0
12852
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.12.2021 21:02:00

Российско-германские отношения после Ангелы Меркель

Развилки нового правительства ФРГ

Тэги: германия, меркель, шольц, политика, власть


германия, меркель, шольц, политика, власть Фото Reuters

2021 год ознаменовался завершением 16-летнего правления федерального канцлера Ангелы Меркель. Родившаяся в Западной Германии, но выросшая, получившая политическое воспитание и естественно-научное образование в ГДР, Ангела Меркель оказала значительное влияние на формирование российско-германских отношений после социал-демократического правления канцлера Герхарда Шрёдера, при котором эти отношения пережили ренессанс, сравнимый разве только с эпохой таких творцов немецкой восточной политики послевоенного времени, как Вилли Брандт и Эгон Бар.

На повестку дня был поставлен вопрос о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока. Надо сказать, что и сейчас эта идея находит немалое количество приверженцев в немецких деловых кругах. По правде говоря, Меркель не смогла удержать эстафету, переданную ей Шрёдером. Причины разворота Меркель от политики стратегического сближения с Россией, которую наметил Шрёдер, еще предстоит исследовать.

Прагматизм как путь к успеху

Напомним, что быстрое восхождение по партийной лестнице в ХДС бывшего молодежного функционера Союза свободной немецкой молодежи, аналога советского комсомола, стало возможным только благодаря поддержке тогдашнего немецкого канцлера Гельмута Коля. Меркель, однако, подставила своего благодетеля, когда в ноябре 1999 года в ХДС разразился скандал по поводу незаконного финансирования этой партии. В разгар скандала Меркель, ставшая уже генеральным секретарем ХДС, опубликовала статью во влиятельной Frankfurter Allgemeine Zeitung, в которой призвала партию решительно порвать с коррумпированной старой гвардией.

Другой вопрос – личное отношение к тому или иному политику. Конечно, любой крупный политик в своем отношении к другой стране или к конкретному политику этой страны зависит не столько от личных симпатий или антипатий, сколько от интересов собственной нации. В этом плане Меркель – не исключение. При этом она знает русский язык, в молодости бывала в СССР по линии молодежных обменов, там она и познакомилась со своим первым мужем. New York Times, анализируя отношения Меркель и Путина, писала, что во время известной программной речи Владимира Путина в 2001 году перед немецким Бундестагом Меркель, тогда еще относительно непроверенный лидер оппозиции в период канцлерства Герхарда Шрёдера, не разделяла восхищения немецких депутатов российским лидером и его немецким языком. Якобы она сказала своему коллеге во время этих оваций: «За это стоит поблагодарить Штази». Меркель имела в виду секретную полицию Восточной Германии, с которой сотрудничал Путин в тот период, когда был молодым офицером КГБ в Дрездене. Меркель не скрывала, что в свое время Штази безуспешно пыталась ее завербовать. Как и у многих восточногерманских интеллектуалов, ее отношения с МГБ ГДР были непростыми.

Нельзя исключать, что именно окончательное формирование Меркель как политика, состоявшееся в конце 1980-х – начале 1990-х годов, и привело ее в ряды сторонников проатлантической ориентации Германии. Как отмечал известный российский политолог Дмитрий Тренин, «после прихода к власти выросшей в ГДР Меркель нужно было добиться признания как со стороны немецкой элиты, по большей части проатлантической, так и от Вашингтона, основного союзника Берлина». Поэтому главным приоритетом для Меркель стало снижение напряженности в отношениях с США. Таким образом, все надежды российских политиков на то, что отношения с Германией приобретут статус стратегического партнерства благодаря Меркель, перестали быть реальностью.

Конечно, Меркель и после своего ухода из германской политики будет оказывать воздействие на ее формирование. Как отмечал Тренин, «ее наследие еще долго будет влиять на немецкую политику – даже после того, как она уйдет со своего поста. При Меркель Германия стала не просто неотъемлемой частью Европейского союза, а превратилась в его единственного, хотя и не абсолютного лидера. Берлин теперь – сторонник мирной и мягкой версии европейского либерализма».

