В 1991 году в Беловежской Пуще была произведена операция по расщеплению сознания Большой России. Фото РИА Новости
В передовых странах одно из магистральных направлений научных исследований – изучение особенностей деятельности мозга. Его исследуют уже далеко не первый век. Тем не менее выясняется, что наш мозг гораздо глубже, гораздо непонятнее, чем казалось даже во время эпохальных достижений первого нашего нобелевского лауреата Ивана Павлова. Поэтому программа «Брейн» («Мозг») – в США, ЕС, Японии, Китае финансируется на уровне десятков миллиардов долларов. Именно понимание тонких механизмов функционирования мозга позволит создать мощный инструмент, ныне именуемый искусственным интеллектом. Вот и наш президент сказал: доминировать в мире будет тот, кто будет владеть технологиями искусственного интеллекта. Мы затрагивали некоторые проблемы функционирования мозга – в частности, его ошибки – в недавно вышедшей книге «Судный мозг». Однако рамки этой книги не позволяли нам описать еще один интереснейший феномен – расщепленное сознание. Мы решили вернуться к этому вопросу, потому как только что прошел еще один праздник «со слезами на глазах».
Расщепленное сознание
Мозг сколько-нибудь развитых животных – в том числе и людей – состоит из двух полушарий. Эволюция мозга привела к тому, что он разделился на два фактически самостоятельных мозга. Но почему такой ход эволюции оказался предпочтительным?
Один из авторов изложил в своей книге «Путеводитель по извилинам» мнение некоторых исследователей: появление вербальной системы – речи – у современного человека было бы невозможно, если бы мощность мозга существенно не повысилась за счет разделения полушарий и диверсификации их задач. Но во многих работах, исследовавших проблему разделения на два полушария по ходу эволюции, указано, что у этого усовершенствования есть и оборотная сторона.
По мнению большинства современных исследователей, именно потому, что два полушария функционируют относительно автономно друг от друга, возникает тяжелейшая душевная болезнь – шизофрения. Если брать все формы шизофрении, в том числе латентные, то доля страдающих этим недугом стабильно держится на уровне 5–6%. Такую цену человек платит за повышение мощности своего интеллекта.
В 1940-е годы появился новый метод лечения эпилепсии – тяжелого заболевания мозга, вызывающего труднопредсказуемые судорожные припадки с потерей сознания, – рассечение двух полушарий. Как положено в медицине, сперва экспериментировали на животных, затем сложилась постепенная клиническая практика. Действительно, во многих случаях положение резко стабилизировалось и припадки прекращались. Но у людей, прошедших эту операцию, появились, мягко говоря, странности. Об этих странностях чуть позже.
Сейчас же подчеркнем, что два полушария образуют единую систему – человеческий мозг. Они постоянно координируют свои действия и взаимодействуют через орган, именуемый corpus callosum (в переводе с латыни – мозолистое тело). Это структура из более чем 200 млн нервных волокон, идущих от каждого из полушарий к другому. Разъединение полушарий перерезкой мозолистого тела улучшает состояние страдающих эпилептическими припадками, но одновременно расщепляет сознание. К счастью, нашлись более щадящие способы лечения эпилепсии, так что сейчас такие операции не делают. Но пациентов, уже прошедших через них, исследовали очень глубоко и подробно. Выдающийся нейробиолог Роджер Сперри получил за эти исследования Нобелевскую премию. Правда, его – и его ученика Майкла Газзаниги – научные выводы разнятся с трактовкой еще одного выдающегося ученого конца XX века – нейробиолога Джона Эклса, а в научном сообществе сверх того бытует несколько вариантов картины. Но их суть едина: сознание буквально становится расщепленным со всеми вытекающими последствиями. Правая рука может буквально не знать, что делает левая, и даже противостоять тому, что делает левая; взгляд правого глаза может противоречить левому и т.д.
Социально-хирургическая операция
То, что произошло с нашей страной, в тот момент именуемой Советским Союзом, можно уподобить варварской хирургической операции по методике 1940-х годов. Коллективный мозг СССР по факту состоял из двух полушарий – украинского и российского. Правящая элита состояла в основном из уроженцев этих двух союзных республик. Не только потому, что в РСФСР проживала примерно половина всего советского народа, а в УССР – треть оставшихся советских граждан. Но и потому, что русские, составлявшие большинство (по родному языку – примерно 5/6) населения каждой из двух республик, при всем единстве культуры и мышления, различались многими чертами, обусловленными разностью истории самих этих земель.
