Кристина Киршнер, первый в истории Аргентины вице-президент, приговоренный к тюремному заключению. Фото Reuters
Приоритет этого изобретения принадлежит широко образованному венесуэльскому социологу Лауреано Вальенилье Лансу, жившему в начале XX века. Он автор витиеватой формулы «демократический цезаризм», совмещавшей прямо противоположные понятия. Этим подводилось теоретическое обоснование диктатуре Хуана Висенте Гомеса, безраздельно правившего с 1908 по 1935 год и покинувшего сей бренный мир естественной смертью. При нем установилась кладбищенская тишина. Была сооружена жесткая президентская вертикаль, оппозиция вытравлялась каленым железом.
В ее основе лежал тезис о неполноценности отдельных народов, их неспособности к самоуправлению. Отсюда вытекала неизбежность появления сильного правителя – цезаря. В нем гармонически сочетались демократия и автократия. Автор считал, что цезарь, тесно связанный с народом, но возвышающийся над ним в силу присущих ему особых качеств, является олицетворением национального суверенитета. В нем гармонически сочетались демократия и автократия. Цезарь единственный, кто способен возбудить чувства уважения к иерархии, преодолеть анархию, установить мир и порядок, необходимые для общественного прогресса.
Выдающийся отечественный исследователь Анатолий Шульговский подчеркивал, что книга Вальенильи Ланса стала «своего рода евангелием для тиранов не только для Венесуэлы, но и для других режимов континента».
В какой-то степени сходные модели правления возникли в странах «Боливарианского альянса для народов Латинской Америки», сконструированного харизматиками кубинцем Фиделем Кастро и венесуэльцем Уго Чавесом.
По проторенной колее
Этот деятель пришел к управлению государством легитимным путем, победив на выборах. Сразу же кардинально реформировал Основной закон, ликвидировал верхнюю палату, увеличил президентский срок с пяти до шести лет, впоследствии, опираясь на формулу аргентинского политолога троцкистского толка Норбето Сересоле, утверждавшего, что «в декабре 1998 года венесуэльцы избрали не просто президента, а национального лидера. Он должен оставаться на вершине Олимпа до тех пор, пока люди не откажут ему в доверии».
Этот персонаж находился у руля вплоть до ухода в мир иной после тяжелой болезни в 2012 году. Он намеревался оставаться в занимаемой должности вплоть до 2030 года, когда исполнится 200 лет с момента кончины его кумира, великого освободителя Симона Боливара. Видимо, этот деятель запамятовал или не знал знаменитого изречения соотечественника, говорившего: «Нет ничего опаснее, как позволить одному и тому же человеку оставаться у власти длительное время. Народ привыкает ему повиноваться, а он привыкает им командовать. Возникает узурпация и тирания».
Дело Уго Чавеса продолжает Николас Мадуро, чье имя было названо на смертном одре, не дав соратникам возможности участвовать в процедуре назначения. Хотя, согласно действующей Конституции, он не имел права совмещать в одном лице две должности: исполнительного вице-президента и кандидата на пост главы государства. Но избирательная комиссия, находившаяся под контролем власти, проигнорировала нарушение Основного закона.
Придя к управлению таким способом в 2013 году, еле набрав необходимый кворум, он не согласился пересчитать голоса и сразу же вступил в острую конфронтацию с оппозицией, не затухающую по сей день, несмотря на многочисленные попытки влиятельных международных посредников усадить стороны за стол переговоров. Затем провел досрочные президентские выборы без участия большинства партий, получил возможность оставаться на вершине Олимпа вплоть до 2024 года.
Таким же путем пошли другие лидеры альянса.
Метаморфозы полевого командира
Никарагуанец Даниель Ортега зарекомендовал себя как стойкий борец с диктатурой. Вступил в Сандинистский фронт национального освобождения и участвовал в свержении авторитарного клана Анастасио Сомосы.
В 1979 году партизаны одержали победу. 34-летний бывший полевой командир сначала руководил переходной администрацией. Позднее стал главой государства посредством всеобщего голосования. Затем потерпел поражение в схватке с Виолеттой Барриос, вдовой убитого видного оппозиционера. Ряд лет находился в оппозиции.
Он вернулся к власти в 2007 году. 5 ноября 2006 года завоевал 38,07% голосов. Столь низкий процент стал возможным благодаря сделке с президентом Арнольдо Алеманом. Снижалась с 50 до 40% планка для избрания. На этом он не остановился. Однако Конституция запрещала первому лицу выдвигаться вторично. В 2011 году такую возможность предоставил Верховный суд, находившийся под контролем исполнительной структуры.