Российские надежды

Ожидаемое возвращение к власти в Германии социал-демократов означает возможность появления внешнеполитической альтернативы для германских политиков послевоенных поколений. Российский президент Владимир Путин отдает себе отчет, что это в европейской политике – задача, наверное, первостепенной важности. Именно этим объясняется публикация его статьи 22 июня, в 80-ю годовщину нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, в гамбургской еженедельной газете Zeit. Российский президент напоминает, что сразу после объединения двух германских государств, которое ознаменовало и окончание холодной войны, существовали надежды на будущее без угроз и гонки вооружений. Он отмечает: «Мы надеялись, что окончание холодной войны будет общей победой для Европы. Казалось, еще немного – и станет реальностью мечта Шарля де Голля о едином континенте, даже не географическом – «от Атлантики до Урала», а культурном, цивилизационном – от Лиссабона до Владивостока».

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Российский президент возлагает ответственность за это и на немецких политиков, воспользовавшихся если не наивностью, то неопытностью тогдашних ведущих российских политиков. В первую очередь в данном случае речь идет о расширении НАТО на восток. Как пишет Путин, «именно движение блока на восток, начавшееся, между прочим, с того, что советское руководство фактически уговорили на членство объединенной Германии в НАТО, стало основной причиной стремительного роста взаимного недоверия в Европе. О дававшихся тогда на словах обещаниях о том, что «это не направлено против вас», что «границы блока к вам приближаться не будут», поспешили быстро забыть». После этого, отмечает российский президент, с 1999 года последовало еще пять волн расширения НАТО. В организацию вошло 14 новых стран, включая республики бывшего Советского Союза, что фактически похоронило надежды на континент без разделительных линий.

Но Путин предпочитает смотреть в будущее. В статье он утверждает, что Россия выступает за восстановление всеобъемлющего партнерства с Европой. «У нас много тем, представляющих взаимный интерес. Это безопасность и стратегическая стабильность, здравоохранение и образование, цифровизация, энергетика, культура, наука и технологии, решение климатических и экологических проблем», – перечисляет Путин. И решением может стать, по его мнению, идея создания единого пространства сотрудничества и безопасности от Атлантики до Тихого океана, которое включило бы в себя такие интеграционные форматы, как Европейский союз и Евразийский экономический союз.

Чего ждать от нового правительства Германии

Сегодня существуют несколько основных версий будущего российско-германских отношений. Одну из них недавно представила немецкая газета Bild. Она утверждает, что ставший канцлером Германии социал-демократ Олаф Шольц не будет налаживать с Россией «особые отношения». Как указал автор материала, в 2016 году Шольц в ходе выступления на форуме «Петербургский диалог» заявил о неправдоподобности сценария, при котором у РФ сложились бы хорошие отношения с ФРГ и одновременно сложные отношения с Евросоюзом в целом. По информации таблоида, Шольц намерен выстраивать внешнюю политику страны в соответствии с «принципом деревенской дискотеки», который подразумевает «танцы с теми, кто в зале».

Более тревожную картину представляет бывший глава СДПГ Оскар Лафонтен. Он отмечает прежде всего растущую военную опасность в Восточной Европе. По его мнению, канцлер Олаф Шольц выступает за перевооружение бундесвера и его использование за рубежом. Ставшая министром иностранных дел Анналена Бербок, по его словам, требует усиливать давление на Россию, а в отношении Китая проводить политику «диалога и жесткости», что, по мнению Лафонтена, приведет к катастрофе. Понятно, что у Бербок, пока не имевшей опыта работы в правительстве, может кое-что поменяться в сторону большего реализма, но когда это произойдет, неизвестно, в Москве опасаются, что до тех пор она еще наломает дров.

Отвечающий за внешнюю политику в СвДП – третьем партнере «семафорной правительственной коалиции» – Александр Ламбсдорф, по мнению Лафонтена, поддерживает политику США, «сводящуюся к окружению и конфронтации с Россией и Китаем».

