0
2141
Газета Ислам Интернет-версия

26.04.2000 00:00:00

Юбилей по лунному календарю

Абдул-Вахед Ниязов

Об авторе: Абдул-Вахед Ниязов - депутат Госдумы, председатель ОПОД "Рефах"


ДВУХТЫСЯЧНЫЙ год сам по себе является очень большой и важной вехой в мировой истории. Начинается новый век, новое тысячелетие. Есть в этом году свой юбилей и у российских мусульман. В наступающем году исполняется 1400 лет по мусульманскому летоисчислению с момента начала проповеди ислама на территории РФ, которое было положено прибытием в г. Дербент acxaбов (сподвижников) пророка Мухаммада, огласивших словами азана и намаза ту землю, которая сегодня является территорией Российского федеративного государства. Еще в 1989 году вопрос об общенациональном праздновании этого события был поставлен перед Михаилом Горбачевым народными депутатами СССР: Патриархом Московским и всея Руси Пименом, Василем Быковым, Чингизом Айтматовым, шейх-уль-исламом Паша-заде и другими. По поручению президента СССР ученые подсчитали тогда, что точная дата исторического юбилея приходится на 2000 год.

Мусульмане ведут свое летоисчисление с начала хиджры (перехода) пророка Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину (622 год по григорианскому календарю). Отсчет времени по хиджре был введен во времена правления халифа Омара спустя 12 лет после этого события, ставшего центральным в мусульманской священной истории. Мусульманский год состоит из 12 лунных месяцев, каждый из которых занимает четко зафиксированный временной интервал - 29 суток, 12 часов, 45 минут и 15 секунд. Таким образом, в одном месяце может быть 29 или 30 календарных дней, и, следовательно, один год хиджры короче европейского года на 11 дней. Недавно, с 4 на 5 апреля, мусульмане отметили новый, 1421 год хиджры.

Нет нужды говорить о том, что 1400-летний юбилей имеет огромное значение и в истории ислама, и в истории России. Поэтому и праздновать 1400-летие ислама в России будут не только российские мусульмане, но и вся мировая исламская община. Значение этого события в российской истории помогает нам понять все богатство и многообразие духовных компонентов уникальной российской цивилизации, ставшей своеобразным синтезом Востока и Запада, Европы и Азии. Религиозная традиция ислама является одним из таких компонентов, создающих неповторимый культурно-исторический облик России, она органично существует на российской земле, не будучи чем-то чуждым или привнесенным извне. