Александр Рар: «ФРГ дали понять, что если она хочет сохранить статус лидера в ЕС, то должна возглавить фронт против России». Фото фонда «Росконгресс»
Два года назад отношения Москвы и Берлина, которые до этого уже довольно долгое время развивались по нисходящей, окончательно зашли в тупик. В прошлом крупный торгово-экономический партнер РФ и адвокат ее позиций на Западе, сегодня Германия выступает в авангарде стран, занимающих самую жесткую антироссийскую позицию. О том, почему Берлин не захотел играть роль арбитра в конфликте вокруг Украины, а предпочел поставлять ей оружие, как глава Бундесвера Борис Писториус готовит немцев к войне, что собой сегодня представляет Мюнхенская конференция по безопасности без участия России, как ФРГ переживает разрыв энергетических связей с Россией и о многом другом специально для «НГ» журналисту Фемиде Селимовой рассказал немецкий политолог, председатель Евразийского общества (Берлин) Александр Рар.
– Когда в 2021 году представитель социал-демократов возглавил правительство ФРГ, в России наивно полагали, что германо-российские отношения если не улучшатся, то не ухудшатся точно. Канцлера Олафа Шольца тогда называли мужской версией госпожи Ангелы Меркель, которая отличалась сдержанностью и, несмотря на все разногласия с руководством РФ, умела находить с ним общий язык. Но сегодня от прагматизма эпохи Меркель в политике Берлина не осталось и следа. На ваш взгляд, канцлер ФРГ не смог или не захотел продолжить линию своей предшественницы?
– Резкое ухудшение отношений между Германией и Россией связано с началом военных действий в Украине. До этого, несмотря на то что правительство Меркель поменялось и к власти пришли в том числе «Зеленые», Германия и дальше поддерживала проект «Северный поток – 2». Ну а после начала военных действий Берлин, вместо того чтобы занять нейтральную позицию в конфликте между Россией и Украиной, полностью встал на сторону последней.
– Почему Берлин не захотел выступать посредником в этом конфликте?
– Это я всегда пытаюсь объяснить тем, что, когда 33 года назад исчез Советский Союз, Запад для себя принял две доктрины. Первая предполагала, что будущая Объединенная Европа должна строиться лишь на двух столпах: НАТО и Европейский союз. И была совершена историческая ошибка – исключение России из общего пространства безопасности в Европе. Согласно второй доктрине, Россия никогда больше не должна была стать империей. Любые ее попытки интегрироваться с бывшими советскими республиками в общее пространство на Западе воспринимались в штыки. Для лучшего понимания дел нужно видеть ситуацию таким образом, что весь Запад в течение всего XX века, начиная с Октябрьской революции 1917 года, боролся с Советской Россией, а потом с «советской империей». Была холодная война, несколько поколений западных элит были воспитаны в духе войны с коммунистической Россией. Этот дух никуда не исчез. В то время как англосаксы с самого начала очень критически смотрели на развитие в посткоммунистической демократической России, между Германией и РФ при Шредере и даже еще при Коле возник некий дружественный союз. Однако США, Англия, Польша и прибалты с негодованием смотрели на сближение между Берлином и Москвой, напоминали немцам об ошибочности Рапалло 1921 года и пакта Молотова–Риббентропа 1939-го. А когда в феврале 2022 года начались военные действия в Украине, американский президент в жесткой форме обратился к новому канцлеру ФРГ Олафу Шольцу. Он предупредил его, что Америка и союзники по НАТО впредь не разрешают Германии «заигрывать» с Россией. ФРГ недвусмысленно дали понять, что если она хочет сохранить свой статус лидера в Европейском союзе, то должна возглавить фронт против «неоимперской» России.
– И канцлер не пошел против воли Вашингтона?
– Шольц промолчал, когда американцы устроили немцам показательную порку, уничтожив «Северные потоки». Но дело не только в Шольце. В немецких элитах взяли вверх силы, которые всегда были чрезвычайно критически настроены к России, обвиняя ее в отходе от демократических и либеральных принципов. Немецкие СМИ сегодня самые критичные в отношении России на Западе. Здесь дело не только в самой России, а в том, что с 2022 года во внутренней и внешней политике Германии произошли кардинальные изменения. Страна решила косвенно встать на путь войны с Россией, разрушить российскую экономику, чтобы защитить Украину и в дальнейшем полностью перетянуть ее на Запад. Она стала мыслить такими категориями, как «черное – белое», «свобода – несвобода». «Украина – хорошая, Россия – плохая». В немцев внедрили чувство глубокой вины за «неправильную дружбу» с Россией до 2022 года, и за это теперь от Германии ждут покаяния. Многие немцы действительно каются за слишком большое прошлое доверие к России. Такой именно настрой сегодня царит в немецких элитах. Но я бы не сказал, что он присутствует в широких немецких массах.
