0
1129
Газета Ислам Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

Кому нужна война на Северном Кавказе?

Марат Муртазин

Об авторе: Марат Фахрисламович Муртазин - ректор Московского исламского университета.


КАК ЭТО ни печально, но войны постоянно сопровождают человечество, они постоянно присутствуют в нашей жизни. Соответственно мусульмане задумываются о том, как трактует ислам вопросы войны и мира, что говорится в Коране о мире и правилах ведения войны.

Арабское слово "ислам" однокоренное со словом "салям" - мир, и мусульмане приветствуют всех независимо от их национальности и вероисповедания словами "Ассаляму алейкум" - "Мир вам!", ибо это и есть предписание Всевышнего людям. Более того, Ас-Салям - "Мир" - это одно из имен самого Аллаха.

Но как же быть, если враги приходят в наши дома, убивают наших детей, грабят наше имущество? В этом случае Всевышний предписывает мусульманам защищаться и сражаться со своими врагами. "А если не отойдут они от вас и не предложат вам мира, и не перестанут нападать на вас, то хватайте их и убивайте, где бы вы ни обнаружили их. Предоставили Мы вам право полное сражаться с ними" (Коран, сура 4, 91 аят).


ТЕРРОРИЗМ И БАНДИТИЗМ

Сегодня российское общество вплотную столкнулось с проявлениями жесточайшего терроризма и бандитизма. Я говорю о российском обществе, подразумевая и мусульманскую умму, которая является ее неотъемлемой частью. От этого прежде всего страдают чеченцы, дагестанцы, ингуши, т.е. мусульмане, но только после того как волна взрывов докатилась до Москвы, начались активные действия против терроризма.

Но в любом случае именно мусульмане ощущают на себе волну акций по борьбе с преступностью, которые проводятся властями как на общероссийском, так и на региональных уровнях. Сегодня, когда идет фактическая война в Чечне, проверки документов, регистрации, проверки квартир нацелены только на представителей определенных национальностей, некоторые исламские учебные заведения лишают лицензий, подвергают проверкам, закрывают.

В последнее время часто стала звучать фраза, что "преступники не имеют национальности, не имеют веры". Я категорически не согласен с этим. Преступники, бандиты, террористы есть среди представителей разных конфессий, но это не означает, что весь народ или вся религиозная община, и тем более религиозное вероучение, виновны в их преступлениях. Ислам категорически осуждает убийства, грабежи, воровство, насилие. Более того, в Коране четко регламентируются виды наказания за те или иные преступления.

К величайшему сожалению, в России сложилась такая ситуация, когда официальные структуры перестали контролировать целые регионы, где сконцентрировались "солдаты удачи" совершенно различных мастей, в том числе и мусульмане. Вооруженные группировки стали очень активно действовать на волне победы Чечни в первой войне с Россией и выступили за отделение всего Северного Кавказа под знаменем "воинствующего исламизма".

С началом демократических преобразований в нашей стране открылись широкие возможности для духовного возрождения мусульман. Миллионы людей разного возраста, социального положения, уровня образования устремились в мечети, стали возникать многочисленные кружки, медресе, средние и высшие учебные заведения. Обращение к религии для многих стало неизбежным. И здесь проявилась острейшая проблема в мусульманской умме России: отсутствие грамотных имамов-проповедников, ученых-богословов, знатоков шариата и других исламских наук. Все взоры тогда обратились за границу в надежде, что из арабо-мусульманского мира нам принесут истинные и чистые идеи ислама. К сожалению, процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей оказался для нас очень болезненным.

К нам ринулись тысячи проповедников и наставников, вооруженных не только крайне опасными идеями, но и финансовыми средствами.

Я далек от того, чтобы обвинять все зарубежные исламские организации. У российских мусульман есть богатый опыт плодотворных взаимоотношений с благотворительными и культурно-образовательными фондами, правительственными организациями, среди которых Российский благотворительный фонд Ибрахима бен Абдулазиза Аль-Ибрахима, Комитет мусульман Азии, Управление по делам религии Турецкой Республики. В их деятельности чувствуется искреннее желание оказать всяческую помощь российским мусульманам, поддержать духовные учебные заведения, принять участие в восстановлении и строительстве мечетей.

Сегодня кризис проявился в основном на Северном Кавказе, но не следует думать, что опасности экстремистских проявлений нет в других регионах. Практически во всех регионах европейской части России, где компактно проживают мусульмане - Татарстан, Башкортостан, Поволжье, Мордовия, Нижегородская, Пензенская и другие области, существуют предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций.

Основным средством, с помощью которого можно противостоять распространению экстремистских и радикальных идей среди российских мусульман, является подготовка высокообразованных имамов, богословов, преподавателей, обладающих широким спектром как религиозных, так и светских знаний. Сегодня, к сожалению, в России учебных заведений, которые могли бы готовить таких специалистов, очень мало.

