0
10822
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.01.2022 17:30:00

Биполярное устройство. Сорок сороков и сто островов

Юрий Юдин

Об авторе: Юрий Борисович Юдин – журналист, литератор.

Тэги: русские литераторы, сентиментальное путешествие, москва, петербург


русские литераторы, сентиментальное путешествие, москва, петербург Со времен выхода «Путешествия из Петербурга в Москву» русские литераторы любят пуститься в развернутые сравнения двух столиц. Владимир Гаврилов. Александр Николаевич Радищев. 1950. Изображение РИА Новости

Александр Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву» задал нашей словесности один из вечных канонов. Даже Пушкин, который невысоко ценил прозу Радищева, сочинил подражание: «Путешествие из Москвы в Петербург».

Андрей Платонов собирался писать «Путешествие из Ленинграда в Москву». И даже совершил эту поездку – по следам Радищева, на лошадях.

Веничка Ерофеев едет вроде бы совсем в другую сторону. Но его золотые Петушки можно понимать и как псевдоним идеального Петербурга – ничего общего с пошлым советским Ленинградом.

Вообще-то Радищев сам написал свою книжку в подражание Лоренсу Стерну – изобретателю жанра сентиментального путешествия. Но наш сентименталист очень удачно выбрал маршрут своего вояжа. Потому и создал новый канон.

Кислое с мягким

С тех самых пор русские литераторы любят не только проездиться по России, но и пуститься в развернутые сравнения двух столиц.

Вот Пушкин, упомянутое сочинение, писано в 1833–1835-м: «Некогда соперничество между Москвой и Петербургом действительно существовало... Невинные странности москвичей были признаком их независимости... Бывало, богатый чудак выстроит себе на одной из главных улиц китайский дом с зелеными драконами, с деревянными мандаринами под золочеными зонтиками. Другой выедет в Марьину Рощу в карете из кованого серебра 84-й пробы. Третий на запятки четвероместных саней поставит человек пять арапов, егерей и скороходов и цугом тащится по летней мостовой. Щеголихи, перенимая петербургские моды, налагали и на наряды неизгладимую печать. Надменный Петербург издали смеялся и не вмешивался в затеи старушки Москвы... Ныне в присмиревшей Москве огромные боярские дома стоят печально... На всех воротах прибито объявление, что дом продается и отдается внаймы, и никто его не покупает и не нанимает. Улицы мертвы; редко по мостовой раздается стук кареты; барышни бегут к окошкам, когда едет один из полицмейстеров со своими казаками».

Но развернутого описания Северной столицы Пушкин не дает. Замечает только: «Литераторы петербургские по большей части не литераторы, но предприимчивые и смышленые литературные откупщики. Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы. Московский журнализм убьет журнализм петербургский».

Дело в том, что статья Пушкина закончена не была. Похоже, он не надеялся ее напечатать. Вся она была построена на полемике с Радищевым, а само имя этого диссидента оставалось под запретом.

А вот Гоголь, «Петербургские записки 1836 года»: «Как раскинулась, как расширилась старая Москва! Какая она нечесаная! Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щеголь Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив... Как только заметит он на себе перышко или пушок, ту ж минуту его щелчком. Москва – старая домоседка, печет блины, глядит издали и слушает рассказ, не подымаясь с кресел, о том, что делается в свете; Петербург – разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и, охорашиваясь перед Европою, раскланивается с заморским людом.

Петербург весь шевелится, от погребов до чердака; с полночи начинает печь французские хлебы, которые назавтра все съест немецкий народ... Москва ночью вся спит, и на другой день, перекрестившись и поклонившись на все четыре стороны, выезжает с калачами на рынок. Москва женского рода, Петербург мужеского. В Москве всё невесты, в Петербурге всё женихи.

Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде, не любит пестрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды; зато Москва требует, если уж пошло на моду, то чтобы во всей форме была мода: если талия длинна, то она пускает ее еще длиннее; если отвороты фрака велики, то у ней, как сарайные двери... Петербург любит подтрунить над Москвою, над ее аляповатостью, неловкостью и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски».

Это взгляд из Петербурга. Но москвич Александр Герцен почти вторит Гоголю. Вот отрывки из его фельетона «Москва и Петербург» (1841): «В Петербурге все люди вообще и каждый в особенности прескверные. Петербург любить нельзя, а я чувствую, что не стал бы жить ни в каком другом городе России. В Москве, напротив, все люди предобрые, только с ними скука смертельная...

Петербург тем и отличается от всех городов европейских, что он на все похож; Москва – тем, что она вовсе не похожа ни на какой европейский город, а есть гигантское развитие русского богатого села...