6 ноября состоялась очередная электоральная кампания. В гонке участвовали шесть кандидатов. Но ее итог был предсказуем. Уверенную победу одержал Даниель Ортега. Он получил право оставаться в занимаемой должности. С тех пор не выпускает из рук бразды правления.
Следующие выборы прошли в ноябре 2016 года. На них Ортега вновь одержал победу. В преддверии кампании глава государства совершил кульбит, зарегистрировал кандидатом в вице-президенты супругу, поэтессу Росарио Мурильо. Аргументировал решение двумя факторами. Необходимостью выдвижения представительниц прекрасного пола. В случае ухода на отдых освободившееся кресло займет доверенное лицо. И власть сохранится в надежных руках.
Резюмируя, подчеркнем. Непотопляемый Ортега прошел через огонь, воду и медные трубы, находится у власти не только два срока подряд по пять лет. В 2016 году избран в третий раз. К этому добавим переходный период после падения диктатуры и восстановления конституционного строя и первый мандат, который впоследствии уступил сопернице. Получается, что в общей сложности рулит больше, чем те, кого он сверг с оружием в руках. Номинально соблюдались демократические нормы. Регулярно проводилось избрание ветвей власти снизу доверху. Но де-факто все подчинялось воле одного лица. Он находится у власти словно королевские особы. Дольше правила лишь недавно скончавшаяся английская королева Елизавета II.
Пока же констатируем очевидное. Никарагуанец – долгожитель среди политиков континента. Он правит свыше четверти века. И продолжает делать это и поныне. В ноябре 2021 года прошли выборы главы государства. Победу одержал Даниель Ортега. Полномочия продлены на новый срок.
Правитель с кокой во рту
Николас Мадуро стал преемником Уго Чавеса, назвавшего его имя на смертном одре. Фото со страницы Николаса Мадуро в Twitter |
Он пришел к власти легитимным путем на пять лет, согласно Основному закону. Затем избрался на второй срок. Он много сделал для соотечественников, особенно для индейского населения, находившегося в нищенстве в богатой минеральными ресурсами стране. Пользуясь огромной популярностью в народе, инициировал очередное выдвижение и натолкнулся на стойкое сопротивление растущего среднего сословия. Подтасовал очередные выборы и вынужден был ретироваться из страны. Ряд лет находился в изгнании. Так завершилась политическая карьера этой неординарной личности.
Экс-президент на скамье подсудимых
Эквадорец, интеллектуал, прекрасно образованный, относительно молодой Рафаэль Корреа, находившийся у власти 10 лет и имевший возможность благодаря конституционной поправке баллотироваться на новый четырехлетний срок, задумал переждать трудные времена и выдвинуться вновь позднее. Рекомендовал на этот пост преемника Ленина Морено, вырвавшего победу в схватке с претендентом из другого лагеря и вступившего в должность в мае 2017 года.
Корреа был убежден, что тот продолжит проводимый курс, получивший название гражданской революции. Поначалу так и произошло. Он заботился о незащищенных слоях, стариках, детях, неимущих. В то же время начал осуществлять перезагрузку внешней политики. Явным признаком стал отход от содружества государств, где у власти находятся лидеры леворадикальной ориентации. Это произошло на референдуме 4 февраля 2018 года. 64,12% граждан, явившихся на участки, отвергли поправку, позволявшую бессрочное избрание главы государства.
Сам он не выдвигался вторично. Развивая свою мысль, подчеркивал: «Если бы существовала сменяемость, то никто не мог бы присваивать себе королевский титул и навечно оставаться у руля правления. Власть, к сожалению, это наркотик, пьянящий и возбуждающий человека. Он с каждым разом становится авторитарным, склонным к конфронтации и коррупционным схемам».
Так Рафаэль Корреа лишился права впредь занимать высший пост. Вердикт вызвал его гневную отповедь. Конфликт, разгоревшийся ранее, вступил в критическую фазу. Они окончательно разошлись по разные стороны баррикад. Позднее страна покинула альянс, куда входила с 2000 года. Это первый случай подобного рода.
В апреле 2020 года Корреа приговорили к восьми годам тюремного заключения. Ему вменялось в вину создание сообщества из крупных предпринимателей, передававших вознаграждения на сумму 7,5 млн долл. в обмен на получение выгодных заказов. Фигуранту запретили занимать в последующие 25 лет выборные должности. Вердикт вынесли заочно, поскольку обвиняемый находился на родине супруги.
