На фото главное здание Токийского университета. Фото сайта japan-experience.com
В мае 2022 года правительственный Совет Японии по формированию высшего образования будущего, возглавляемый премьер-министром Фумио Кисидой, объявил ряд предложений, которые должны увеличить долю студентов, изучающих естественные науки, в общем их числе. Следующие 10 лет были определены как период интенсивных реформ. Кисида обратился к соответствующим министерствам и ведомствам с просьбой разработать графики мер, которые должны быть приняты в соответствии с предложениями.
Контуры системы
Для финансирования программы создан правительственный фонд в 10 трлн иен (74 млрд долл.). Цель – сделать, пусть далеко не все, японские университеты конкурентоспособными с ведущими университетами мира. Пока, по оценкам авторитетных рейтинговых агентств, японские университеты занимают в них места со второй десятки. Финансирование выбранных университетов планируется начать уже в 2023 финансовом году, который начинается 1 апреля. Руководству университетов предлагается начать с реорганизации научных и инженерных факультетов – увеличить долю изучающих естественные науки студентов с нынешних 35% примерно до 50%.
Детали будут обсуждаться в течение текущего финансового года с расчетом на оказание постоянной поддержки с 2023 финансового года, пишет газета Yomiuri Shimbun (от 13.09.22).
При создании научных факультетов планируется смягчение правил их финансирования с 2024 финансового года. В частности, значительное снижение требований к расходам на профессорско-преподавательский состав. Снизить финансовую нагрузку на студентов и абитуриентов. По действующим сейчас правилам студенты из семей с годовым доходом менее 3,8 млн иен имеют право на получение стипендий. Правительство планирует расширить это право и на другие категории семей, которые сталкиваются с высокими расходами на обучение детей, если они будут изучать науку или инженерное дело.
Не забыта и гендерная проблема. Поскольку Япония отстает в сравнении с другими странами по числу женщин в таких областях, как наука и техника, то по планам в 2024 году планируется запустить новую систему поддержки женщин в этих сферах. Правда, с привлечением частных средств.
Лидеры по назначению
Все перечисленное – это в какой-то мере развитие реформы высшего образования Японии, начавшейся с поправки, внесенной в 2016 году в «Закон о национальных университетах». Она вводила определение о «Назначенных национальных университетах».
Чтобы получить такой статус, каждый из 86 национальных университетов Японии должен соответствовать целому ряду показателей. Важно – это только внутристрановые показатели. Среди этих критериев: объем научных исследований, уровень социального сотрудничества, уровень интернационализации и международной популярности и др. Все это достаточно сложные и комплексные условия. Поэтому из 86 национальных университетов Японии пока только 10 были определены «назначенными национальными университетами».
На 2021 финансовый год лидерами в получении операционных субсидий из этого фонда были Университет Хоккайдо и Университет Цукуба, которым было выделено 36,6 млрд и 36,1 млрд иен соответственно.
Конкретные суммы на очередной финансовый год из правительственного фонда будут определены в декабре. Фонд многолетний, но его можно оценить в сравнениях с запросами других правительственных органов и конкретных цифр уже действующих фондов.
Так, Министерство обороны Японии запросило на следующий финансовый год много меньше, чем 10 трлн иен, – 5,5947 трлн иен. Но тем не менее это рекордный бюджет. Скорее всего расходы на оборону превысят 6 трлн иен. Другие министерства еще не полностью на данном этапе изложили свои запросы.
В той же статье в Yomiuri Shimbun есть ссылка о расходах бюджета на образование и науку: в рассматриваемом проекте бюджета общие расходы на научно-техническую сферу предполагаются в размере 4 трлн иен. Более 60% этой суммы используется Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий и Министерством экономики, торговли и промышленности.
Если судить о получаемых ежегодных суммах «назначенных национальных университетов», то суммы в новом фонде будут в размере 30–40 млрд иен в год. Но это будут дополнительные суммы скорее всего и для десятка считающихся лучшими в стране. За них уже начинается борьба.
В августе ряд японских газет опубликовал сообщение агентства Киодо Цусин в котором сообщается, что Токийский технологический институт и Токийский медицинский и стоматологический университет намерены обсудить возможность слияния. В сообщениях о слиянии говорится, что пока стороны намерены только «обсудить возможность слияния в связи с ужесточением в мире конкуренции между университетами». Оба вуза уже входят в десятку признанных «назначенными национальными университетами». По этому статусу в 2021 финансовом году правительство выделило первому 21,8 млрд иен, второму – 13,8 млрд иен в качестве операционной субсидии.