Петербургские литераторы вдвое менее образованны московских; они удивляются, приезжая в Москву, умным вечерам и беседам в ней. А между тем вся книжная деятельность только и существует в Петербурге. В Москве издается один журнал, да и тот «Москвитянин»...

Москвичу дадут Станислава на шею, а он его носит на брюхе; у петербуржца Владимир надет, как ошейник с замочком у собаки или как веревка у оборвавшегося с виселицы... В Москве до сих пор принимают всякого иностранца за великого человека, в Петербурге – каждого великого человека за иностранца...

В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное... Небо Петербурга вечно серо; солнце, светящее на добрых и злых, не светит на один Петербург... В судьбе Москвы есть что-то мещанское, пошлое: климат не дурен, да и не хорош; домы не низки, да и не высоки...

В Москве на каждой версте прекрасный вид; плоский Петербург можно исходить с конца в конец и не найти ни одного даже посредственного вида; но, исходивши, надо воротиться на набережную Невы и сказать, что все виды Москвы – ничего перед этим».

Путешествия из Петербурга в Москву и обратно либо развернутые сравнения двух столиц дали также Батюшков, Булгарин, Белинский, Тургенев. А в ХХ веке – Шкловский, Замятин, Георгий Федотов.

От окраины к центру

Вообще-то русские классики произрастали обыкновенно в провинции. От Ломоносова до Ерофеева (оба северяне). От Державина до Довлатова (один из-под Казани, другой родился в Уфе).

Но Россия страна центростремительная. Так что почти все наши писатели тяготели к одной из столиц: кто к Петербургу, кто к Москве.

Ничего странного в этом нет. В столицах журналы, издатели, высокая культура, просвещенная публика; там распределяются деньги и слава.

Важно другое. Между этими магнитными полюсами всегда соблюдалось примерное равновесие. Независимо от того, какой из городов был имперской столицею.

Пушкин писал: «Упадок Москвы есть неминуемое следствие возвышения Петербурга. Две столицы не могут в равной степени процветать в одном и том же государстве, как два сердца не существуют в теле человеческом».

В рассуждении политики и экономики – это истинная правда. Но в рассуждении словесности и изящных искусств дело обстоит иначе.

Михайлу Ломоносова как основоположника почитают в обеих столицах. В Москве он начинал свое образование, а позднее участвовал в основании университета. В Петербурге он сделался академиком и предпринял главные свои труды. Впрочем, «Ода на взятие Хотина» и вовсе написана в Германии.

Но сразу после Ломоносова начинается деление на партии. Державин, например, был несомненный петербуржец, даром что долго губернаторствовал в провинции. А вот Карамзин тяготел скорее к Москве. Самая известная его повесть «Бедная Лиза» – образцовый московский текст.

Фонвизин и Крылов – безусловные петербуржцы, хотя и московские уроженцы. Зато Сумароков, Дмитриев, Херасков – скорее москвичи, проходившие долго ли, коротко ли службу в Питере.

Впрочем, постараемся ограничиться светилами первой величины: иначе мы потонем в подробностях.

Третий лишний

Пушкин как-то умудрился равномерно распределить свой свет по России, не отдав предпочтения ни одной из столиц. Причем оба города сыграли важную роль в его жизни. В Москве он родился, в Петербурге умер.

Если «Медный всадник», «Домик в Коломне», «Пиковая дама» – фундаментальный вклад в петербургский текст, то «Борис Годунов», «Гробовщик», седьмая глава «Онегина» – прямые инвестиции в текст московский. А роман «Евгений Онегин» можно прочесть как путешествие из Петербурга в Москву с длительной остановкой в деревне.

Трудно отнести к одной из столиц и Жуковского с Боратынским. Московские годы были более плодотворными для их поэзии. Петербургские кажутся более значительными в биографическом плане.

Зато Гоголь и в творческом отношении тяготел к Северной столице, чему свидетельством его «Петербургские повести». А Москва стала для него бесплодною пустыней. Павел Анненков, его друг и биограф, замечал, что в московский период Гоголь утратил даже чувство юмора.

Впрочем, Гоголя в качестве драматурга уравновешивают Грибоедов и Островский, присяжные певцы Москвы. Но против Гоголя-прозаика первопрестольной выдвинуть некого. Исторические романисты Загоскин и Лажечников – весьма достойные писатели, но явно не того калибра. Хотя у Загоскина есть прекрасное сочинение «Москва и москвичи», важный московский текст.

Но в целом Москва прозаическая как бы взяла тайм-аут и затевает перегруппировку сил. В поэзии между тем паритет соблюдается.

Пушкин своим творчеством завершил огромный, по меньшей мере столетний период в нашей поэзии. И кто же открывает следующую страницу? Москвич Лермонтов и петербуржец Некрасов. Вдвоем, не сговариваясь, они предпринимают реформу русского стиха: обновляют размеры, приемы и интонации.