К концу 1970-х годов Советский Союз начал заболевать. Политическая система стремительно деградировала, экономическая и социальная системы переживали не столь бурную, но также тяжелую деградацию. Самозваный «консилиум» (Гайдар, Чубайс и Ко) рекомендовал «хирургу» Борису Ельцину и примкнувшим к нему «ассистентам» Леониду Кравчуку и Станиславу Шушкевичу в операционной – охотничьем хозяйстве «Вискули» в Беловежской Пуще – произвести перерезку связей между полушариями – украинским и российским, что и было сделано незамедлительно.
Вначале, как и у пациентов Газзаниги, никаких явно патологических особенностей у разделенных стран не наблюдалось. Но в итоге все пришло к тому, что правая рука не только стала мешать левой, а левая правой, но, образно говоря, в правой и левой руке появились ножи – и стали кромсать соседнюю руку. Дело дошло даже до прямого кровопролития: украинские боевики помогали террористам в Чечне, а украинские зенитчики, проданные Грузии вместе с ракетными комплексами «Бук», били по самолетам Российской Федерации в пятидневной войне.
Почему мы проводим столь жестокую аналогию? Потому что данная модель, к сожалению, достаточно адекватна. Она уже позволила прогнозировать ход многих событий. Надеемся, она позволит дать и какие-то указания по излечению ужасной рукотворной раны.
Вряд ли последний – пока – стратегически мыслящий президент США, Буш-старший, вспоминал печальный опыт рассечения связей между полушариями, когда в 1991-м выступал в Верховном совете Украинской Советской Социалистической Республики, призывая не делать разрушительный шаг – не разъединяться с Россией.
Отдадим должное стратегическому мышлению Буша-старшего. И не только в данном случае. Многие осуждали его за то, что в 1991 году он не добил иракского диктатора, но просто изгнал его войска из Кувейта и резко ограничил поле возможной деятельности страны. Буш-сын, став президентом, постоянно старался напоминать старинную формулу «На детях гениев природа отдыхает». В 2003-м он исправил «промах» отца. В результате США истратили уже триллионы долларов не только на попытки прекратить войну всех со всеми в Ираке, где только жесткая диктатура сдерживала противоречия между этническими и религиозными группировками, волей истории тщательно перемешанными, но и на борьбу с террористами – прежде всего группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ. – «НГ»), сложившейся вокруг распущенных офицеров иракской армии.
Почему же Буш-старший озаботился проблемой разъединения Украины и России? По одной простой причине: евразийское пространство, играющее одну из важнейших ролей во всей мировой политике (не зря английский географ и политик, оксфордский профессор Хэлфорд Джон Макиндер назвал его Хартленд – сердце-земля), несколько десятилетий удерживалось в равновесии двумя взаимогасящими векторами – китайским и советским. Причем американцы усилиями Генри Киссинджера и Ричарда Никсона пошли на альянс с ультралевым в ту пору Мао, чтобы с помощью китайского вектора оказывать дополнительное давление на вектор советский. Сейчас они пожинают плоды своей нестратегической политики. Но это тема отдельного исследования.
Итак, 12 июня 1991 года произошла трагедия: расщепление сознания русского мира. А ведь в тот момент в него входили не только Российская Федерация, Украина и Белоруссия, но и все остальные республики Советского Союза, включая прибалтийские, где в тот момент возобладали духовные наследники фашистских диктатур 1930-х годов. Да и страны, входившие в Организацию Варшавского договора и/или Совет экономической взаимопомощи, через эти структуры втянулись если не в глубину русского мира, то хотя бы в его периферию. Правда, СЭВ и ОВД развалены уже к концу 1980-х усилиями команды Михаила Горбачева. Но Большая Россия – жертва прежде всего команды Ельцина.
