0
6361
Газета Интернет Интернет-версия

17.09.2004 00:00:00

Онлайновые СМИ догнали газеты

Тэги: интернет, новости, газеты


Среди всех 57 категорий рейтинга Rambler’s Top100 раздел «СМИ/периодика» – вот уже много лет безоговорочный лидер по охвату аудитории и посещаемости. В настоящее время он насчитывает 1608 сайтов. В последние пять лет состав десятки крупнейших самостоятельных СМИ российского интернета по данным Top100 неизменен – это РБК, Lenta.Ru и Gazeta.Ru, их преследователи Dni.Ru, Strana.Ru, Grani.Ru, Utro.Ru, а также головные сайты «Известий», «КП» и «Независимой газеты». В среднем популярность крупных сайтов медийного сектора рунета за прошедшие пять лет возросла почти десятикратно.

До последнего года картина развития СМИ в интернете была чрезвычайно простой. Основных игроков медийного рынка можно было разделить на три группы: пионеры рунета (RBC.Ru, Lenta.Ru, Gazeta.Ru), последователи (Utro.Ru, Dni.Ru, Grani.Ru, Strana.Ru) и сайты традиционных СМИ (Izvestia.ru, Kp.ru, Ng.ru). Первым крупным онлайновым СМИ стало информагентство РБК. В августе 1998-го, когда для пользователей рунета (общее число которых тогда не превышало миллиона человек) самой важной информацией стал курс доллара, популярность РБК была сравнима с популярностью крупнейших российских поисковых систем. Весна 1999-го стала началом успеха первых онлайновых газет Gazeta.Ru и Lenta.Ru. По мере роста числа последователей или «трудных детей» трафик категории «СМИ/Периодика» в рунете постепенно дробился между все большим числом игроков, а доля лидеров потихоньку размывалась. Что же касается сайтов традиционных СМИ, то их звездным часом стал 2002 год, год их «второго рождения» – многие из них были созданы еще в 1997 г., но пребывали в своеобразном летаргическом сне. Однако уже с осени 2001 г. сайты «Известий» и «Комсомольской правды» входят в десятку крупнейших сайтов категории «СМИ/Периодика».

 


Условный индекс внимания к онлайновым СМИ за последние 5 лет, подсчитанный исходя из количества хостов.

 

В то же время они так и не смогли занять ведущее место в новостном секторе рунета. Возможно, дело в их изначальной ориентации на аналитику или как минимум комментирование событий, а не на их прямое освещение. Как показало многолетнее наблюдение за поведением интернет-аудитории, в случае событий большой важности люди идут за новостями не на сайты традиционных газет. Лишь утолив первый информационный голод, пользователи сети посещают «газетные» ресурсы, чтобы найти там объяснение прочитанного и услышанного.

Можно также заметить, что все значительные катастрофы последних лет, начиная с дефолта августа 1998 г., сопровождались ростом аудитории онлайновых СМИ. В последние три года пиковые значения аудитории и трафика образовали своего рода цикл, следуя друг за другом с промежутком приблизительно в 13 месяцев. Так, 27 августа 2000 г. пожар в Останкинском телецентре превратил интернет едва ли не в единственный источник оперативной информации. Следующий, еще более мощный пик трафика был вызван террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. Третий пик соответствует захвату заложников в ДК Шарикоподшипникового завода на Дубровке 23 октября 2002 г.

Такой же характер имеют пиковые значения аудитории и посещаемости секторов «Политика» и «Бизнес и финансы» рейтинга Rambler’s Top100. Это связано с тем, что в данных категориях лидируют политические и деловые разделы перечисленных выше сайтов. При этом, как отмечено в исследованиях КОМКОН-медиа, аудитория лидирующих интернет-СМИ как количественно, так и качественно близка к аудитории крупнейших российских деловых газет и журналов.

В 2003 г. главным событием для онлайновых СМИ вопреки ожиданиям стали не выборы в Государственную Думу РФ, а война в Ираке. Возможно, это вызвано известными ограничениями на предвыборную деятельность СМИ, погубившими активность газет в зародыше. Возможно – с вялой деятельностью политических партий, рассудивших, что интернет-аудитория слишком мала, чтобы использовать сеть в качестве канала влияния. Даже кооперативная операция онлайновых СМИ по привлечению предвыборных бюджетов, получившая название «Накликай Думу», закончилась с близкими к нулевым результатами. Политики предпочли «ящик».

К августу 2004 г. средняя суточная аудитория новостных сайтов выросла почти на 60% по сравнению с 2003 г., и теперь миллион человек в день является для медиаресурсов нормой. В общем трафике сети это порядка 15%, но в дни громких событий это число сразу вырастает вдвое. Последний рекорд был зафиксирован счетчиком Top100 3 сентября этого года, когда во время событий в Беслане общая доля сайтов категории «СМИ/Периодика» в трафике рунета составила более трети – 35%. Каждый третий посетитель сети в этот момент подключился к интернету затем, чтобы прочитать последние известия из Северной Осетии.

Помимо роста аудитории наблюдался и всплеск активности читателей. В дни катастроф они обращаются к онлайновым СМИ в среднем 12 раз в день против обычных 8. В 2003 г. после войны в Ираке трафик онлайновых СМИ вернулся к своему прежнему уровню только к концу апреля, в 2004-м «волна», поднятая выборами президента РФ и всей цепью сопутствующих событий, не до конца угасла даже в мае.

В 2004 г. заметно активизировались сайты ведущих телевизионных каналов. Разговоры об их неминуемом пришествии велись уже несколько лет, но только сейчас факт можно считать состоявшимся. Рост трафика ТВ-сайтов был почти двукратным, а аудитория сайтов Первого канала и программы «Вести» в отдельные дни превышает 50 тыс. человек в сутки. Правда, общий трафик категории ТВ составляет пока немногим более 1% от трафика рунета, десятикратно уступая «СМИ/Периодике».

Несмотря на то что в инфосфере по-прежнему доминирует телевидение, онлайн-СМИ прочно выходят на второе место. По данным Jupiter Research, уже в следующем году в США рекламные доходы сетевых медиа превысят рекламные доходы печатной прессы. Хотя в России этого пока не происходит, интернет все больше отвоевывает аудиторию у «традиционных» СМИ. Если происходит что-то действительно важное, люди ищут самые свежие известия в сети. Рынок онлайн-периодки становится все более конкурентным, и в ближайшее время борьба в этом секторе будет такой же жесткой, как и на рынке бумажной прессы. «Первой ласточкой» этого стало почти одновременное обновление двух крупнейших интернет-СМИ – Lenta.ru и Rambler Mass Media (наследник проекта Rambler Media), которые в преддверии нового медиасезона совершили редизайн, устанавливая для электронных медиа новые стандарты в области подачи информации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1453
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1658
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1765
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4075

Другие новости