0
11613
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.04.2021 19:06:00

Ненависть на самоизоляции. Создание этнических школ для детей мигрантов – это путь к этническим гетто

Александр Брод

Об авторе: Александр Семенович Брод – правозащитник.

Тэги: спч, межнациональные отношения, гражданская идентичность, мигранты, этнические школы


спч, межнациональные отношения, гражданская идентичность, мигранты, этнические школы У проблемы оптимизации числа детей мигрантов в школах пока нет готовых решений. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

После годичного перерыва на свое 10-е заседание собрался президентский Совет по межнациональным отношениям. Впервые он проходил в режиме видеоконференции. Обсуждались вопросы укрепления общероссийской гражданской идентичности, создания и продвижения проектов этнокультурного туризма, роль образования в гармонизации межнациональных отношений.

Стоит отметить, что, несмотря на тяготы вирусного года, депрессию и падение доходов, серьезного всплеска инцидентов на почве нетерпимости не наблюдалось. Это подтверждают данные мониторинга и социологических опросов. Проявления радикализма за рубежом на российскую почву не срезонировали. Конфликт между Баку и Ереваном, а также последующие военные действия пусть и создали некоторую напряженность между азербайджанцами и армянами, живущими в России, но ситуацию удалось быстро разрядить.

Не рвануло, к счастью, и на миграционном направлении, хотя о мигрантах по большому счету в минувшем году забыли. Они, оставшись в период пандемии без работы и средств к существованию, без санитарного контроля, оказались запертыми в стране и предоставленными самим себе. Тем не менее роста преступности в их среде не наблюдалось. Ненависть тоже была на самоизоляции, скапливаясь в интернете и в глубинах сознания.

Совет возобновил работу в условиях, заданных обновленной версией Стратегии государственной национальной политики. Если в прежней версии она понималась как «система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов», то в обновленном варианте речь идет уже о документе стратегического планирования в сфере национальной безопасности страны. Поэтому сегодня важно наполнять смысл обновленной стратегии практическими делами. В этом контексте и следует рассматривать мартовское заседание совета.

Уместно сделать ряд важных предварительных замечаний общетеоретического характера, имеющих при этом и практическую значимость. Прежде всего указать на застарелую разноголосицу в терминах. До сих пор в некоторых документах нация определяется, с одной стороны, как согражданство, а с другой – как синоним этноса. Следует более четко определить, что понятие «национальное» относится к общей государственно-политической идентичности (россияне). Реалии современной России таковы, что в ней существует одна российская нация, но множество этнических сообществ.

Укрепление гражданского единства страны становится более достижимой задачей, если мы устраним и отождествление, и противопоставление понятий «нация» и «этнос». Крайне важными представляются оценки известного российского этнолога академика Валерия Тишкова: «Полезно подвести итог дебатам о соотношении русского и российского и ясно сказать, что русское входит в российское, составляет его основу, однако именно российская идентичность и российский народ есть основополагающая категория нашей государственности. Без русского нет российского, но без российского нет России». Концепция российской нации, ее формула – обеспечение единства и поддержка разнообразия.

Один из фундаментальных вопросов в деле укрепления гражданского единства, без всякого сомнения, образование. Провалы в этой сфере, как никакие другие, могут спровоцировать вражду и неприязнь. В своем выступлении министр просвещения Сергей Кравцов затронул такую важную сферу, как языковая адаптация мигрантов, в том числе из стран постсоветского пространства.

Ожидаемо вопрос, обозначенный министром, оказался в фокусе внимания президента. По его словам, «в некоторых европейских странах, да и в Штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают... Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов. В России ни в коем случае нельзя допустить развития событий подобного рода». Трудно спорить с тезисом о том, что создание своеобразных этнических гетто, консервация той или иной среды без должного уровня вовлечения приезжих в общие для страны социальные, экономические, культурные проекты опасны. Но здесь есть нюансы. Не зря президент сказал об отсутствии у него «готовых рецептов».