О нем надо сказать немного подробнее. Прежде всего поблагодарим кадровую политику КПСС, пропускавшую наверх людей с пещерным уровнем мышления и полным отсутствием совести. Кто-то из политиков тех времен сказал: «Борис Николаевич – это хороший секретарь обкома». Каждый человек – в том числе и политик – имеет свой потолок сложности структуры, поддающейся его осознанию. Ельцин, несомненно, не вырос выше областного уровня. Если говорить языком родо-племенных отношений (а пещерное сознание Ельцина подвигает именно к этой терминологии), то он был способен стать главой какого-то небольшого племени, но ни в коем случае не возглавлять целый народ. Что касается совести, напомним один эпизод: Ельцин, став вождем антикоммунизма, лил крокодиловы слезы над убиенной в Екатеринбурге семьей отрекшегося императора – но до того, возглавляя партийную организацию того самого Екатеринбурга (в те годы Свердловска) и области, выслуживался перед союзным руководством так лихо, что без сожалений и угрызений совести снес особняк инженера Ипатьева, где Романовы прожили последние месяцы и были расстреляны.
Первый в нашей стране майдан провела именно команда Ельцина. 12 июня 1990 года Российская Федерация фактически занесла даже не скальпель, а топор над мозолистым телом, связывавшим украинское и российское полушарие. Разумно будет объявить этот день днем скорби по единству русского мира. Ведь по значению для нашей страны по сравнению с 12 июня меркнет даже нынешний День скорби – 22 июня, когда на нас напала (кто военной силой, кто производством вооружений для непосредственно воюющих стран и/или продовольственным их снабжением) практически вся континентальная Европа. Ту военную машину мы перемололи меньше чем за четыре года, что и отмечаем каждый год 9 мая. Но, наверное, Гитлер и не помышлял, что можно так просто разделаться с Советским Союзом.
Да, наверное, и Наполеон – при всем своем опыте перекройки границ в Европе к западу от России – не думал, что саму нашу страну можно разделать как на колоде мясника. Независимо от политических воззрений руководства – хоть феодального, хоть коммунистического – суть нашей страны в главном не меняется. Советский Союз – все та же великая Россия. Более чем удивительно, что группа русских людей уверовала: можно оздоровить Россию ампутацией большинства ее органов. По их тогдашней странной мысли, великая Россия не может быть здоровой, а усеченная – может.
Кто больше разорился
Обширный – и большей частью печальный – мировой опыт свидетельствует: при разрыве цельной экономической структуры страдают все осколки. Но, как правило, чем меньше осколок, тем глубже его провал. Распад общерусской экономики подтвердил общую тенденцию.
Между тем к моменту раскола страны на украинской стороне царила полнейшая эйфория. Там практически все были уверены: Украина – донор общесоюзной экономики, а потому при выходе из Союза расцветет.
Однако факты – вещь упрямая. Произошло удивительное на первый взгляд. Сравним ВВП на душу населения Украины и соседней Польши. 1992 год: Украина – около 6200 долл., Польша – около 6600. Прошедший 2018 год: Украина – около 9300 долл., Польша – около 32 тыс. Польша превосходит Украину более чем втрое. Если брать 1980-е годы – последнее десятилетие жизни Советского Союза, – Украина тогда превосходила Польшу и по валовому продукту, и по продукту на душу населения, и по науке и технике, и по высокотехнологичным производствам. Небо и земля. Теперь ситуация перешла в диаметрально противоположную.
Правда, даже в 1991-м не все в Украине были соблазнены обещаниями ее вожаков. Например, наш коллега Анатолий Вассерман – тогда еще системный программист, делающий лишь первые шаги в экономическом и политическом анализе, – в первой своей политической статье «Независимость от здравого смысла», опубликованной 23 ноября 1991 года и призывавшей на референдуме 1 декабря голосовать против независимости Украины, писал: «Хлеб наш уже давно растет не столько на полтавском черноземе, сколько на тюменской нефти». Правда, из-за ограниченности газетного объема из первой публикации вычеркнули развернутый экономический прогноз. Вассерман взял одну из модных тогда листовок на тему «Москаль съел твое сало» и показал: из приведенных в ней сопоставлений хозяйства Украины, Союза в целом и отделившейся от России в 1917-м Финляндии видно, что благополучие Украины опирается исключительно на ее внутрисоюзные связи, так что рухнет сразу после выхода. Увы, расчет подтвердился в ближайшие же годы.
Сегодня Всемирный банк признал Украину беднейшей страной Европы и одной из беднейших на постсоветском пространстве: по ВВП на душу населения – на одном уровне с сопредельной Молдавией, а также Арменией и Грузией. При текущих темпах роста экономики Украине понадобится около 50 лет, чтобы по уровню развития догнать Польшу, даже когда та перестанет получать дотации от ЕС.
