0
1270
Газета Интернет Интернет-версия

04.07.2003 00:00:00

Заветные десять процентов

Ефим Галицкий

Об авторе: Ефим Борисович Галицкий - кандидат экономических наук, ведущий специалист фонда "Общественное мнение", доцент Государственного университета - Высшей школы экономики.

Тэги: интернет, пользователи, исследование, фом, комкон


Недавно опубликованный фондом "Общественное мнение" третий выпуск из серии "Опросы интернета в России" принес долгожданную сенсацию: весной 2003 г. каждый десятый взрослый россиянин являлся пользователем сети! А это - 11,5 млн. человек. Специалисты считают, что после преодоления заветного 10-процентного рубежа может начаться лавинообразный рост аудитории и интенсивное внедрение интернета во все сферы жизни. По крайней мере так происходило во многих западных странах. Насколько реален этот сценарий в России, пока неясно. Во-первых, у нас слишком велик разрыв в уровне инфраструктуры между центрами и периферией. Во-вторых, даже городские каналы коммуникации не рассчитаны на передачу больших объемов информации. Может ли сеть развиваться вопреки этим преградам, покажет самое ближайшее будущее.

Однако долгожданные 10% не могут не радовать. Доступ к интернету - важнейший индикатор социального развития страны. Достаточно сказать, что он используется как одна из характеристик свободы доступа людей к информации в системе оценок Международной организации по правам человека.

Можно ли доверять этому результату? Сравним, например, результаты исследований ФОМ с данными другой авторитетной организации - КОМКОН. Недавно эта компания сообщила, что к началу 2003 г. Россия преодолела гораздо более низкий барьер - в 5 млн. пользователей сети. В чем же причина этих расхождений?

Чтобы понять, как измеряется аудитория и почему оценки столь различны, надо ответить на следующие вопросы: 1) каков период оценки; 2) кто считается пользователем; 3) сколько пользователю лет; 4) где он живет.

1. Прежде всего перейдем к оценкам за один и тот же период. По данным зимы 2002/2003 г., оценки ФОМ объема российской интернет-аудитории были на 1 млн. чел. ниже - 10,5 млн. человек.

2. Далее, разберемся, кого компании-исследователи записывают в пользователи. ФОМ подсчитывает число тех, кто пользовался интернетом хотя бы раз за последние полгода (шестимесячная аудитория). Этот показатель взят за основу для того, чтобы сделать возможным сопоставление данных ФОМ по России с данными компании Nielsen//NetRatings Inc. (признанного мирового лидера на рынке исследований интернета) по десяти странам мира. КОМКОН говорит об активной (среднемесячной) аудитории сети. Видимо, речь идет о тех, кто пользовался интернетом хотя бы раз за последний месяц. У ФОМ этот показатель называется месячной аудиторией. Зимой 2002/2003 г. она была на 2,8 млн. человек меньше, чем шестимесячная, то есть составляла 7,7 млн. Разница между оценками в 5 и 7,7 млн. человек хотя и велика, но уже не кажется столь разительной.

3. Теперь о возрасте. В отчете ФОМ - только взрослые (от 18 лет и старше). В сообщении КОМКОН - подростки и взрослые (от 10 лет и старше). Таким образом, достигнутое нами хотя бы отдаленное сходство оценок вновь рушится: для сопоставления с данными КОМКОН к полученным ФОМ 7,7 млн. человек нужно добавить "интернет-подростков", а их, по разным оценкам, приблизительно миллион. Мы видим, что разрыв с оценкой КОМКОН (5 млн. чел.) вновь угрожающе приближается к двукратному.

4. Однако эта разница нивелируется, если уточнить, жители каких населенных пунктов являются респондентами. Данные ФОМ базируются на опросах городского и сельского населения России. В 203 городских и сельских населенных пунктах каждые две недели отбираются очередные 3 тыс. респондентов, и интервьюер посещает их на дому. Многоэтапная случайная процедура отбора обеспечивает репрезентативность опроса. В основу оценок для зимы 2002/2003 г. положены данные пяти опросов, с общим числом респондентов 15 тыс. Весной прошло шесть опросов, и респондентов в них было 18 тыс. КОМКОН же изучает аудиторию только в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Компания отобрала для исследования 60 таких городов.

То есть для адекватности сравнения следует вычесть из количества, полученного в исследовании ФОМ, приблизительно 2,5-3 млн. - месячную интернет-аудиторию в небольших городах и селах.