Между прочим, их современники это понимали. Свидетельством тому может служить такая пародия:

Вчерашний день, часу

в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди...

И Музе я сказал: «Гляди!

Пускай она поплачет:

Ей ничего не значит!»

Тютчев тяготеет скорее к Петербургу, Фет – скорее к Москве. Правда, если учитывать классиков второго ряда – Алексея К. Толстого, Полонского, Случевского, – Петербург вырвется вперед. Но мы ведь договорились рассматривать только основной состав.

Перейдем снова к прозе. Герцен – москвич, Салтыков-Щедрин – петербуржец. Иван Гончаров – петербуржец, Иван Тургенев – скорее москвич. То есть в рассуждении биографии – середка на половинку. А действие тургеневских романов обычно протекает в провинции или за границей. Но равновесие нарушает «Муму»: хрестоматийный московский текст.

Федор Достоевский, даром что родился в Москве на Божедомке, несомненный петербуржец. И один из главных творцов петербургского текста. Хотя Петербург Достоевского – город совершенно безрадостный.

Лев Толстой – несомненный москвич, хотя учился в Казани, а жить предпочитал в тульском имении. «Война и мир» – почти целиком московский роман. Как, впрочем, и «Воскресение». А есть еще едва начатые, но чудесные «Декабристы».

В Петербурге происходят ключевые сцены «Семейного счастия». Но Толстой считал этот роман самым неудачным из своих сочинений. Впрочем, «Анна Каренина» – роман транзитный, еще одно большое путешествие из Петербурга в Москву.

Антон Чехов тяготеет к Москве, как и его тоскующие героини («В Москву! В Москву!»). Николай Лесков в зрелые годы живет в Петербурге и создает о нем несколько важных опусов. Иван Бунин и Александр Куприн – провинциалы, к столицам почти равнодушные. В биографическом отношении, однако, первый ближе к Москве, второй – к Питеру. В общем, закон исключенного третьего. Двое дерутся, третий не мешай.

В начале ХХ века лидерство Петербурга в поэзии очевидно. Александра Блока, например, первопрестольной уравновесить некем. А ведь в Питере трудятся еще и Анненский, Сологуб, Гумилев, Хлебников. А также Корней Чуковский, поэт огромного дарования.

Москва может выдвинуть лишь Брюсова и Ходасевича. Москвичом, впрочем, был и Андрей Белый, которого многие считали гением. Но вот парадокс: его роман «Петербург» имел гораздо больший успех, чем поздняя трилогия «Москва».

Маяковский подвизался в обеих столицах. Хотя Владимира Владимировича трудно считать фигурой примиряющей. Есенин некоторое время жил в Петрограде и даже бывал при дворе; сюда же он приехал умирать. Но придется все-таки записать его в москвичи: цикл «Москва кабацкая» все перевешивает.

Перестановка слагаемых

А вот и первая нота обиды на переезд столицы в Москву. Виктор Шкловский пишет в 1922 году в Берлине, во время своей краткой эмиграции: «Сейчас Петербург – тихий университетский город. На пустом Невском стоят освещенные кафе, из окон слышен иногда голос, поющий цыганский романс. А на Невском сейчас хороший резонанс. Давно не дымят трубы – небо голубое. Пахнет морем. Правда, ходит омнибус, но только по праздникам. По улицам бродит старик с кларнетом и играет. Идешь у Морской и слышишь, как поет кларнет у Михайловской. Просторно как-то в Петербурге.

В Москве не то. Москва – это Сухаревка, которая слопала и революцию, и Россию. Там можно услышать приглашение к почти незнакомому человеку: «Приходите сегодня к нам кокаин нюхать». Меня раз так пригласили. Как на чай.

В Петербурге университет, и Академия, и профессура, и молодежь. На собраниях едят хлеб, а если очень богаты, то пьют какао. Все разбито вдребезги в России, и самое дешевое в ней сейчас разрушение. В русском государстве быть безнравственным очень легко».

Сухаревки давно нет – ни рынка, ни башни. А дух коммерции в Москве по-прежнему витает. Но ведь это всегда было. Даже к декадентскому кокаину здесь примешивается запах новеньких купюр, из которых крутят трубочки для понюшки. А университет из Петербурга уже не первое десятилетие пытаются выдавить куда-нибудь в пригород. Но на улицах там еще музицируют. Куда чаще, чем в Москве.

Замечательно также, что Шкловского на исходе Гражданской войны так раздражает дух новорожденного нэпа. Вот и рассказывай после этого, что ворюги милее, чем кровопийцы.

