москве до ноября 1612 года, ничем, кроме грабежей, не отметившись. Хотя, впрочем, кое-чем отметилась. После их капитуляции перед войском Минина и Пожарского выяснилось, что осажденные в Кремле оголодавшие паны дошли и до каннибализма. По этому поводу в газете Tygodnik Powszechny профессор Януш Тазбир в беседе с Анджеем Бжезецким ответил мужественно и честно: «Грабеж и насилие были обычным делом. Еще в ходе переговоров с Владиславом IV двадцать с небольшим лет спустя российские посланники припоминали об этих актах – да что там, резню Праги этим оправдывали, и в 1941 году Сталин напоминал Сикорскому об оккупации Москвы».

Если деревня не давала еды, то ее палили. Именно тогда появлялись конные отряды Лисовского, кондотьеры, которые вели себя чудовищно по всей Европе: в России, Чехии, на Рейне. В собственной стране их боялись так, что радовались, когда они шли грабить заграницу. Когда в 1612 году польский гарнизон был осажден в Кремле, дело дошло до каннибализма. Юзеф Будзило, участник войны, записал, что «когда уж травы, корешков, мышей, собак, кошек, падали не стало, они и узников съели, и трупы, из земли выкопанные, съели; пехотинцы друг друга ели и людей хватали и съедали. Трушковский, поручик пехоты, двух сыновей собственных съел, еще один – мать».

Бандитов Лисовского, превосходящих жестокостью любые зондеркоманды, ненавидели, боялись и в Европе, и в Речи Посполитой. Зафиксировано: в Смуту лисовчики доходили до Холмогор и Перми! Это первый случай массового геноцида в истории русско-польских войн.

Основатель и первый редактор портала «Хартыя'97» Олег Бебенин повесился в 2010 году. Пока версию Генпрокуратуры о самоубийстве не подтвердила комиссия экспертов ОБСЕ, его коллеги, не веря лукашенковским следователям, раздувая слухи понятного направления, зарабатывали политический капитал.

Ныне против разрушения национальной культуры борются хартейцы Наталия Радина, Николай Халезин, Александр Отрощенков. Может, они назовут и эту статью разрушением национальной культуры, которую строят они, надраивая панский сапог. А ведь примеры военной доблести действительно важная часть национальной культуры. В том числе и у белорусов.

В начале ХХ века в Гомельской области в семье сельского учителя Ильи Устиновича Лизюкова родилось три сына: Александр, Евгений и Петр.

Петр Ильич, командир 46-й истребительно-противотанковой бригады, погиб в 1945 году. Евгений Ильич, командир крупного партизанского отряда, погиб в 1944 году в освобождаемой уже Белоруссии.

Громкой была смерть Александра Ильича. Командир 5-й танковой армии погиб прямо на броне своего танка КВ. Редчайший случай: гибель командарма в ближнем, почти рукопашном бою. Маршал Рокоссовский писал: «Лизюков вырос бы в лучшего танкового военачальника Советской армии». То было лето 1942 года, тяжелейший момент начала Сталинградской битвы.

По другому случаю довелось мне писать и о герое-партизане Петре Машерове, ставшем образцовым руководителем Белорусской ССР. Вот примеры подлинной гордости белорусов.

Сегодня пробуждается (отдельный вопрос: кем и зачем?) интерес к политическим аспектам давних историй. Уже были извинения папы Римского, европолитиков за работорговлю, геноцид индейцев.

Ломбардия, Каталония, Шотландия – вне зависимости от результатов референдумов – вводят в поле политических споров факты 300-летней и более давности. Разговоры о разделах Польши с неизбежностью приведут к поднятию вопроса о польском геноциде в России 1600-х годов.

Так что, белорусские хартейцы, не торопитесь вписывать народ Машерова, Лизюковых, знаменитых партизан в компанию каннибалов, лисовчиков и потенциальных подсудимых.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1114
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
997
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
939
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1079

Другие новости