– До чувства глубокой вины за «неправильную дружбу» с Россией у немцев было чувство вины за нападение нацистской Германии на Советский Союз и за 27 миллионов жертв в этой страшной войне. Еще у них была благодарность СССР за роль в объединении их страны. Эти чувства еще сохранились или они остались в прошлом?
– Они остались в прошлом. Нынешнее поколение не хочет их вспоминать и думает по-другому. Вот только восточные немцы еще помнят про факты Второй мировой войны и объединение Германии. Поколение в западной части страны преклоняется во всем перед США, которые якобы в одиночку выиграли войну против Гитлера и поставили немцев в правильное русло. За изменения в ГДР и объединение страны сегодня здесь благодарят не СССР, а протестные движения в ГДР. История уже давно переписана.
– Когда год назад глава МИД ФРГ Анналена Бербок на заседании ПАСЕ заявила, что страны Европы «ведут войну против России», это вызвало в Германии недоумение и бурные дебаты. Но теперь немецкий министр обороны Борис Писториус заявляет, что стране нужно готовиться к войне с РФ. В то же время он говорит, что не видит угрозы со стороны России. Как вся эта милитаристская риторика воспринимается немецким обществом?
– На востоке Германии подобная риторика воспринимается сугубо негативно. Но там живет лишь 17% населения страны. В больших слоях общества ее западной части не чувствуется русофобии, чего многие опасались, но ощущается сильное отчуждение от России. Сегодня в ФРГ не найдется ни одного политика, ни одной организации, которая была бы готова призывать к новой восточной политике в отношении России. Надо понимать одно: немцы в основном черпают информацию из собственных СМИ. А те очень враждебно относятся к России. Да, в немецком обществе чувствуется усталость от постоянной поддержки Украины. Многие считают, что это выброшенные деньги. Но это не означает, что немцы опять хотят дружить с Россией. Я боюсь, что отношения испорчены на многие годы. Посмотрите, глава Министерства обороны Писториус является самым любимым политиком в Германии. Во всяком случае, сейчас. Чем он прославился? Постоянными призывами вооружаться против России и во всем поддерживать Украину. И если честно, правящие элиты, СМИ, силовые структуры Германии где-то готовят немцев к возможной войне с Россией. В саму войну никто не верит, но многие в Германии думают, что если Россия заберет к себе Украину, то следующими на очереди окажутся прибалты, а может быть, поляки. Такие страхи раздуваются здесь на каждом углу.
– Недавно издание Bild со ссылкой на секретные документы Бундесвера даже сообщало, что Берлин рассматривал сценарий войны между НАТО и Россией, которая может начаться летом 2025 года.
– Газета Bild любит провоцировать. Она сама подстрекает немецкое правительство к эскалации с Россией, заявляя, что проигрыш Украины – это ослабление НАТО. Слава богу, большинство представителей правящей элиты в Германии – во всяком случае, мне хочется надеяться – понимает, что означает война с Россией. Это – уничтожение миллионных городов, применение оружия массового поражения, небывалые жертвы среди населения. Разрушений в Европе будет больше, чем во время Второй мировой войны. Кроме того, в Германии я не встречал ни одного человека, за исключением двух-трех городских сумасшедших, который бы призывал к войне с Россией. Поэтому Шольц не будет поставлять ракеты Taurus Украине.
Министр обороны ФРГ Борис Писториус считает, что Бундесвер надо готовить к новой геополитической ситуации, возникшей в результате конфликта в Украине. Фото Reuters |
И поэтому некоторые представители правящих элит, выступающих в популярных ток-шоу, любят пообезьянничать и пугать войной. Я сильно сомневаюсь, что немецкие генералы, военные всерьез планируют воевать с Россией. Давайте посмотрим правде в глаза. Даже если все европейские страны взять вместе, у них не будет достаточного потенциала, чтобы вести войну против России. Без американцев европейцы даже не могут защитить себя. Я не думаю, что в будущем ситуация резко изменится. Америка не хочет воевать с Россией.
– А в Германии сейчас кто-то вообще говорит о мире?
– В Германии раньше было движение за мир. Кстати, его в свое время организовали «Зеленые». На сегодняшний день такого массового движения нет. Сара Вагенкнехт пытается его возродить. Но немецкое и европейское общество скорее настроено на конфликты, на защиту своей правды – либеральной идеологии и прозападного мирового порядка.
– Удивительно, что именно «Зеленые» и социал-демократы, совсем недавно считавшие себя пацифистами, сами же нарушили давно действовавшее в стране табу – не поставлять оружие в зоны активных боевых действий. Сегодня Берлин в числе главных поставщиков оружия Украине. У немцев не возникает ощущения, что их страну все больше втягивают в войну?