Аргентинский казус
В этой стране ряд лет находился у власти легитимным путем Нестор Киршнер. После его кончины бразды правления тоже законным образом перешли к супруге Кристине. Она рулила два периода по четыре года каждый. Позднее к управлению пришел Маурисио Макри. Когда наступил очередной мандат, победил нынешний глава государства Альберто Фернандес. Для подстраховки собственного рейтинга сделал Кристину вице-президентом. Она одновременно, согласно Конституции, возглавляет верхнюю палату парламента. Придя к управлению, в основном играла второстепенные роли, выполняла преимущественно представительские функции.
6 декабря минувшего года произошло уникальное, беспрецедентное событие – впервые осужден вице-президент. Этому предшествовали такие обстоятельства. Генеральная прокуратура устами члена коллегии Диего Лусиани 22 августа объявила о возбуждении уголовного дела. Ей вменялось в вину злоупотребление властью, коррупция, манипуляция в корыстных интересах значительной суммой денег, создание преступного сообщества совместно с подельниками. Содержалось требование присудить ей 12 лет тюремного заключения и запретить в дальнейшем занимать выборные должности.
Оппозиция не забыла трагический эпизод, связанный с судьей Хиршманом. Он расследовал террористический акт, совершенный в отношении Еврейского культурного центра в столице, когда погибли десятки юношей и девушек. Это преступление затеяли иранские спецслужбы. Эпизод попыталась замять президент, стремившаяся сохранить теплые отношения с этой страной, а служитель Фемиды при загадочных обстоятельствах был убит выстрелом в голову.
Правозащитники вспоминают, что расследование также велось специальной комиссией ООН по правам человека. Но все потуги натыкались на непробиваемую броню. Теперь появилась надежда, хотя сопротивление усилится в разы, учитывая высокий пост и мощную поддержку внешних игроков, преследовавших сугубо политические цели.
А когда возникло судебное дело, были брошены все ресурсы для ее защиты. Ведь она обеспечила победу правящей партии, теперь пришла пора отдавать долги. Как говорится, око за око, зуб за зуб.
Позднее общественность взбудоражила попытка нападения с оружием на нее. Это вызвало протестную волну. Данное обстоятельство не остановило Фемиду. Судебные слушания в присутствии адвокатов возобновились 5 сентября. Окончательное решение вынесли 6 декабря. Обвиняемая осуждена на шесть лет без права занимать выборные должности пожизненно. Это не означает, что она обязана немедленно отправиться в тюрьму. Вердикт должен быть утвержден или отвергнут кассационной инстанцией и Верховным судом. Это может затянуться на длительный срок.
Оппозиция приветствовала решение, подчеркивая, что это триумф судебной системы, «королеве» сделан шах. По мнению обвиняемой, это происки мафии. Разумеется, руководство страны сразу же обжаловало решение, пустив в ход «тяжелую артиллерию».
Исключения
В Уругвае президенты Табаре Васкес и Хосе Мухика не нарушали Основной закон. Когда одного из них склоняли баллотироваться вторично без перерыва, он отказался нарушать Конституцию и вновь выдвинулся спустя положенный срок. Возвращение к власти в 2000 году традиционной, Национальной партии служит подтверждением функционирующей демократии.
Колумбия. Конституционный суд воспротивился избранию президента Альваро Урибе на третий срок, успешно боровшегося с повстанцами.
Мексика много лет использовала технологию дедасо, когда глава государства взмахом палочки назначал преемника. После студенческих волнений 1968 года она отказалась от ноу-хау, стала соблюдать общепризнанные нормы и правила. Избирает первое лицо на шесть лет без права выдвигаться вторично.
В Чили с падением кровавого режима Аугусто Пиночета посредством реформ сначала сократили срок президентства до четырех лет, позже установился порядок вторичного избрания первого лица лишь через один мандат.
Куба, сохранив однопартийную систему, при Рауле Кастро осуществила беспрецедентные для социалистических стран поправки. Ограничила пребывание на высшем посту двумя сроками по пять лет и избрала главой государства молодого политика Мигеля Диаса-Канеля, родившегося после триумфа революции 1959 года.
Вместо послесловия
Резюмируя, подчеркнем. Пространство «демократического цезаризма» постоянно сужается. Правда, анклавы остаются. В целом же континент придерживается принципа регулярной сменяемости власти. В качестве доказательства приведем два случая. Один с колумбийцем Густавом Петро, бывшим городским партизаном, одолевшим в схватке конкурентов, ставшим легитимным президентом. Другой пример с бразильцем Лулой да Силва, вырвавшим победу у грозного соперника и в третий раз вступившего в должность 1 января 2023 года.