0
24419
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.11.2024 18:30:00

Сохранить иммунную систему страны

Необходима беспристрастная оценка разворачивающегося миграционного бедствия

Давид Аминов

Об авторе: Давид Исакович Аминов – доктор юридических наук.

Тэги: запад, миграционный кризис, неконтролируемая миграция, вызовы, угрозы, общество, миграционная политика, системный пдход


запад, миграционный кризис, неконтролируемая миграция, вызовы, угрозы, общество, миграционная политика, системный пдход Сложившуюся миграционную ситуацию в ряде стран Запада назвать лишь сложной нельзя. Она скорее критическая. Фото Reuters

Миграционные процессы, происходящие как в нашей стране, так и за рубежом, видимо, вполне оправданно сравнить с иммунной системой живого организма. Речь идет о том, что до определенного предела, обусловленного работой иммунной системы, вывести из строя организм сложно. Напротив, отсутствие должного уровня иммунитета делает организм весьма уязвимым. Точно так же работают социально-правовые и организационные институты, которыми обладает соответствующее государство. Чем больше страна и ее население, чем сильнее ее экономика, идеология и система власти, тем больше у такой страны имеется резервов противостоять неконтролируемой миграции.

«Пришельцы» и «старожилы»

Неконтролируемая миграция в человеческом обществе чревата негативными последствиями. При этом модель поведения, которую часто выбирают для себя мигранты, заключается в следующем: не жить вместе с коренным населением, осваивая их язык, культурные традиции и обычаи, не пытаться интегрироваться в сложившиеся экономические отношения, а стремиться к проявлениям агрессии по отношению к гражданам данной страны.

В указанном случае речь идет о ситуации, при которой «пришельцы» по истечении определенного времени делают дальнейшую жизнь «старожилов» нестерпимой либо и вовсе невозможной. В противовес регулируемой миграционной политике, пусть даже допускающей существенные просчеты, стихийная миграция нередко приводит к ужасающим последствиям.

Отмеченному тезису имеется немало наглядных подтверждений. Такая ситуация сложилась, например, в Сербии, Германии, Франции, Греции, Латвии, Австрии, Нидерландах, Великобритании, Италии, Бельгии, Швейцарии, Канаде, США и других странах. В перечисленных и иных государствах снятие ограничений для притока мигрантов из Африки, Азии и Ближнего Востока привело к вопиющим последствиям, выразившимся не только в резком обнищании коренного населения, но и в значительном всплеске преступности.

Справедливости ради следует признать, что далеко не все государства Евросоюза безропотно выполнили указание Еврокомиссии о проведении соответствующей политики на подконтрольных им территориях. Среди них Польша, Венгрия, Словакия и другие. Отмеченные обстоятельства стали одной из причин не только утраты единства между странами Евросоюза, но и приобретения разных по своей степени и глубине экономических и социальных проблем, связанных с миграцией.

Сложившуюся миграционную ситуацию в ряде стран Запада назвать просто сложной нельзя. Она скорее критическая. Ряд принятых этими странами решений никакими разумными логическими посылками объяснить невозможно. По этой причине значительное число не только отечественных, но и зарубежных политологов свои высказывания на этот счет строят на достаточно замысловатых конспирологических гипотезах.

Для беспристрастной оценки последствий миграционного бедствия, на которое обрекли себя многие западные страны, представляется необходимым проанализировать ряд вопросов, связанных с социально-экономической сферой и состоянием криминогенной ситуации в этих странах.

Социально-экономическая сфера

В силу специфики менталитета, а также культурных и субкультурных традиций народов, которые составили основную часть мигрантов Евросоюза, можно было заведомо предположить, что ни о какой интеграции их в законную экономическую сферу отношений не могло быть и речи. Уровень жизни коренного населения Европы существенным образом отличался и отличается от уровня жизни прибывших из стран-доноров (из Африки, Азии и Ближнего Востока). Столь явные несовпадения в уровне образования и технологическом развитии, а также различия в культурных традициях, в религиозных верованиях и менталитете априори не позволяют иностранцам инкорпорироваться в общий контекст экономической жизни и деятельности европейцев.

Нельзя не отметить и то, что прибывшие мигранты никак не повлияли и на сложившийся рынок труда стран Евросоюза. Данная категория иностранцев попросту не способна работать на предлагаемых рабочих местах, поскольку их менталитет и незнание языка объективно делает это невозможным.