– Да, многие немцы чувствуют, что их втягивают в войну. Германия, вернее, немецкое руководство загоняет себя в очень сложную ситуацию. Американцы перестают поддерживать Украину, они не хотят потерпеть такое же фиаско, как два года назад в Афганистане. К тому же в Евросоюзе сейчас немного стран, которые были бы готовы поставлять оружие Украине и тем более воевать с Россией. Но вот что-то странное происходит в немецких элитах. Несмотря на то что немецкое население выступает против войны с Россией, правительство, СМИ, правящая бюрократия Германии не перестают твердить, что надо предоставить Украине все возможности, чтобы она победила. У них какая-то фанатическая вера в то, что Украина должна победить, поскольку она демократическая страна, а Россия – злодей. Страшно слушать отдельных немецких политиков, которые призывают к тому, чтобы дать Украине такое оружие, с которым она могла бы атаковать российскую территорию. Они считают, что Запад в глобальном конфликте просто не может проиграть. Тем более России. Это самоуверенность, точнее, самонадеянность может Германии очень дорого обойтись.
– На днях в Мюнхене стартует ежегодная конференция по безопасности. Это мероприятие позиционируют как диалоговую площадку для обмена мнениями по вопросам безопасности в Европе. Еще недавно с трибуны звучало как аксиома: мир на Европейском континенте невозможен без России. А теперь она даже не представлена в этом диалоге. На ваш взгляд, что собой сегодня представляет данный форум?
– Сейчас Мюнхенская конференция по безопасности превратилась в некий храм, где западные лидеры левозеленого толка выстроились в ряд, чтобы «целовать икону» – Зеленского – символ либеральной демократии. На этой конференции представители Байдена и немецкой элиты будут призывать к спасению мира от диктаторов и авторитарных систем, спасать либеральную демократию. Несогласных с либеральной точкой зрения политиков на этот форум просто не будут приглашать, их никто не будет слушать. К сожалению, все это является отражением нынешнего мира в Европе. При этом Германия хочет взять на себя роль той самой державы, которая сохранит или даже спасет западный либеральный мир. А спасать его она намерена от Путина, Трампа, Си Цзиньпина или от Нетаньяху (если посмотреть на то, что в Палестине происходит), вообще от всех тех, кто не вписывается в западный мир.
– Немецкое издание FAZ недавно со ссылкой на правительственные источники писало, что Германия собирается предоставить Украине гарантии в сфере безопасности. Соответствующий договор Берлин и Киев якобы могут заключить на конференции в Мюнхене. В чем могут выражаться подобные гарантии?
– В НАТО нет консенсуса по принятию Украины в свои ряды. США, пока идут боевые действия, точно этого не хотят. Главным двигателем идеи предоставления Украине безопасности выступает Британия. Англичане уже договариваются с Польшей, Румынией и будут пытаться втянуть также Германию в такой европейский союз военного толка по защите и военным гарантиям Украине.
– Наверняка в германском военном руководстве хорошо себе представляют потенциальные риски в случае принятия такого решения.
– В немецком военном руководстве скорее всего все понимают. Поэтому там делают осторожные заявления. Но вот министр обороны Писториус вздумал готовить немцев к войне. Не совсем понятно, зачем он это делает. На днях канцлер Шольц полетел в Вашингтон. Цель этой поездки, думаю, заключалась в том, чтобы уговорить американцев каким-то образом и дальше оказывать военную помощь Украине. Немецкое руководство не может себе представить, что американцы выходят из игры.
– Тем не менее полностью такой сценарий исключать нельзя, если Дональд Трамп вернется в Белый дом. В этом случае готова будет Германия взять на себя роль самого старшего по поставкам оружия Украине?
– Думаю, в конечном итоге всю ответственность за дальнейшую военную помощь Украине Запад переложит на плечи Берлина. Похожая ситуация была уже во время миграционного кризиса 2015 года, когда Германия в одиночку забрала к себе больше миллиона мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Остальные западные страны тогда махнули рукой, сказав, что это не их дело. Германия до сих пор расплачивается за эту ошибку.
– Чем объясняется готовность немцев всегда с такой легкостью брать на себя непосильную ношу?
– Немецкую политику очень трудно понять, во всяком случае со стороны. На первом плане здесь не рационализм, не геополитика, даже не национальные интересы немецкого народа. С тех пор как элиты Германии оказались пронизаны духом зеленой либеральной идеологии, вместо всего мной перечисленного во главу угла здесь ставится мораль. А как политика морали выглядит на практике? В Германии говорят: Европа не геополитический актор, она сильна своими канонами либеральных ценностей.
– Хотелось бы перейти к особенно чувствительной сейчас для немцев газовой теме. Как известно, значительную часть объемов российского газа они заменили американским сжиженным природным газом – СПГ. Недавно США заявили о планах сократить экспорт своего топлива в Европу из экологических соображений. Как в ФРГ на это отреагировали? Есть ли у нее теперь надежные источники газа?
