День независимости в Варшаве прошел под лозунгом «Белая Польша». Фото Reuters
Недавно мне довелось принимать участие в круглом столе на тему положения на Ближнем Востоке в Берлине. Примечательно, что хоть речь шла о таком турбулентном районе мира, как Ближний Восток, многие участники высказывали заметную обеспокоенность общим состоянием дел в мире не только в связи с указанным регионом, но и из-за корейского вопроса и повсеместного усиления кризисной ситуации в целом.
Мир стремительно меняется, однако политические деятели зачастую не успевают следовать за происходящими переменами. В результате растет конфликтность в обществе, падает доверие к государственной власти, правительству. Во многом это объясняется интервенционистскими действиями западных держав, которые так и не могут смириться, а порой и даже признать, что эпоха однополярного мира кончилась и что полным ходом идет формирование нового полицентричного миропорядка. Примечательно, что некоторые участники прямо признавали: Запад переживает системный кризис и поэтому пропагандируемая им модель более не является предпочтительной для многих других стран. В то же время, говорили немецкие коллеги, нас не устраивает и китайский образец, при котором руководство общественным процессом в стране осуществляет Коммунистическая партия. В ходе дискуссии по этому вопросу превалирующим было мнение, что в последнее время все больше внимания сосредоточивается на проводимой президентом Владимиром Путиным политике по отстаиванию суверенитета страны, обеспечению ее безопасности.
Одной из ключевых тем в ходе выступлений было состояние дел в мировой экономике и прежде всего увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными (по времени это совпало с публикацией данных о многочисленных счетах известных нынешних политиков в офшорных компаниях и, в частности, вызывающих общее возмущение сведений о том, что 80% наличных на офшорных счетах принадлежит 0,1% населения). Английская Guardian в этой связи отмечала, что «верхушка общества отделяется от этого общества и формирует некую самостоятельную мобильную республику, которая сама решает, под чьей юрисдикцией ей находиться».
Тревогу политологов, собравшихся на встречу в Берлине, вызывают также усиливающиеся тенденции раздела мира по религиозному, этническому принципу. Многие подчеркивали, что этот вызывающий глубокое сожаление феномен приобрел общемировой масштаб, и со всей глубиной и трагичностью он проявляется сейчас в событиях на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, на Африканском континенте (замечу, что избрание Дональда Трампа президентом США многие участники встречи объясняли опасением белых американцев оказаться меньшинством в своей стране).
В рамках этой тенденции разворачиваются некоторые события в Европе, например на прошедшем в Варшаве 11 ноября «Марше националистов» в День независимости Польши колонны шли под лозунгами «Белая Польша», «Холокост для мусульман» и «Братство белых наций». В период между Первой и Второй мировой войной ответственность за слом международного порядка крайне правые возлагали на евреев, а теперь виновниками всех бед сделали мусульман.
Сегодня совершенно очевидно, что изменения баланса сил на мировой арене во многом связаны с быстрым экономическим развитием Китая, Индии, других азиатских государств. Приближается тот день, отмечало Deutsche Welle (13.11.17), когда Китай может занять место мирового лидера как в экономическом, так и в политическом плане. Доля КНР в общем объеме мирового экспорта составляет 14%, и этот показатель продолжает расти. Доля США не превышает 10%: американцы живут в долг, и их будущее, как говорят эксперты в области мировых финансов, зависит от того, продолжит ли Китай предоставление кредитов и не перекроет ли вдруг «денежный кран». Это, разумеется, гипотетическое предположение.
Дискуссия в Берлине проходила на фоне усиливающейся критики политики США: сейчас, как говорится, ее по тем или иным пунктам не осуждает только ленивый. В частности, отмечалось, что если Вашингтон выйдет из сделки по Иранской ядерной программе, заключенной в июле 2015 года, то это может открыть дорогу к гонке ядерного вооружения на Ближнем и Среднем Востоке.
Участники встречи откровенно говорили, что тревогу у них вызывает и деградация морально-нравственных стандартов западного общества. Речь идет не только о распространении лживых новостей, постоянном употреблении в повседневном обиходе бранных слов, но и о последних разоблачениях по поводу так называемых секс-скандалов, которые затронули даже исламский мир, что является совершенно беспрецедентным. Например, недавно в сексуальном домогательстве был обвинен известный исламский теолог, преподающий в Лондоне, Тарик Рамадан (он внук основателя запрещенной в России организации «Братья-мусульмане»). New York Times писала о нескольких фильмах и книгах, вышедших в Тунисе и Марокко, где говорится о двойной жизни мусульман, о том, что многие женщины оказываются в «шизофреническом обществе», где секс вне брака как бы запрещен, но его практикуют в закрытом режиме.
На конференции в Берлине с особой обеспокоенностью подчеркивалось, что растущая нестабильность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне становятся одним из удручающих явлений жизни западного общества. Это состояние усугубляется тем, что пока не удается наладить международное сотрудничество в вопросах экологии, процессов изменения климата, природных катаклизмов и многих других глобальных вызовов.
В ходе личных бесед многие коллеги признавали, что вынужденно становятся пессимистами в том, что касается будущего западной цивилизации. Они не скрывали, что с большим интересом следят за происходящими в России процессами, которые вызывают у них надежду и оптимизм.
Совершенно очевидно, что в этих условиях более актуальными и настойчивыми становятся призывы внести существенные коррективы в порядок функционирования существующих центральных и международных организаций, прежде всего ООН, МВФ, МБРР, с тем чтобы их деятельность была адаптирована к происходящим в мире изменениям и должным образом отражала новую расстановку сил на планете. Это, разумеется, сложный процесс, разработка параметров которого и последующая реализация займут длительное время, потребуют большого напряжения сил.