0
1259
Газета Интернет Интернет-версия

25.10.2002 00:00:00

Туда - сюда

Тэги: телевидение, итв, интерактив


Сегодня все чаще слышатся разговоры о создании интерактивного ТВ (далее - ИТВ). Вариантов толкования этого термина множество, однако всех их объединяет центральная идея: ИТВ должно позволить зрителям влиять на содержание просматриваемых ими программ, подстраивая их под свои желания и требования. В идеальном понимании телевизор должен стать веб-браузером (или веб-браузер - телевизором). Информационная среда станет максимально гибкой, и пользователь сможет не только найти дополнительные материалы, но и выбрать, что смотреть.

Каждый день мы поглощаем миллионы бит информации. Чтобы справиться с потоком, у нас включаются фильтры - мы берем только то, что нам нужно: читаем только интересные статьи, слушаем только любимую музыку, даже рекламу изучаем только нужную. С появлением интернета образ нашего мышления претерпел значительные изменения - сеть выработала у людей привычку получать информацию по запросу (психологи называют это веб-мышлением).

Вероятность того, что телезрители могут переключиться на компьютеры, пугает некоторые телекомпании, как пугало радиовещательные компании распространение телевидения в 50-х гг. Несмотря на огромные планы по превращению телевизора в телефон, домашний центр развлечений, магазин и средство общения, большинство экспертов сходится на том, что ни ПК, ни телевизор не вытеснят друг друга; просто эти понятия, возможно, станут нераздельными или будет существовать несколько видов их комбинаций. Так на кухне тостеры, духовки и микроволновые печи в принципе выполняют одну и ту же функцию, но у каждого из этих устройств своя специфика.

На Западе статистика говорит о том, что ИТВ перегнало спутниковое телевидение - более 20 млн. семей уже участвуют в интерактивных шоу, играют на тотализаторах, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров.

Сейчас ставку на интерактивное ТВ сделали все гиганты технической индустрии. По прогнозам Forrester Research, к 2004 г. доходы от рекламы, продаж и подписки на ИТВ в США составят 20 млрд. долл. Быстро движется в направлении полного "интерактива" America Online, запустившая сервис AOLTV: пользователи имеют возможность посылать почту и участвовать в живом чате во время трансляции любимого сериала. Старший аналитик Merrill Lynch Генри Блоджет уверен, что у AOL хорошие шансы - он может стать лидером этого рынка, "связав все устройства потребительским интерфейсом". Как всегда, монополистом стремится стать корпорация Microsoft, которая в следующей потребительской версии операционной системы Windows планирует полную поддержку интерактивного телевидения. На часть этих доходов претендуют компании Wink Communications и RespondTV, которые создают технологию, позволяющую при помощи пульта дистанционного управления извлекать дополнительную информацию о том, что показывают по телевизору. Кроме того, их технологии позволят зрителям делать покупки по телевизору. В случае RespondTV операции производятся в реальном времени, то есть можно заказать пиццу - и вам ее принесут через полчаса.

"Для рекламодателей ИТВ - просто рай, - считает директор Wink Communications Мэгги Уайлдроттер. - Наконец появится возможность измерять эффективность рекламы и платить за результат, напрямую общаясь с заказчиками". Электронная коммерция через ИТВ не только даст импульс покупательной активности, но и позволит мгновенно отслеживать эффективность рекламы и заниматься прямым маркетингом.

Опубликованный отчет Dataquest показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в сети, выросло с 27 млн. в 2001 г. до 48 млн. в 2002-м. Автор отчета аналитик Суджата Рамнараян утверждает, что у большинства этих "телевеберов" (82%) телевизор служит "фоном" при работе. Другие "телевеберы" используют интернет для поиска дополнительной информации по темам новостей, а также для общения с другими зрителями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу.

Перспективы развития ИТВ в России в ближайшее время совершенно иные. Социальные и технологические условия ограничивают возможность создать по-настоящему интерактивное, то есть персонифицированное под каждого отдельного зрителя, телевидение.

Однако российские телевизионные компании обратили внимание на огромные коммуникационные возможности интернета. Обратную связь с аудиторией через сеть сейчас используют все телеканалы - почти у всех есть форумы, где зрителям предоставлена возможность высказать свое мнение о программах и ведущих. Но ни один из каналов пока не сумел организовать community зрителей - аудиторию, которая регулярно бы участвовала в интерактивных опросах, предлагала новые идеи, превращала вещание из пассивного в активное. Сайты телеканалов по-прежнему остаются банальными интернет-представительствами с программой передач.

Показать мнение интернет-зрителей в эфире попытался Дмитрий Дибров в "Антропологии": на фоне дискуссии зрителю предлагалось наблюдать за ходом событий в модерируемом чате. Зрители обсуждали гостя программы, задавали вопросы. Таким образом, достигался эффект соучастия - зритель не один смотрел передачу, а вместе со всеми, и мог узнать мнение других о содержании передачи.

Однако первой по-настоящему интерактивной программой стала "Что? Где? Когда?". Интернет-холдинг "Рамблер" предоставил возможность зрителям не только присылать свои вопросы, но и участвовать в игре наравне со знатоками и выигрывать деньги в прямом эфире. Впрочем, программа с интерактивными возможностями выходила всего один сезон. Затем участие зрителей вновь свелось к телефонному голосованию.

Использование телефонии на ТВ тоже является проявлением интерактивности, однако не выдерживает никакого сравнения с возможностями современных веб-коммуникаций. Правда, небольшая распространенность интернета в регионах сильно тормозит процесс внедрения онлайновых опросов в телевизионные продукты (в частности, из-за нерепрезентативности выборки).

Многое в плане интерактивности, возможно, упустила культовая "Масяня". Выпускать качественные юмористические мультики каждую неделю сложно, подметить определенные тенденции в жизни общества и их продемонстрировать - еще сложнее. Так почему бы не позволить ежедневной 30-тысячной аудитории Mult.ru не только смотреть мультсериал, но и предлагать свои сюжеты? Упоминание имени соавторов сценария в титрах может быть достаточной мотивацией для поклонников творчества Олега Куваева.

На смену начавшейся в прошлом году волне реалити-шоу должна прийти волна настоящей интерактивности, возможно, реализованной внутри реалити-ТВ. Популярные за рубежом, а теперь и у нас реалити-шоу отлично ложатся в концепцию интерактивного телевидения. Однако программы "За стеклом" и "Русское чудо" упустили свой шанс, ограничившись вещанием через сеть и продажей вещей участников через интернет-аукцион. Тысячи веб-серферов, прильнувших к экрану мониторов, остались просто зрителями.

Тем временем на сайте openTV.Ru, открытом студентами факультета журналистики МГУ совместно с лабораторией медиакультуры и коммуникаций, идет активное обсуждение перспектив интерактивного телевидения в России. Опыт показывает, что если новыми технологиями заинтересовалась молодежь, значит, из этого что-нибудь да выйдет - хотя, возможно, и не сразу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
283
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
473
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
651
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
498

Другие новости