Крупный бизнесмен, депутат Верховного совета Украины от Оппозиционного блока Вадим Новинский подсчитал, что для возвращения экономики страны на уровень 2013 года потребуется минимум 35 лет, и то при условии, что Киев будет последовательно возвращать свои товары на российский рынок: «Мы за последние пять лет потеряли экспорта в Россию примерно на 75–80 млрд долл. Наши предприятия, которые были ориентированы на российский рынок и на рынок стран СНГ, просто сейчас стоят». С 2013 по 2018 год объем торговли Украины с РФ упал более чем втрое. Украинский экспорт сократился в четыре раза, российский – в три. В 2017 году ущерб Украины из-за ухода с традиционных рынков, включая РФ, оценивался в 15 млрд долл. По оценке Нацбанка, общие убытки от экономического и банковского кризиса, начавшегося в 2014 году, составили 38% ВВП Украины.
Увы, нельзя сказать, что хотя бы остальная Россия от этого заметно преуспела. Наоборот, она тоже понесла колоссальный ущерб. Расщепление страны привело к тому, что уровень жизни последних лет РСФСР достигнут только через 25 лет самостийности Российской Федерации. И то в значительной мере благодаря обстоятельствам, от нас не зависящим, например выгодной конъюнктуре сырьевых рынков.
Воссоединение необходимо – значит, неизбежно
Десятки лет назад выдающийся «политтехнолог» Бжезинский призывал рассечь два полушария – украинское и российское – единого русского мозга: тогда мозг окажется неполноценным. Увы, он оказался совершенно прав.
Один из авторов этой статьи – нейробиолог, второй – экономист и юрист, тоже хорошенько покопавшийся в области разделений и их последствий. Вот некоторые наши совместные выводы и из всего вышеизложенного, и из всего нашего предыдущего профессионального опыта.
Автономия полушарий мозга далеко не случайна. Она, в частности, позволяет мыслить нелинейно. Большинство людей мыслит линейно, потому что мозг экономит энергию, а прямое продолжение наблюдаемых движений – простейший вариант. Но политики должны мыслить нелинейно, потому что закономерности поведения всех сложных систем – политических, социальных, экономических – нелинейны. И распоследнее дело – пытаться понять нелинейные процессы линейным мышлением, а уж тем более принимать таким способом связанные с ними решения. Но, к сожалению, так происходит очень часто, в том числе и 12 июня 1990-го, и уж подавно 8 декабря 1991-го.
Рассечение наших полушарий, к сожалению, сделало очень линейной политику как России, так и Украины. Причем бенефициаром рассечения стал наш восточный сосед – Китайская Народная Республика. Для нее это был настоящий подарок. Она получила возможность обрабатывать нашу страну не как единое целое, а отдельными кусками. Например, ракетно-космическая программа началась точь-в-точь по советским образцам: китайский космический корабль почти неотличим от нашего «Союза», а выводящая его на орбиту ракета – от «Протона». Почти достроенный в Николаеве авианосец, созданный всесоюзными техническими усилиями, Украина продала Китаю за гроши. Днепропетровский «Южмаш» продал множество ракетных технологий – по сведениям США, их используют не только Китай, но и северная часть Кореи. Перечень можно продолжать.
США сейчас в панике от китайской угрозы. Вопиют, что надо сдерживать Китай. Но именно они всего три десятилетия назад изо всех сил способствовали тому, чтобы Китай лишился геостратегического противовеса и обогатился советскими технологиями. Кстати, не только Китай, но и сами США, и даже Израиль обрели огромное количество наших военных технологий. Очень много чего под сурдинку вывезено из распавшегося Союза. Причем мы все это добывали потом и кровью. Как сказано в классической песне, «дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей». И все жертвы в конечном счете принесены чужому дяде.
Процесс, запущенный 12 июня 1990 года, довел нашу страну до территориальных и хозяйственных потерь, сопоставимых с 28 июля 1942-го, когда Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин издал приказ № 227, вошедший в нашу историю под названием «Ни шагу назад!». Перефразируя Пушкина, выразим надежду, что полустрана, полумертвец вновь станет целой наконец.
комментарии(0)