Генеральный секретарь ООН
Антониу Гутерриш на открытии выставки. Фото пресс-службы ООН |
Девятого мая с.г., выступая на открытии выставки, посвященной победе над гитлеровской Германией, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сделал принципиально важное заявление об уроках Второй мировой войны. Генсек подчеркнул особую роль СССР, который оказал нацизму «наибольшее военное сопротивление» и понес «несравнимо большее количество жертв», чем другие страны, и призвал почтить память советских людей, остановивших немецкую агрессию. Следующая часть выступления Гутерриша была продиктована серьезной обеспокоенностью в связи с ростом популярности неонацистской идеологии в современном мире.
«В последнее время мы вновь становимся свидетелями проявлений неонацизма. Мы видим, что появляются политические движения, которые либо придерживаются неонацистской идеологии, либо используют ее символику, образы, слова. Например, фраза «Кровь и почва» звучит рефреном на демонстрациях в различных частях света. Эта раковая опухоль начинает распространяться вновь, так что, полагаю, наш долг состоит в том, чтобы не допустить рецидива этой страшной болезни, а память всех тех, кто сумел победить нацизм в 1945 году, эта память дает нам возможность справиться с любой формой неонацизма в наши дни», – выразил надежду Гутерриш.
Тревожное и совсем не парадное заявление генсека оставляет место сдержанному оптимизму. Его предельная прямота уже сейчас демонстрирует решимость не прятать голову в песок, а встретить опасного врага с открытым забралом.
Ипостаси неонацизма в современном мире многообразны – от прямого калькирования идей «Майн кампф» до узаконенных программ парламентских партий правого толка, от неприкрытого животного расизма до естественного и привычного для многих антисемитизма, антиисламизма. Набирает обороты русофобия. Как бы то ни было, резонансные факты новейшей истории доказывают: ошибки в национальной, экономической, социальной, миграционной политике государств, провалы в воспитании и образовании детей и молодежи, недостаточное информационное противодействие неонацистской пропаганде приводят к трагическим результатам.
Вспоминаются слова писателя-антифашиста Ильи Эренбурга о природе ненависти: «Неутолимая темная злоба испепеляет сердце фашизма... Это злоба неудачников, провинциальных цезарей, захолустных наполеонов, жаждущих войти в историю хотя бы с черного хода».
Листаю страницы мониторингового доклада о проявлениях неонацизма, расизма в наши дни. Вместе с коллегами мы презентуем эту трагическую летопись к Дню памяти и скорби, 22 июня, в Москве. Вспомним и задумаемся. В июле 2011 года 32-летний Андерс Брейвик совершил двойной теракт в Осло и на острове Утёйа. В результате подрыва автомобиля при помощи радиоуправляемой бомбы в норвежской столице погибли 8 человек, еще 209 получили ранения. Затем террорист хладнокровно расстрелял 67 человек и ранил 110. На первых слушаниях в суде поборник расовой чистоты поприветствовал единомышленников вскинутой правой рукой со сжатым кулаком. Расправу он объяснил необходимым «предупреждением для государственных изменников», проповедующих мультикультурализм и открывших Норвегию для ненавистных ему мусульман.
Пугающей приметой нашего времени становятся шествия неонацистов, проводимые при поддержке официальных властей некоторых стран. Многотысячные факельные марши праворадикалов – норма жизни современных Киева, Риги, Таллина. Запрещать откровенно пронацистские акции власти новой Европы не спешат.
Жизнеспособность ультранационалистического мировоззрения печально продемонстрировал факельный марш «Объединенных правых», собравший 11 и 12 августа 2017 года в американском Шарлотсвилле тысячи представителей самых разных праворадикальных групп. У мирового правозащитного сообщества возникли вопросы к Дональду Трампу. Официальной реакции главы государства потребовалось ждать несколько суток, после чего президент постарался избежать прямого осуждения радикалов и возложил ответственность за инцидент на «обе стороны».
Стоит отметить, что в настоящее время в Соединенных Штатах действуют сотни организаций, открыто заявляющих свои расистские позиции. В 2016 году Южный центр правовой защиты насчитал в стране 917 «групп ненависти» (hate groups).
В бессилии перед неонацистами расписываются и власти европейских стран. 18 апреля 2018 года федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц признал, что не может помешать запланированному слету ультраправых в Блайбурге. В минувшую субботу в этом австрийском городе вновь стартовали мероприятия в честь хорватских пособников Гитлера, убитых красными партизанами в 1945 году. «День Блайбургской бойни» ежегодно привлекает в Австрию тысячи ультраправых со всего мира.
Черной пеной Европу накрывает антисемитизм. Согласно недавно представленным данным Центра Кантора при Тель-Авивском университете, впервые после Второй мировой войны данная форма этнофобии становится обыденным и общепринятым явлением.
В российском обществе тренд на снижение ксенофобских настроений продолжается с 2014 года. Однако из этого не следует, что агрессивная ксенофобия и экстремистские практики перестали представлять опасный вызов для народа и государства. Несмотря на фиксацию значительного снижения уровня ксенофобских и националистических взглядов, российские социологи обращают внимание на то, что среди «страхов» респонденты опросов по-прежнему отмечают опасность потенциальных национальных конфликтов.
В докладе «Неонацизм – опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права» МИД РФ от 23 апреля 2015 года подчеркивается, что в современном мире проблема правого ультрарадикализма несет реальную угрозу для человечества. «Риск детонации этого заряда не виртуален и не ушел в прошлое вместе с военными преступниками периода Второй мировой войны», – констатируют эксперты.
В этой связи от правозащитников разных стран требуется объединение усилий с профильными структурами ООН в сфере просвещения граждан, правовой поддержки жертв дискриминации. Многое зависит и от деятелей культуры. Необходимо наращивать влияние на политические элиты разных стран, создавать международные сетевые проекты, формируя коалиции здравомыслящих лидеров общественного мнения. Новый антифашистский вектор ООН, заданный Гутерришем, может послужить важной опорой в нашей работе.
комментарии(0)