Итак, данные практически сошлись! Мы видим, что, если с определенной долей занудства разобраться в числах, социологию все же можно отнести к числу точных наук.

Теперь возвращаемся к итогам весеннего цикла исследований ФОМ.

Весенний отчет показал, что ряды отечественных пользователей сети растут довольно высокими темпами - примерно на один процентный пункт за сезон: осень 2002 г. - 8% (8,7 млн. человек), зима 2002/2003 г. - 9% (9,6 млн.), весна 2003 г. - 10% (11,5 млн.). В результате как по доле интернет-пользователей в населении, так и по их абсолютной численности Россия сравнялась с Бразилией. Хотя еще осенью прошлого года мы отставали от этой страны примерно на три процентных пункта, или на 3 млн. пользователей.

Диаграммы показывают, какое место занимает в результате сегодня наша страна на фоне десяти стран, замеры аудиторий в которых регулярно (каждый квартал) проводит компания Nielsen/NetRatings Inc.

Мы видим, что даже в относительном (процентном) измерении Россия теперь уже не одна, а вместе с Бразилией находится на последнем месте среди рассматриваемых стран, а в абсолютном (численном) измерении мы вместе с все той же Бразилией располагаемся ровно в середине списка.

Интересна структура сетевой активности. Девять из десяти пользователей (10,5 млн. человек) составляют трехмесячную, восемь из десяти (8,9 млн.) - месячную, более половины (6,4 млн.) - недельную, более четверти (3,2 млн.) - суточную аудитории интернета. (Последнее означает, что респондент был в сети не более чем за сутки до опроса.) То есть на территории нашей страны более 3 млн. человек - активные "юзеры". Это люди, ежедневно читающие электронную почту, просматривающие новостные или развлекательные сайты, участвующие в конференциях или делающие через сеть покупки.

Распространенность интернета различается по географии. Например, среди москвичей сегодня пользуется сетью каждый третий (33%), хотя еще осенью прошлого года таких было лишь 27%. На втором месте - Северо-Западный федеральный округ с 17% пользователей от общего числа населения. Однако, если мы берем Центральный округ без учета Москвы, то есть только область, у нас получается 7%. В Северо-Западном округе без учета Петербурга эта доля будет еще меньше. Этот разрыв между городом и периферией характерен для России.

Интересно взглянуть на данные о том, где люди заходят в сеть. На работе интернетом пользуется несколько более высокая доля россиян, чем дома, - 42% против 36%. Особенно велик разрыв между числом входящих во всемирную паутину с работы и из дома в Сибири (40% и 20% соответственно), в то время как на Дальнем Востоке он отсутствует вовсе (30% и 32%). Любопытно, что в Москве большинство пользователей подключаются к сети из дома. Это хороший знак, свидетельствующий о доступности цены трафика и о желании москвичей использовать интернет не только для работы.

Особенно высока доля пользователей среди россиян моложе 25 лет (28%), причем среди молодых москвичей она составляет 63%. Среди россиян с высшим образованием пользуется сетью почти каждый третий (31%), а среди москвичей с высшим образованием - более половины (53%).

Таким образом, наша страна сегодня занимает весомое место в ряду стран с развитой информационной инфраструктурой. Разумеется, полученные результаты не следует переоценивать: в России еще много мест, где если горит лампочка и течет горячая вода - это праздник. Однако показатели аудитории очень важны, причем не только с точки зрения развития интернета. Дело в том, что расширение информационной инфраструктуры, как локомотив, тянет за собой развитие в самых разных областях. Сеть создает такие условия, когда участник просто не может более скрывать ту или иную информацию. Доступно все, а если все доступно, выгодно ничего не скрывать. Следовательно, интернет способствует укреплению гражданских традиций в обществе. Далее, сеть позволяет пользователю играть на самых разных площадках, участвовать в самых разных процессах. Постепенно интернет вовлекает людей и организации в новые виды активности. А это двигает экономику. Кроме того, киберпространство - это рекламный рынок. Пока что он весьма невелик по сравнению, скажем, с телевизионным. Однако все впереди. Темпы развития рунета и, главное, качественные сдвиги в его наполнении вселяют все больше и больше оптимизма.

Полные результаты исследования можно посмотреть по адресу http://www.fom.ru/reports/frames/o0316061.html.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1435
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4048

Другие новости