Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин: «Конституция – это и есть идеология, никакой другой не надо». Фото фонда «Росконгресс»
Несколько причин побудили меня обратиться к жизненно важной для современной России теме: на какой идейной основе строить общественную и государственную жизнь? На основе государственной идеологии, закрепленной в Основном законе страны, или же на основе духовно-нравственных ценностей, перечисленных в указе президента страны?
Определим понятия
Первая из этих причин заключается в необходимости пояснить, что есть что и почему наряду с ценностями потребовались еще государственные, то есть светские идеологии.
В отличие от такой идеологии, являющейся обычно продуктом выдающихся мыслителей или партий, духовно-нравственные ценности формируются веками и представляют собой главным образом религиозные догматы, гласно и негласно определяющие нормы жизни и деятельности преимущественно народа.
По мере прогресса (особенно в связи с социальными революциями, связанными с переходом от феодализма к капитализму) становилось все более очевидно, что и для государства, и для общества этих ценностей недостаточно, что нужна дополнительная система идейных ценностей, которая способствовала бы их жизнедеятельности и развитию. Такая система, связанная прежде всего с разного рода свободами (политическими, экономическими, духовными и иными), получила определение «государственная идеология», ее часто называют также светской идеологией.
В течение ХIХ–ХХ веков сформировались различные государственные (светские) идеологии: либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и иные. Со временем в результате обновления к некоторым из них прибавились приставки «нео-». Так появились неолиберализм, неоконсерватизм, новая социалистическая идеология и другие.
Со временем именно эти идеологии стали главными в большинстве стран мира. В той или иной форме они нашли отражение в их Основных законах в зависимости от той модели развития, которую выбирала та или иная страна. Часто это происходило в результате социальной революции в этих странах. Так это происходило и в России. И совсем не случайно осенью 1905 года (17 октября) Николай II был вынужден подписать Манифест о даровании свобод своим подданным, получивший название либеральной Конституции. В 1918 году, вскоре после социалистической революции 1917 года, была принята первая Конституция Советской России, которая впоследствии неоднократно совершенствовалась и дополнялась (1924, 1936, 1977 годы), получая соответствующие времени и целям развития определения.
Есть ли предмет для спора?
Следующая причина моего внимания к теме состоит в том, что спор вокруг «быть ли не быть государственной идеологии?», по мнению некоторых авторитетных специалистов, вообще беспредметен. Потому что, как они утверждают, идеология в Конституции на самом деле присутствует. Например, в этом убежден председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин. Свою позицию он не раз высказывал и аргументировал. В последний раз это произошло в кулуарах Петербургского международного юридического форума, состоявшегося в 20-х числах июня сего года. Общаясь здесь с журналистами, он заявил: «Конституция – это и есть идеология, никакой другой не надо». Зорькин убежден, что в нашем Основном законе уже заложены важнейшие принципы: преемственность поколений, индивидуальные свободы, права человека. «Это мировоззренческие принципы. А что такое мировоззрение, как не идеология? Патриотизм – не идеология. Просто нужно быть патриотом своей Родины, патриотом того, что заложено в Конституции, то есть патриотом своей Конституции».
Борьба за возвращение идеологии – рудимент советского мышления: норма должна обрести вид «обязаловки». Все необходимо оформить, спустить сверху, вместо того чтобы позволить существовать естественным образом. Так появляется и государственная идеология, и «правильный» патриотизм (см. «НГ» от 28.06.24). Действительно, достаточно указать на развернутую главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», чтобы можно было согласиться с позицией Валерия Зорькина.
Такой же позиции фактически придерживается и президент России. Выступая 12 сентября на Х Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур, он заявил, что Россия с главными для себя ценностями определилась и закрепила их в Основном законе страны. «Защищаем эти ценности, – отметил он, – и всех, кто их разделяет, кто так же, как и мы, считает священным правом людей говорить на родном языке и хранить веру отцов, жить в гармонии с природой, по ее естественным законам». Развивая эту мысль далее, Владимир Путин еще раз подчеркнул: «Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство – исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и гражданственность».
После сказанного президентом страны и председателем Конституционного суда обращаться к теме, указанной в названии статьи, нет, казалось бы, никакого смысла. Точка в споре ведь как бы поставлена. Тем не менее, на мой взгляд, дискуссия, продолжающаяся уже не один десяток лет, не утихнет и впредь. Поэтому, как представляется, надо глубже разобраться в сути вопроса, то есть в сути феноменов государственной идеологии и духовно-нравственных ценностей. Без понимания теории и глубинных корней этих феноменов тут никак не обойтись.
Запрещена или необходима?
Разобраться надо еще и потому, что по поводу обоих этих феноменов мнения высказываются самые различные. Нередко прямо противоположные. Говорится, например, что раз уж государственная идеология в России официально запрещена, то, может быть, ее надо заменить чем-то другим, например национальной идеологией или умеренным (здоровым) консерватизмом, о чем неоднократно говорил Владимир Путин. Например, выступая на заседании дискуссионного клуба «Валдай», проходившем в Сочи в начале 20-х чисел октября 2021 года, а также во многих других случаях.
Кстати говоря, запрет государственной идеологии, как и «идеологическое многообразие», которое разрешается той же 13-й статьей Конституции, очень быстро привели не только к сумятице в умах россиян, но и к разнообразному идеологическому «импортозамещению». Это проявляется не только в безусловном влиянии на наше общество (особенно на молодежь) либеральных ценностей западного типа, но и во всевозможных отклонениях и «украшениях».
Дополняя причины обращения к заявленной теме, сошлюсь еще на эмоциональное и вместе с тем достаточно убедительное выступление в соцсетях российской школьницы старших классов Даши Н. в конце апреля нынешнего года. Вполне грамотно аргументируя необходимость государственной идеологии для России, эта школьница в качестве козыря ссылалась на то, что «даже у небольших государств государственная идеология в их Основных законах зафиксирована, и для такой страны, как Россия, это тем более важно». Если уж школьники (пусть даже с чьей-то подачи и при помощи наставников) уверены в том, что государственная идеология должна быть закреплена в Конституции, то тогда «взрослым дядям» тем более надо разобраться в ее сути и определиться – быть ей или не быть.
Важнейшая скрепа государства
Идеология, то есть система концептуально оформленных идей, формирующая и выражающая интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики, относится к числу важнейших – если не самых важных – скреп любого государства. И маленького, и большого. Образно говоря, это цемент, который либо прочно скрепляет устои народной и государственной жизни, если он высокой марки, либо, наоборот, разрушает их, если эта марка невысока или если это вообще контрафакт. Поэтому на качество этого цемента надо обращать постоянное внимание, в том числе обществоведческой науке.
Особенно важна идеология для государств, играющих нерядовую, а тем более исключительную роль в мировой политике. Именно к таким странам относится Россия, которая в течение многих веков выполняет особые и исключительно ответственные миссии в мире: поглотителя глобальных катаклизмов и регулятора мирового баланса сил. Несмотря на чрезвычайно высокую цену (людскую и всякую иную), которую нашей стране приходилось платить за реализацию этих миссий, она из века в век несла эту тяжелую ношу (нередко фактически в одиночку, как это происходит в наши дни в Украине), защищая и себя, и мир от вселенской трагедии. Далеко не все это понимают, а если даже понимают, то не принимают как данность. Более того, всячески стремятся помешать России в осуществлении ее миссий и даже добиться ее уничтожения.
Мировоззренческие парадигмы
Идеологии, как известно, бывают разные. Главные из них – религиозные, светские и партийные. Первые – самые древние, наиболее развитые и укорененные в массовом сознании. В связи с этим достаточно вспомнить о христианстве и об исламе – религиях, исповедуемых миллиардами людей во всем мире. Давно уже превратившиеся в неоспоримые догматы, глубоко укоренившиеся в массовом сознании в качестве веры и, разумеется, мировоззрения, религии были и остаются очень влиятельными. В том числе в политической сфере, а не только в духовной. Авторы этих идеологий (вер) – пророки, передающие простым людям идеи, поступающие в их сознание свыше – от Бога.
Вторые – светские – значительно более молодые и гибкие по сравнению с религиозными, но не менее влиятельные из-за тесной связи с жизнью и ориентации на удовлетворение насущных интересов и проблем людей. В частности, материальных. Инициаторы их создания и авторы – главным образом крупные мыслители. В основном философы.
Третьи – партийные – претендуют на исключительную важность благодаря рефлексии интересов своих последователей и сочувствующих, возникли сравнительно недавно вместе с партиями, стремящимися (в случае завоевания ими власти) превратить свои идеологии в господствующие государственные (как это произошло, например, с большевистской партией – КПСС), поскольку такое превращение значительно расширяет и увеличивает их возможности и влияние. Авторы таких идеологий – обычно выдающиеся партийные теоретики.
Наряду с перечисленными идеологиями то и дело возникают разного рода новые, также заявляющие о своей актуальности и исключительной важности. Между идеологиями нередко вспыхивает ожесточенная борьба за главенство в умах людей и за власть.
Время от времени, в зависимости от этапа развития общества и государства, а также от внешнего окружения и его влияния на страну (естественного и специально создаваемого, например, внешними силами), идеология общественного и государственного развития меняется. Радикальная смена идеологий происходит во время фундаментальных сдвигов (например, социальных или промышленных революций), которые случаются в истории достаточно редко, в частности в те моменты, когда количественных изменений оказывается достаточно для того, чтобы превратиться в качественные. Радикальная смена идеологий – мировоззренческих парадигм – происходит и во время цивилизационных сдвигов.
Поиск адекватных духовно-нравственных ценностей
Формируя определенным образом мировоззрение больших масс людей, идеология нередко становится мощной материальной силой, способной быть как созидательной, так и разрушительной.
Сложность и необычность нынешней ситуации состоит не только в том, о чем говорилось выше, но и в том, что (в отличие от предыдущих четырех сдвигов, когда было достаточно ясно, что чем заменяется) сейчас непонятно, к чему мы должны прийти: к новой государственной идеологии или системе духовно-нравственных ценностей.
Среди зарубежных идеологий (точнее говоря, систем духовно-нравственных ценностей, всячески защищаемых властями и поэтому фактически играющих в западных странах роль государственных идеологий, хотя и не закрепленных в качестве таковых в их Конституциях или других государственных документах) особая роль принадлежит либерализму.
После победы либеральной революции в России через различные структуры и механизмы, в том числе через заимствованную у Запада учебно-методическую базу и СМИ, эта идеология стала быстро распространяться и утверждаться в сознании россиян, особенно молодежи. Есть достаточно оснований считать, и это подтверждается социологическими исследованиями, что с этим будет очень сложно бороться. Хотя бы потому, что выросшие за это время корни подпитываются понятными и близкими для любого человека личными (в основном материальными) интересами и потребностями. В отличие от того, чем питались преобладающие общественные интересы российских граждан. («Жила бы страна родная, и нету других забот», как пелось в одной популярной песне.)
Особенно острыми идейные дискуссии стали в 2022 году, что было связано, во-первых, с тем, что в феврале 2022 года Министерство культуры РФ выступило с проектом указа президента России «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», и, во-вторых, с тем, что 9 ноября того же года Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», опубликованный за № 809.
Воплощение в жизнь содержания этого документа впереди. Сделать это будет и сложно, и трудно. По нескольким причинам. Прежде всего потому, что за 30 с лишним лет идеологического безвременья (точнее говоря, забвения) мировоззрение россиян, прежде всего молодого поколения, чем только не заполнялось: и западным либерализмом, и анархизмом, и разного рода сектантскими учениями, и различными крайне левыми идеями, и многим-многим другим.
Тут уместно вспомнить, что, как неоднократно убедительно доказывалось историческим опытом, идеологического вакуума не бывает. Стоит только отвергнуть одну идеологию, как ее место тут же занимает что-то другое. И если формированием мировоззрения граждан не занимается государство со всеми его структурами и возможностями, это делают другие. Например, зарубежные «друзья», которые только и мечтают о такой возможности, или местные сектанты и т.д.
В проекте, вышедшем из-под пера Министерства культуры, давалось прежде всего определение нравственности и подчеркивалось, что «традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности». К числу традиционных ценностей проект относил жизнь и здоровье; честь и достоинство личности, права и свободы человека; совесть, воспитанность и образованность гражданина; служение Отечеству и ответственность за его судьбу; веру, надежду, любовь и крепкую семью; созидательный труд и благополучие человека; приоритет духовного над материальным; гуманизм, милосердие, великодушие; дружбу, коллективизм, воинское братство; взаимопомощь и взаимоуважение, товарищество; историческую память и преемственность поколений, единство народов России. В целом в проекте содержится 21 пункт, половина которых (с 10 по 19) связана с этической оценкой и ее трактовкой.
Указ Владимира Путина, подписанный 9 ноября 2022 года, за № 809, – это развернутый документ, состоящий из 5 глав и 32 статей. Некоторые из этих статей, прежде всего 4-я, 5-я и 6-я, имеют особое значение.
Статья 4 содержит определение традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, передаваемых от поколения к поколению, лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющих гражданское единство, нашедших свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
В статье 5 перечисляются традиционные ценности. Это «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Сравнение ценностей, названных в проекте указа, с теми, которые перечисляются в подписанном российским президентом документе, свидетельствует о том, что их список почти совпадает.
Важное место в указе отводится также традиционным религиям: христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, являющимся «неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия» и оказавшим «значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан».
Выводы
1. Поиск современной политической идеологии в России идет трудно, разнопланово и разнохарактерно. Иного и представить себе невозможно, поскольку таких широкомасштабных поисков в российской истории еще никогда не велось. Те национальные (точнее говоря, государственные) идеологии, которые господствовали в самодержавной России, а затем в советский период времени, были вне конкуренции и критики. При них таких поисков, какие ведутся сейчас, не могло быть по определению.
2. Наиболее интенсивная работа по формированию новой политической идеологии ведется в настоящее время в основном на ниве консерватизма, либерализма и социал-демократизма. Этим занимаются прежде всего партии, представленные в Государственной думе, и партийные элиты. В подтверждение сказанного достаточно обратиться к сайтам этих партий в интернете.
Другие политические течения и силы используют в основном традиционные для них идеологии: коммунисты – марксизм-ленинизм; религиозные – ислам различных толков и другие религии; националисты – националистические и т.д.
В заключение надо ответить на вопрос, поставленный в заголовке данной статьи. Исходя из сказанного выше, а также нашего (и не нашего) исторического опыта, государственная идеология как важнейшая скрепа общественной и государственной жизнедеятельности, конечно же, нужна. И она должна быть сформулирована в Конституции страны. Учитывая некоторые важные обстоятельства (особенно неопределенность с моделью нашего развития), нам придется в течение некоторого исторического отрезка времени руководствоваться духовно-нравственными ценностями, сформулированными в указе президента России № 809 от 9 ноября 2022 года. Тем не менее со временем проблема обретения государственной идеологии встанет на повестку дня. Об этом надо не только помнить, надо к этому готовиться.