Решение Еврокомиссии в области социальных выплат для мигрантов также делает интеграцию иностранных граждан в сферу сложившихся экономических отношений маловероятной. В частности, если принять во внимание крайне низкий уровень жизни стран, из которых мигрировала основная часть граждан в Германию, Францию, Грецию, Латвию, Австрию и другие страны Евросоюза, то складывается следующая картина. Нигде не работающие глава среднестатистической мигрантской семьи и его супруга, а также каждый ребенок этой, как правило, многочисленной семьи получают значительные денежные пособия (в среднем около 5,5–6 тыс. евро в месяц). Таких денежных средств по вполне понятным причинам подавляющее большинство мигрантов у себя на родине никогда не имело. При таких пособиях устраиваться на работу и преодолевать социокультурные и языковые сложности мигранту попросту нет необходимости.

Можно сделать вывод, что принятая в Евросоюзе система социальных выплат ни в коей мере не стимулирует мигрантов ни в части изучения языка народа-реципиента и истории приютившей их страны, ни в поиске работы. Единственным исключением здесь следует признать стремление мигрантов к осуществлению торговой деятельности. Однако это направление, в том числе касающееся и группы предлагаемых товаров, ориентировано прежде всего на потребности своих земляков. Таким образом, европейцы в общем знаменателе имеют замкнутый круг, куда совершенно не вписываются экономические интересы соответствующей страны, приютившей мигрантов из стран Африки, Азии и Ближнего Востока.

Криминогенный фактор

Согласно многолетнему криминологическому мониторингу состояния преступности в странах Европы, число и виды совершенных правонарушений в этих странах всегда отличались определенным трендом. В частности, на фоне постоянного роста «беловоротничкового» криминала преступления, именуемые корыстно-насильственными и насильственными, ранее никогда не превышали своего минимального значения. Указанное многие десятилетия красноречиво свидетельствовало о достаточно благоприятной обстановке в странах Европы, обусловленной существенным коэффициентом законопослушного населения.

Несколько иначе выглядела криминогенная картина в США, где уровень корыстно-насильственной и насильственной преступности был всегда выше, чем в Европе. Вместе с тем открытие в европейских странах миграционных шлюзов, видимо, навсегда изменило столь благостную ситуацию. Об этом прежде всего свидетельствует сложившаяся в этих странах криминогенная ситуация: за последние годы уровень наиболее тяжкой преступности стремительно догнал Американский континент.

Ежедневно в странах Евросоюза с неконтролируемым притоком мигрантов стали фиксироваться не только многочисленные случаи изнасилований, убийств и грабежей, но и почти ежедневные акты терроризма. Из указанного следует, что страны Европы еще никогда не сталкивались со столь вопиющей картиной преступности.

Ряд исследователей в области криминологии, вооружившись хорошо зарекомендовавшими себя прогностическими методиками (экспертные оценки, математические модели, экстраполяция и прочее), указывают на два возможных сценария развития криминогенной ситуации. При этом оба названных сценария маркируются как плохой и очень плохой. Плохой связан с постепенным ухудшением криминогенной ситуации в этих странах, а очень плохой предполагает лавинообразное ухудшение ситуации.

Чем же обусловлены такие прогнозы? Помимо того что в обоих случаях для этого имеются все необходимые экономические, социальные, идеологические и правовые предпосылки, скорость скатывания к негативному сценарию имеет отличие.

Первый (плохой) – основан на постепенном накапливании негативных свойств и качеств социально-экономической ситуации в Евросоюзе, влияющих, в свою очередь, на криминогенную ситуацию. В указанном случае речь идет об известной модели одного из философских законов о переходе количественных изменений в качественные.

Второй (очень плохой) – помимо того что криминогенная ситуация акцептирует вышеперечисленные причины и условия, она обеспечивается действием резкого ухудшения экономической ситуации в странах Европы. А такое ухудшение сведет к минимуму либо вовсе приведет к запрету на выплаты социальных пособий неработающим мигрантам и их семьям. В связи с такой ситуацией с достаточно большой долей вероятности можно спрогнозировать взрывной рост преступности, институализируемой наиболее тяжкими и особо тяжкими видами корыстных, корыстно-насильственных и насильственных преступных посягательств.

Непростая двойственность

Как показывает исследование, история любого этноса не исчерпывается только вереницей междоусобных войн, социальных и природных катаклизмов, а также фактами прихода к власти или свержения очередного клана и его лидера. Очевидно, именно процессы миграции вносят весьма заметный вклад в историю человеческого общества, где тот или иной этнос на определенном временном континууме первоначально выступает в роли субъекта миграции, а с течением времени – уже в качестве объекта вытеснения с занимаемой территории.

Иногда миграционные процессы, напротив, становятся триггером ощутимого поступательного развития жизни коренного населения. Правда, отмеченное, как правило, остается малозаметным. Поскольку, с одной стороны, такого рода процессы растянуты во времени, а с другой – редко увязываются с самим феноменом миграции.