Но пойдем далее. Квадрига кумиров советской интеллигенции – петербуржцы Ахматова и Мандельштам и москвичи Цветаева и Пастернак – выражает противостояние двух столиц наглядно и картинно.

Впрочем, лидеры советской романтической поэзии – также участники этой оппозиции. Николай Тихонов в Петрограде, Эдуард Багрицкий в Москве.

В 1920-е годы в Питере множатся литературные школы и кружки: формалисты, серапионы, обэриуты. Вклад Хармса, Заболоцкого и Вагинова, Тынянова, Каверина и Зощенко в петербургский текст особенно велик.

Москва в ответ может предъявить школу, названную по книге стихов Багрицкого «Юго-запад». Бабель, Олеша и Катаев, Ильф и Петров, Булгаков и Паустовский. Все они были выходцами из Одессы или Киева, но оплодотворили именно московскую почву.

Интересно, что в Питере одесситы усердно мимикрировали и в итоге становились большими петербуржцами, чем местные уроженцы. Разительные примеры – Ахматова, Чуковский, Лидия Гинзбург, Борис Житков. В Москве же творчество югороссов по большей части сохраняло экзотический привкус. Впрочем, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» Булгакова – образцовые московские тексты.

Паритет дороже денег

В 1920-е и 1930-е годы уже Ленинград становится месторождением исторической прозы усилиями Юрия Тынянова и Алексея Н. Толстого. А были еще Мережковский, Шишков, Чапыгин. Марк Алданов созрел в эмиграции, но и у него есть несколько заметных петербургских сочинений.

Что же касается корифеев соцреализма – питерский период Максима Горького втрое дольше московского. Шолохов был воинствующий провинциал: можно сказать, региональный автор. И только Леонид Леонов и Александр Фадеев определенно тяготели к Первопрестольной.

Наконец, два самых ярких светила русской прозы ХХ столетия. Набоков – несомненный петербуржец, пусть он и прожил почти всю жизнь за границей. Платонов – скорее провинциал, но создатель важного московского текста: романа «Счастливая Москва».

Отойдя на пару шагов, можно констатировать, что Питер по-прежнему лидирует по части поэзии. Москва на полкорпуса впереди в отношении прозы. Но общий паритет соблюдается.

Вторая половина ХХ века в Питере отмечена явлением титанической фигуры Бродского. Москва на этот вызов может ответить только количественно. Две могучие кучки: Вознесенский–Евтушенко–Ахмадулина и Высоцкий–Окуджава–Галич – кое-как уравновешивают ситуацию. Впрочем, в Москве в эту пору расцветает еще и слава Арсения Тарковского.

Александр Солженицын в противостоянии столиц не участвует. «Двух станов не боец, а только гость случайный». В молодости он учился в легендарном московском ИФЛИ, но недолго и заочно. После лагеря из провинции угодил прямиком за границу. А полноправным московским жителем сделался лишь на закате дней. Правда, его роман «В круге первом» можно рассматривать как московский текст. Зато в «Красном колесе» немало страниц посвящено петроградским событиям.

В целом же симметрия поддерживается неукоснительно. Братья Стругацкие съезжаются из двух столиц на нейтральную территорию, чтобы писать свои романы и повести. Если Ленинград выдвигает Довлатова, белокаменная отвечает Ерофеевым. Если в Питере появляется роман «Пушкинский дом», в Москве сочиняют «Дом на набережной».

Конечно, все это немножко напоминает баскетбольный матч между командами монументов. Достоевский забивает слэм-данк, Чехов – король подборов... Или даже войну на истощение, до последнего бойца и последнего патрона. Но тут можно разглядеть и положительный смысл. Именно напряжение между двумя столицами создает в нашей культуре мощное силовое поле. Не сочини царь Петр на ровном месте Петербурга, русская словесность была бы куда беднее.

Стройное с обильным

Есть еще одна проблема. Питерские литераторы пели до известной степени в унисон. А московские – кто во что горазд. Существование единого петербургского текста постулировал в 1973 году Владимир Топоров. С тех пор это понятие приобрело большую популярность.

У этого гипертекста имеется отчетливый центральный миф: затопление города в исполнение давнего пророчества. Есть и основополагающий опус: пушкинский «Медный всадник». И целый ряд вторичных мифологем: гранит против болота, культура против стихии и пр. При этом Топоров отрицал существование гипертекста московского. В московской словесности главный миф и единственный текст-матрицу выделить невозможно.

Впрочем, и история Москвы втрое дольше истории Петербурга. Так что петербургской концентрации и идеологического единства от нее ожидать не стоит. Само по себе это ни плохо ни хорошо. Говорил же Дмитрий Лихачев: «Иногда однобой бывает хуже разнобоя». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1592
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2024
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
2320
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
2082

Другие новости