Плавная третья реформа
После капитуляции Японии во Второй мировой войне и краха политической милитаристской системы в стране начались демократические преобразования практически всех государственных структур, в том числе и образования. Юридической базой стали принятая в 1947 году Конституция страны и принятые в том же году «Закон об образовании» и «Закон о школьном образовании». Японские социологи считают эти законодательные инициативы первой послевоенной реформой в образовании, переходом от тоталитаризма к демократии по американским образцам.
Сразу после окончания оккупационного режима в 1952 году в упомянутые законы начали вносить поправки, учитывающие национальные традиции и условия. Для этого был учрежден Центральный совет по образованию. Именно он вел исследования, на основе которых корректировались каждые три года учебники и наставления учителям. Все согласовывалось с общими задачами экономического развития страны, подготовки кадров для приоритетных областей. Учреждение совета и его работа, несомненно, были своего рода реформой в интересах экономического развития. Этим во многом объясняются быстрый рост ВВП страны в 1950–1960-х годах.
В докладе 1971 года экспертов Организации экономического сотрудничества и развития при ООН констатируется, что «чудо японского экстраординарного роста лежит в социальных инвестициях страны в сферу образования. Более того, ни одна страна не придавала столь большого значения инвестициям в начальное и среднее образование». Это был период быстрого экономического роста страны. Стране нужны были кадры «станочников».
Но к началу 1970-х Япония вошла в глобальную экономику. Два «нефтяных кризиса» и крах Бреттон-Вудской финансовой системы требовали перестройки как всей экономики, так и системы образования уже с учетом процесса глобализации. Япония была вынуждена перейти в экономике с приоритета роста ВВП к политике «умеренного экономического роста».
Можно отметить, что председателем правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии тех лет и премьер-министром был избран Ясухиро Накасонэ, который занимал этот пост в 1982–1987 годах. Он считается самым чтимым реформатором среди глав правительств страны. При нем были приватизированы крупнейшие государственные компании железных дорог, телефонно-телеграфная компания, табачно-соляная монополия. Накасонэ смог отстоять позиции Японии на переговорах пяти развитых стран мира по урегулированию валютно-финансовых операций.
Но не менее важным было создание в 1984 году Государственного комитета по реформе образования, который стал тщательно готовить решения относительно политики в сфере образования. Включенным в комитет высококвалифицированным специалистам была поставлена задача проанализировать состояние образования и разработать свои рекомендации для проведения необходимых рекомендаций по ее реформе. Для проведения наиболее важных преобразований при комитете стали формироваться советы, в том числе и Совет по формированию высшего образования будущего.
При создании Государственного комитета по реформе образования Ясухиро Накасонэ так определил главную его задачу: «Теперь Японии уже не нужны «кропотливые муравьи», ей требуются хорошо образованные, способные и талантливые люди… Реформу образования нельзя провести быстро, чтобы реформировать систему, потребуется длительное время. Результаты реформ будут видны не ранее чем через 20–30 лет».
Как показало время, реформа идет поэтапно с учетом требований, вызовов и условий времени. Направления и конкретные цели менялись с учетом изменений обстановки и затребований в различных сферах государства и общества.
Так, в 2006 году был пересмотрен и принят «Новый основной закон об образовании». Сегодня почти все 18-летние в Японии оканчивают обучение в высшей средней школе или в приравненных к ней профессиональных училищах. Увеличивается охват и время языковых занятий (раньше было три года в выпускных классах школы по два-три урока в неделю). Сейчас обучение иностранному языку, преимущественно английскому, начинается в игровой форме с детских садов. Для повышения качества подготовки увеличивается число часов и вводятся в программах занятия с носителями языка. Закладывается хорошая база для продолжения совершенствования его в университетах, в которые поступает почти половина выпускников школ.
Но проблема в том, что общее число выпускников школ снижается. Оно росло до 1990-х годов и достигло пика в 1,8 млн человек. По прогнозам демографов, к концу нынешнего десятилетия число окончивших школу сократится до 1,1 млн человек.
На данном этапе в Японии особое внимание уделяется высшему образованию. Для этого и создан Совет Японии по формированию высшего образования будущего. Его мероприятия только начались с формирования фонда грантов, нацеленных на содействие развития в вузах факультетов науки и техники.