– После своего прихода к власти нынешнее правительство под давлением «Зеленых» решило, что Германия вообще может отказаться от «грязных» энергоносителей, включая газ. Считалось, что она может наращивать свое производство за счет зеленых технологий, в том числе с помощью водорода. Когда начались военные действия в Украине, Германия наложила санкции на «Северный поток – 2» и объявила о своем отказе покупать газ у России. Она громче всех других западных стран стала кричать, что и в будущем она никакого газового бизнеса с Россией не хочет. Правительство обратилось к США, которые с удовольствием начали снабжать Германию сжиженным газом. Немцы плюнули на российскую инфраструктуру труб и начали судорожно строить терминалы для приема американского СПГ и массовых закупок газа из стран Персидского залива. Таким образом, с 2022 года Германия смогла резко сократить закупки газа из России, открыть себе альтернативные источники и поменять свою зависимость от российских энергоносителей на американские ресурсы. Германия уверена, что Америка всегда будет надежно снабжать Германию газом. Вера настолько велика, я бы сказал, священна, что даже взрывы «Северных потоков», за которыми стоят США, и даже нынешний отказ США поставлять дополнительные объемы газа в Германию из экологических соображений, не поколебали немецкую «правоту». Дело здесь ведь не только в немецком правительстве. Меня лично ужасает то, с какой легкостью ведущие энергокомпании Германии отказываются от производства газа и нефти. Последней пример – компания Wintershall, которую ее главный владелец BASF продал англичанам. Нынешнему правительству как будто наплевать, что из-за подорожания энергоносителей в Германии многие немецкие фирмы будут вынуждены покинуть страну, переводить производство в Америку или Китай. Кажется, что нынешнее правительство не видит опасности деиндустриализации страны. Честно говоря, таких слабовольных менеджеров во главе крупнейшего немецкого бизнеса, как сейчас, я в своей жизни не видел. Либеральные ценности, «зеленая мораль», собственная правота для правящей германской элиты сейчас превыше всего.
– Кстати, про «Северные потоки». На днях прокуратура Швеции заявила о прекращении расследования диверсий на газопроводах, сославшись на отсутствие «шведской юрисдикции» в данном деле. Что по этому поводу думают в Германии? Намерены ли немцы вести свое расследование до конца?
– Очень хотелось бы, чтобы немецкая прокуратура тщательно расследовала взрывы на «Северных потоках». Но, по всей видимости, Германия поступит так же, как Швеция. Понятное дело, что за этими взрывами стоит Украина, и, по всей вероятности, американские спецслужбы. ФРГ по политическим причинам не хочет бросать тень на дальнейшие поставки оружия Украине, не хочет ослабить ее международный авторитет и статус. Но самое главное – Берлин ни при каких обстоятельствах не хочет ссориться с администрацией Байдена. Никто в Германии по-настоящему не требует расследования дела по «Северным потокам». Главная оппозиционная партия ХДС молчит, а все СМИ не на стороне России и делают все, чтобы не ослабить Украину. Пытаться здесь пристыдить немцев, все время тыкать в их зависимость от США сегодня бесполезно. Не удивлюсь, если во время последнего визита немецкого канцлера в Вашингтон тема газопроводов вообще даже не поднималась.
– А в случае острой необходимости германские власти пойдут на то, чтобы получать газ по уцелевшей ветке «Северного потока – 2»?
– Думаю, что это реально. Подождем результатов выборов в земельные парламенты на территории бывшей ГДР, которые пройдут в этом году в сентябре. Речь идет о трех федеральных землях – Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге. Премьер-министр Саксонии уже не раз говорил, что Германия все еще нуждается в российском газе.
– Некоторое время назад вы сравнили германо-российские отношения с разбитыми окнами и сожженными мостами. Печально, но точнее их сегодняшнее состояние не опишешь. Возможна ли нормализация диалога между двумя странами?
– Скажу, что настрой на сближение и нормализацию отношений в немецком обществе все-таки есть, и я надеюсь, что в российском обществе он также существует. Вопрос лишь в том, когда нормализация отношений реализуется. На это могут уйти годы. Кстати, Шольц и его партия социал-демократов не исключают такого позитивного развития. Но в то же время в немецких элитах, среди которых 75% составляют приверженцы партии «Зеленые», растет желание навсегда расстаться с Россией.
Честно говоря, я не могу себе представить стабильную Европу в таком виде, где Запад и Россия постоянно будут конфликтовать. Не думаю, что России так легко будет отказаться от бизнеса с Германией, как и наоборот. Германия уже на глазах беднеет от того, что прекратились поставки энергоресурсов из России.