Некоторые специалисты предлагают взять паузу в общении с Вашингтоном, переждать президентство Джозефа Байдена, поскольку в качестве партнеров по будущим переговорам логично рассматривать лидеров нового поколения. Фото Reuters
Нынешний кризис в диалоге Москвы и Вашингтона нередко сравнивают с приснопамятным Карибским. Но во многих отношениях он глубже, масштабнее и опаснее, носит фундаментальный, ценностный характер и будет лишь углубляться в долгосрочной перспективе. США воспринимают противостояние вокруг Украины не в качестве регионального конфликта, а как возможность для нанесения стратегического поражения России посредством безостановочного вооружения Киева, санкционной войны и многовекторных шагов по усилению нашей изоляции. Американская сторона в настоящий момент в принципе не рассматривает сценариев деэскалации, наоборот, она активно разрабатывает стратегию полномасштабного сдерживания России через провоцирование в ней экономических проблем и внутренней дестабилизации. Сегодня, когда даже радикально настроенным ястребам в Вашингтоне стала очевидной иллюзорность надежд на быстрый эффект от развязанной санкционной войны, такое планирование ведется уже с расчетом на годы, если не на десятилетия.
К сожалению, аналогичные стратегические разработки с нашей стороны, которые могли бы стать адекватным ответом на агрессивные действия Вашингтона, пока не обрели достаточно комплексного характера и ведутся скорее в порядке реагирования на шаги США. Если причина – в силе инерции и тайном уповании на постепенный возврат диалога к поиску взаимопонимания и компромиссов, то таким плохо информированным оптимистам стоит посмотреть правде в глаза. В США силами политического истеблишмента, СМИ, лоббистов и групп интересов сложился общенациональный антироссийский консенсус, размывание которого возможно лишь в весьма отдаленной перспективе. Представляются несбыточными все еще циркулирующие надежды на подвижки в случае возвращения к власти отдельных политиков-прагматиков, вроде Дональда Трампа. Сбалансированная и конструктивная позиция сейчас в принципе лишена какой-либо поддержки на Капитолийском холме, в связи с чем предполагаемый успех республиканцев на выборах в Конгресс даже в сочетании с возможной победой Трампа (или условного трамписта) в президентской кампании 2024 года не сможет изменить очерченных тенденций.
В качестве возможных партнеров по будущим переговорам о некой разрядке логично рассматривать не представителей нынешнего политического класса, а лидеров нового поколения, способных перехватить власть ближе к концу 2020-х годов, тем более что данные социологических опросов показывают: молодые американцы в гораздо меньшей степени воспринимают Россию в качестве врага. Некоторые отечественные специалисты уже говорят о необходимости в каком-то смысле взять паузу в диалоге с Вашингтоном, по крайней мере на время президентства Джозефа Байдена. Условно говоря, «пропустить» эту администрацию, сосредоточившись в двусторонних контактах лишь на жизненно важных вопросах. Логика в таких предложениях есть. Время, объективно говоря, работает на нас. Но работает, лишь если мы достаточно серьезно и сосредоточенно воспримем угрозу, которую представляют планы Вашингтона. Причем осуществить их США могут попытаться с использованием методов не только примитивного кнута, но и пряника.
Например, одной из вероятных целей американской политики через какое-то время после окончания украинского конфликта станет попытка внести раскол в союз Москвы с Пекином – через провоцирование российско-китайских противоречий наряду с намеками на смягчение санкционного режима. Важная задача дипломатии России в этих условиях будет заключаться в отслеживании и предупреждении соответствующих ухищрений США. Необходимо ясно и недвусмысленно, причем синхронно с китайскими партнерами, обозначить позицию, согласно которой такая тактика является бесперспективной и еще сильнее отдаляет нормализацию отношений. Принципиальный отказ Москвы от готовности к любым разменам с Вашингтоном, когда речь заходит о нашем диалоге с Пекином, позволит заблаговременно пресечь провокации на соответствующем треке. Аналогичный принцип должен в превентивном режиме быть артикулирован и в том, что касается отношений с другими не присоединившимися к антироссийской кампании странами.
Одновременно всеми силами – в том числе посредством резкого увеличения российского дипломатического корпуса в тех регионах, где наше присутствие пока выглядит ограниченным, к примеру в Африке, – можно послать США сигнал: предпринимаемые ими шаги лишь помогают давно намеченному стратегическому развороту России в сторону Востока и «глобального Юга». От бесконечных дипломатических игр и уловок американской стороне пора перейти к честной и ответственной работе над выстраиванием обновленной повестки дня двусторонних отношений. Ведь даже в условиях конфронтации нам с ними придется так или иначе, преодолевая недоверие и негатив, работать в сфере урегулирования региональных конфликтов, по вопросам предотвращения опасных инцидентов в киберпространстве и в космосе, по климатической повестке и т.д.
Актуальный характер по-прежнему имеет и разоруженческая тематика. Коллапс практически всей системы договоров в области контроля над вооружениями значительно повысил вероятность перехода новой холодной войны в режим свободного падения как в случае усиления эскалации на постсоветском пространстве, так и при возникновении кризисов в других точках мира. Закрепленное в переговорном процессе понимание двумя странами незыблемости принципа взаимного гарантированного уничтожения как ключевого элемента политики обоюдного сдерживания станет первым шагом к продолжению диалога по сокращению наступательных вооружений.
В то же время отсутствие в США внутриполитической коалиции сторонников подписания договора СНВ-4 значительно увеличивает вероятность движения Вашингтона к выходу из переговорного процесса. Поэтому во избежание попыток американской стороны манипулировать озабоченностями Москвы и использовать этот вопрос как средство давления на нас (а нечто подобное мы уже наблюдали при администрации Трампа), необходимо уведомить Вашингтон о готовности России к подобному сценарию, на деле означающему возврат к полноценной гонке вооружений. Вряд ли такой поворот событий соответствует интересам американских налогоплательщиков, предъявляющих Байдену все больше претензий в социально-экономической сфере. За стол переговоров его команде в любом случае придется вернуться хотя бы для того, чтоб не разочаровать окончательно собственный электорат.
Но для начала нужно как минимум реанимировать каналы обмена мнениями, пусть они зачастую и диаметрально расходятся. Это тяжелая задача. Текущая ситуация спровоцировала сильнейшую с советских времен изолированность российского дипломатического корпуса, по сути, бойкотируемого американскими партнерами, одновременно с обрывом каналов коммуникации между учеными и аналитиками. Хотя бы по линии экспертной дипломатии крайне важно, даже не дожидаясь окончания конфликта в Украине, попытаться возобновить диалог. Он, в частности, позволит снизить зависимость американского аналитического сообщества и его покровителей-заказчиков из органов власти от непроверенной информации и превратного восприятия задач и озабоченностей Москвы. Для того чтобы взаимодействие с Вашингтоном не стало, по выражению Сергея Лаврова, диалогом слепого с глухим, следует подтолкнуть США к выходу из информационного пузыря, в который они сами себя загнали. Им так или иначе придется понять и принять тот факт, что новая холодная война станет лишь бессмысленной тратой времени и ресурсов для обеих сторон и точно не приведет к повторению Россией ошибок Советского Союза. В конце концов скорейшее отрезвление Соединенных Штатов – в их собственных интересах.