Немецкие дипломаты в Москве, хоть и выражают озабоченность существенным ухудшением нынешних отношений России и Германии, но предпочитают говорить о преемственности политики будущего правительства. Возможно, они отталкиваются от известного февральского интервью газете Rheinische Post федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера. Он сказал тогда, что существует необходимость «сохранять широкий взгляд на отношения между ЕС и Россией. Мы должны ясно и бескомпромиссно критиковать внутриполитическую ситуацию в России, но во внешней политике продолжать искать точки соприкосновения, чтобы превратить плохое настоящее в лучшее будущее».

В этом плане резким диссонансом прозвучало недавнее выступление на последней фазе ноябрьской сессии Потсдамских встреч, ознаменовавшей завершение проходящего с сентября прошлого года Года Германии в России, руководителя близкого к СДПГ Фонда Фридриха Эберта, бывшего главы Европарламента и Социал-демократической партии Германии Мартина Шульца, который призвал европейских и германских политиков учитывать нынешние российские реалии во взаимоотношениях двух стран. По его мнению, будущее германское правительство под руководством социал-демократа Олафа Шольца как раз и будет исходит из этого посыла, завещанного отцами восточной политики Вилли Брандтом и Эгоном Баром.

Нам остается только гадать: это личное мнение Шульца или руководство СДПГ таким образом попыталось передать послание российскому руководству о возможности корректировки немецкой восточной политики? Однако ясно, что на сегодня только форумы гражданских обществ, такие как Потсдамские встречи, созданные еще в 1999 году, и пока прекративший свою работу форум «Петербургский диалог», созданный в 2001 году Герхардом Шрёдером и Владимиром Путиным, остаются мостиками для контактов между различными слоями российского и германского обществ.

Завершающийся Год Германии в России предоставил немало возможностей для налаживания отношений между гражданскими обществами двух стран и, несомненно, придал положительную динамику германо-российским отношениям. Поэтому продление срока действия Года Германии в России следует рассматривать прежде всего как попытку сохранить те оставшиеся ниточки, которые еще связывают две страны. В этой связи достаточно привести слова действующего посла Германии в Москве Гезы Андреаса фон Гайр: «Год Германии в России – это почти тысяча мероприятий по всей стране, а значит, тысяча возможностей для того, чтобы соприкоснуться с Германией, ее культурой, наукой, экономикой и в особенной степени с ее искусством. И чтобы уж быть совсем точным, Год Германии в России – это диалог для обсуждения тех тем, которые в настоящее время занимают умы людей в Германии».

Нужны ли мы друг другу

В Германии немало сторонников развития всесторонних отношений между нашими странами. На мой взгляд, нелишне напомнить сторонникам жесткой линии в отношениях с Россией слова главы Российско-германского форума, видного немецкого социал-демократа Маттиаса Платцека, которые он произнес в интервью RND (немецкой сетевой информационной компании): «Думаю, что главный вопрос состоит в том, нужны ли мы друг другу. Нужны ли друг другу Германия и Россия, Европейский союз и Россия? В Германии на эти вопросы отвечают по-разному. Одни говорят, что экономическая мощь России невелика и острой необходимости в сотрудничестве нет. Другие высказывают мнение, что русские должны сначала измениться и стать такими, как нам хочется. Я считаю, что все подобные подходы малопродуктивны. Действительно, большие проблемы, которые перед нами стоят, без России мы решить не сможем». И Платцек назвал эти проблемы: изменение климата, борьба с терроризмом, миграция, безопасность на Ближнем и Среднем Востоке, разоружение. Наверное, под этими словами может подписаться любой здравомыслящий политик.

Для российских политиков сегодня вопрос стоит так: если развивать диалог гражданских обществ, то не приведет ли это (как в свое время планировал лидер ФРГ в 1970-е годы) «к изменениям в ходе сближения». В этом плане и российская, и немецкая политика находятся в одинаковом положении. Как немцы могут влиять на российское гражданское общество, так и Москва может влиять на немецкое гражданское общество. Конечно, здесь должны быть четко обозначены правила игры, чтобы не обвинять друг друга в подрывной деятельности и вмешательстве во внутренние дела друг друга.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Партии ФРГ формулируют программы в преддверии борьбы за Бундестаг

Олег Никифоров

Политикам не хватает времени на подготовку к досрочным выборам

0
2413
Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
2817
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2796
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
1554

Другие новости