Пытаясь приступить к реализации задачи по оптимизации присутствия детей мигрантов в школе, надо держать в голове несколько моментов принципиальной важности. Кто и как, по каким критериям будет измерять оптимальное число мигрантов в классе? Например, в Ростовской, Белгородской, Брянской областях (особенно в пограничных регионах с Украиной) есть классы, где немало мигрантов из соседней страны. У них, как правило, нет проблем с языковой адаптацией, но арифметически они – мигранты, не получившие еще российского паспорта. Очевидно, что сам по себе мигрант – не синоним плохого знания русского языка. Проблемы с этим есть и внутри страны в ряде регионов Северного Кавказа. Но означает ли это необходимость искусственной перетасовки школьников для улучшения уровня их образования? Наверное, на первый план стоит выдвигать не паспорт, не этническое происхождение, а уровень владения языком, степень интеграции родителей в российский социум. Ведь среди мигрантов есть и русскоязычные жители – выходцы из бывших союзных республик и, напротив, граждане России (казахи в Астраханской области, азербайджанцы в Дагестане) иноэтнического происхождения, но не знавшие другого гражданства и другой родины, кроме России. Не менее важный фактор – квалификация педагогов. Хорошо подготовленные кадры (возможно, специально подготовленные к работе в мигрантской среде) могут и в классах с высоким процентом детей – выходцев из других стран способствовать их успешной интеграции. Также стоит отметить и уровень школьного менеджмента. Проблема, о которой сказал президент, возникает в западных странах из-за ложно понятой политкорректности, неумения и нежелания принимать жесткие меры к нарушителям порядка, мотивируя это пресловутой толерантностью. В России подобная идеология не принята, консервации классов и школ можно избежать, просто строго выполняя принятый распорядок.

На следующий день после заседания совета у меня случилась беседа с прокурором одного из южных регионов, который сказал буквально следующее: «Вот теперь сижу, голову ломаю после вашего совета, что делать. Начинать проверки школ и отсев детей-мигрантов? Но не на улицу же их гнать». Боюсь, что подобные мысли возникли у силовиков и в других регионах. Оживились и националисты, в очередной раз призвав власти к выдворению мигрантов. При этом игнорируя то обстоятельство, что нехватка рабочих рук уже остро была ощутима минувшей зимой, когда некому было разгребать снежные заносы во дворах, а южные регионы уже сейчас взывают о том, что некому вести посевную.

Вопросы обучения детей мигрантов требуют качественной проработки с вовлечением как педагогов-практиков, так и экспертов по миграции, межэтническим отношениям, психологов. Крайне важным было замечание профессора Владимира Волоха о подготовке «предложения по созданию условий, способствующих социализации несовершеннолетних иностранных граждан в российской образовательной среде и интеграции их в российское общество, и необходимых мерах по их реализации».

В этой связи стоит отметить выступление главы Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова. По его словам, «назрела необходимость определенной унификации органов власти, отвечающих за госнацполитику». Комментируя сюжет об обучении детей мигрантов, он справедливо констатировал, что, «к сожалению, значительная часть этой категории лиц не попадает в образовательные учреждения и значительная часть этих детей просто не ходит в школы».

Было бы уместным пересмотреть многие аспекты нашей миграционной политики. Миграция должна стать адресной, «под заказ» конкретных отраслей и определенных регионов. Подготовку мигрантов начинать на старте, в тех странах, откуда они прибывают, на базе российских консульских учреждений и культурных центров. Пока же законопроект о социальной и культурной адаптации мигрантов четвертый год пылится в Госдуме, а рекомендации ФАДН на эту тему в регионах принимают к сведению и тут же забывают. При этом мигрантофобия растет, как заявил на днях замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов.

Время, когда национальная политика понималась исключительно как песни, пляски, хороводы и кулинарные достижения, прошло. Должен появиться хорошо скоординированный курс, нацеленный на укрепление российской гражданской идентичности, превенцию конфликтов и интеграцию тех, кто связал свое будущее с нашим государством. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
3076
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
4562
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
3990
В Грузии оппозиция продолжает протестовать...

В Грузии оппозиция продолжает протестовать...

Светлана Гамова

В Киргизии МИД готовит сограждан к поездкам в Россию

0
7884

Другие новости