Таким образом, значительный приток «пришельцев» на определенную территорию за относительно короткий промежуток времени иногда способен в корне изменить вектор развития как отдельно взятой страны, так и населявшего эту страну народа. Из указанного следует, что рассматриваемое явление обладает не только разрушительным, но и созидательным потенциалом. По этой причине феномен миграции начинает играть немаловажную роль в формировании истории человечества.

Далее следует отметить, что феномен миграции, как ни один другой, практически всегда делит различные социальные группы на два непримиримых лагеря. Их адепты со своими диаметрально противоположными точками зрения совершенно по-разному смотрят на одну и ту же проблему. Одни ратуют за полное и безоговорочное открытие шлюзов для притока мигрантов, считая, что только так можно решить демографические и экономические проблемы своей страны. Среди аргументов «за» встречаются также призывы через миграцию полнее обеспечивать реализацию прав человека. Другие категорически отрицают справедливость аргументов первых, считая миграцию одной из худших и наиболее опасных тенденций, разрушающих государственность.

Вместе с тем, как и многие иные социальные явления, миграцию вряд ли стоит рассматривать как сугубо негативное либо исключительно позитивное явление. Поскольку наше порой категоричное мнение о данном явлении и отношение к самим мигрантам чаще всего являются следствием поверхностного представления о фактической роли и сущности названного феномена. Как и любому явлению в природе и обществе, рассматриваемому феномену свойственна двойственность. Эта двойственность обусловлена наличием в ее проявлениях как положительных, так и негативных свойств.

Из указанного следует, что миграционные процессы не следует помечать только одними черными либо исключительно цветными (радужными) маркерами. Напротив, взвешенный подход к пониманию природы миграции, с одной стороны, обнаруживает в ней опасные вызовы и угрозы, а с другой – позитивно значимый для общества и государства потенциал. Все указанное предполагает, во-первых, весьма тщательное и всестороннее изучение тенденций данного феномена, проявляемых на определенном временном этапе, а во-вторых – выстраивание на базе такого изучения по-настоящему взвешенной миграционной политики государства.

Говоря далее о миграционной политике, следует подчеркнуть, что такая политика в обязательном порядке должна ориентироваться не только на установлении непреодолимых барьеров для нежелательного контингента мигрантов, но и на установлении строго контролируемого «коридора» для временной либо постоянной акцепции отдельных категорий иностранных граждан, в которых общество и государство заинтересовано (применительно к решению вопросов экономической сферы, политики, культурной сферы и прочего).

Следует отметить, что стремление выстроить государственную миграционную политику в интересах общества и государства вряд ли стоит признавать исключительно вехой современной эпохи. История стран Востока и Запада, включая Россию, сохранила немало примеров, когда определенные категории специалистов (архитекторы, ученые, ремесленники, военные и другие) приглашались для постоянного проживания в соответствующую страну. И тем самым такое государство извлекало для себя ощутимые выгоды.

В каждом конкретном случае объяснение основных направлений миграционной политики любого канувшего в Лету либо ныне существующего государства следует искать в особенностях сложившейся экономической ситуации, культурных традиций, религиозных предпочтений и прочего. При этом открытие шлюзов для иностранных граждан может быть продиктовано в том числе стремлением общества и государства улучшить демографическую ситуацию в стране, насытить трудовой рынок недостающими специалистами. Значительно реже подобные миграционные решения связаны с желанием исправить национальные либо религиозные «перекосы», связанные с неравномерной численностью тех или иных категорий граждан, проживающих в соответствующей стране.

Хорошо известно, что миграция малых и больших групп людей может протекать как внутри отдельно взятой страны, так и за ее пределами. При этом даже в государствах (бывших и нынешних) с достаточно жесткими нормативными установлениями, например таких как СССР, ГДР, Северная Корея, Туркменистан и прочих с их железным занавесом и всеобъемлющим контролем над гражданами, реализовать в полной мере запрет на миграцию никогда не удавалось.

Необходимые меры

Все отмеченное выше не может не поставить вопрос о миграционной ситуации, складывающейся в нашей стране, где на данный момент насчитываются сотни тысяч мигрантов. Значительная часть этих лиц пребывает на территории Российской Федерации незаконно. В контексте анализируемой проблемы необходимо отметить, что современная Россия пока еще находится в значительно лучшем положении, чем страны Европы. В то же время, если не предпринять срочных мер по кардинальному решению данной проблемы, то любые попытки в этом направлении вряд ли будут иметь действенный характер.

Как показывает исследование, в последнее время миграционная ситуация в нашей стране стала объектом самого пристального внимания. Если ранее сведения о негативных аспектах данного феномена только изредка являлись предметом широкого обсуждения в средствах массовой информации, то после террористического акта в «Крокус Сити Холле», унесшего многочисленные жизни мирных граждан, ситуация кардинальным образом изменилась. После этого вопиющего случая фактически упала пелена с глаз не только у населения, но и у чиновников. Все чаще и чаще органы власти стали применять ряд системных мер для минимизации вредных последствий миграции.

Не секрет, что и ранее иностранные граждане, прибывшие из республик бывшего СССР, вносили ощутимый вклад в состояние преступности, регистрируемой в нашей стране. Однако в России, как и во всем мире, происходит некая интенсификация криминогенной обстановки, субъектами которой все чаще и чаще становятся мигранты.

Все отмеченное заставляет органы власти пересмотреть многие направления своей политики, связанные с решением ряда миграционных вопросов.

Следует отметить, что стремление выстроить государственную миграционную политику в интересах коренного населения вряд ли стоит относить к числу безнравственных. При этом неукоснительное соблюдение миграционного законодательства, даже с точки зрения интересов самих мигрантов, бесспорно, поскольку в указанном случае речь идет об обеспечении гарантий соблюдения прав и законных интересов данной категории лиц.

Подводя итоги, представляется важным резюмировать следующее. Эффективное противодействие сложному по своей природе феномену незаконной миграции закономерно предполагает обращение общества и государства к широкому спектру средств и методов, необходимых для эффективного противодействия незаконной миграции в России. Указанное требует комплексного подхода, включающего как организационные, так и правовые меры.

Вот некоторые ключевые направления.

Организационные меры:

1. Создание и развитие систем мониторинга:

1.1 разработка информационных систем для отслеживания миграционных потоков;

1.2 создание межведомственных баз данных, включающих информацию о мигрантах и их статусе.

2. Усиление пограничного контроля:

2.1 возврат к прежней системе пограничного контроля, имевшегося в стране до 2006 года, и оснащение вновь созданных пограничных соединений современными средствами наблюдения и контроля;

2.2 проведение регулярных учений по пресечению незаконной миграции.

3. Сотрудничество с другими странами:

3.1 установление двусторонних и многосторонних соглашений с соседними странами по борьбе с незаконной миграцией;

3.2 обмен информацией с международными организациями и соседними странами.

4. Образовательные программы:

4.1 проведение информационных кампаний для населения о последствиях незаконной миграции;

4.2 обучение сотрудников правоохранительных органов методам выявления и предотвращения незаконной миграции.

5. Работа с работодателями:

5.1 проведение проверок на предприятиях, чтобы предотвратить использование труда нелегальных мигрантов;

5.2 активировать организационно-правовые механизмы, заставляющие работодателей проверять легальность пребывания сотрудников.

Правовые меры:

1. Проведение ревизии действующего законодательства, призванного обеспечить защиту от незаконной миграции:

1.1 внесение изменений в КоАП РФ и УК РФ в целях повышения ответственности за нарушение миграционного законодательства;

1.2 установление более строгих санкций для работодателей, использующих труд нелегальных мигрантов;

1.3 введение в УК РФ квалифицированных норм для случаев совершения преступлений незаконными мигрантами.

2. Разработка новых миграционных норм:

2.1 ведение более четких норм, касающихся регистрации и учета мигрантов;

2.2 оптимизация процесса получения виз и разрешений на работу для легальных мигрантов.

3. Совершенствование правоприменительной практики:

3.1 увеличение ресурсов для миграционных служб и правоохранительных органов, занимающихся вопросами миграции;

3.2 проведение регулярных проверок на предмет соблюдения миграционного законодательства.

4. Защита прав мигрантов:

4.1 обеспечение правовой помощи мигрантам в сложных ситуациях, что может снизить вероятность их обращения к незаконным схемам;

4.2 создание центров временного размещения для мигрантов с целью законного оформления их статуса.

Эти и другие меры требуют системного подхода и координации между различными государственными органами, а также взаимодействия с гражданским обществом и международными организациями для эффективного противодействия незаконной миграции. 


Читайте также


Власти Вьетнама берут под жесткий контроль интернет и гейминг

Власти Вьетнама берут под жесткий контроль интернет и гейминг

Данила Моисеев

Ограничение доступа во Всемирную паутину стало вопросом выживаемости Коммунистической партии

0
657
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
1265
Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Власти Грузии согласны на уступки Евросоюзу

Игорь Селезнёв

Оппозиция не получила нужной поддержки от Запада

0
1689
Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Памфилова позаботится о комфорте избирателей

Иван Родин

ЦИК РФ анонсировал создание еще одной системы дистанционного голосования

0
1051

Другие новости