Важно, чтобы призыв к исламу противостоял вызову, который бросают нам сегодня воинственно настроенные проповедники вооруженного джихада и экстремизма. Я думаю, что наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы ислам распространяли те проповедники-имамы, которые выросли и получили воспитание в нашем обществе. Необходимо создать исламские университеты и институты с государственным финансированием, с учебными программами, соответствующими государственным стандартам, с дипломами, признаваемыми государственными учреждениями, и тогда не останется места для центров подготовки "исламских" террористов.


ВАХХАБИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Термин "ваххабизм" введен в научный оборот западными исследователями, а сами последователи учения Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба (1704-1792) называют себя салафитами, т.е. теми, кто следует примеру первых поколений мусульман. В научных справочниках ваххабизм определяют как религиозно-политическое движение, относящееся к исламу суннитского толка. В общественно-политической сфере ваххабизм проповедует социальное равенство, братство и единство своих последователей, выступает за строгое соблюдение традиций и морально-этических принципов и одновременно призывает к вооруженному джихаду как против неверующих и многобожников, так и против мусульман, отступивших от принципов раннемусульманского общества.

С самого начала ваххабизм столкнулся с неприятием и противодействием со стороны различных религиозных и политических сил. Поскольку ваххабизм стал господствующей идеологией зарождающегося государства саудидов - будущей Саудовской Аравии, против него прежде всего выступила Османская империя, которая тогда возглавляла исламский халифат и не хотела возвышения независимого государства в Аравии.

Изначально политическая активность ваххабитов встречала достаточно сильное сопротивление, так как его характерной чертой стала крайняя непримиримость по отношению к немусульманам, и особенно к последователям других течений и толков ислама. Для ваххабита мусульманином является только ваххабит. Все остальные - это погрязшие в грехе и разврате многобожники и кяфиры.

На сегодняшний день ваххабизм официально перестал быть идеологической основой Королевства Саудовская Аравия, которое в течение последних двух десятилетий сделало значительный шаг по секуляризации государственного устройства. Тем не менее в государствах Аравийского полуострова и Персидского залива существуют очень много организаций, которые гласно или завуалированно поддерживают ваххабизм в его самых крайних проявлениях, особенно там, где существуют конфликты и военные действия.


ВАХХАБИЗМ В РОССИИ

Сегодня тот факт, что идеи ваххабизма и других подобных течений распространены среди российских мусульман, невозможно отрицать. Люди, выступающие за установление "исламского" порядка, ратующие за войну с неверными-кяфирами, обвиняющие своих же братьев-мусульман в многобожии, есть и в Татарстане, и в Башкортостане, и в Центральной России, и, конечно же, больше всего их на Северном Кавказе.

Сегодня очень важно, чтобы российское государство, его граждане, в том числе и мусульмане, СМИ правильно определяли то, что называют ваххабизмом. Прежде всего нельзя ставить полного знака равенства между ваххабизмом и терроризмом и бандитизмом. С террористами и бандитами следует бороться силой оружия, а ваххабизму как идеологии следует противопоставить другие идеи, которые будут близки по духу и содержанию российским мусульманам как на Северном Кавказе, так и во всех других регионах.

Мусульмане России хотят порядка в своей стране, хотят иметь сильную власть, которая могла бы защитить их от бандитов и террористов, от внешних врагов, они хотят иметь такое правительство, которое обеспечивало бы им возможность честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь и не ущемляло бы их право на свободу вероисповедания. Поэтому мы поддерживаем меры, направленные на уничтожение любых вооруженных бандитских и террористических формирований, которые угрожают мирной и спокойной жизни мусульман.

И наконец, в последнее время во многих публикациях, посвященных проблемам взаимоотношений с мусульманами, стали упоминать теорию межцивилизационного столкновения Самюэля Хантингтона. Не случайно эта теория была обнародована в 1993 году. Вспомним, что до того времени существовала "империя зла" - Советский Союз.

После того как противостояние США и СССР закончилось в связи с исчезновением последнего, на первый план стали выдвигать образ нового врага американцев и всего мира - воинствующего мусульманина. Западные средства массовой информации буквально заполонили сообщения о многочисленных преступлениях, совершаемых мусульманами в различных концах света. И самое ужасное, что и в нашей стране телевидение, радио и газеты стали повторять все, что диктуют им с Запада.

К сожалению, кому-то сегодня очень нужна война. Кому-то нужно продавать смертоносное оружие, натравливая брата на брата и зарабатывая на этом огромные барыши. Только очень жаль, что театром военных действий становится наша великая многонациональная и многоконфессиональная Россия. Очень жаль, что губительная теория Хантингтона проходит практическую проверку в нашем обществе. В исламе, как и в других ниспосланных Всевышним религиях, нет идей терроризма, призывов убивать неповинных людей, напротив, в Коране убийство одного человека приравнивается к уничтожению всего мира. Очень хочется надеяться, что мы в России сегодня найдем в себе, в своих душах мудрость и силу для того, чтобы не превратить великую страну в полигон испытания и апробации теории "межцивилизационного" столкновения, в театр военных действий, результатом которых станет гибель не только нашего государства, но и целых народов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1673
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4091

Другие новости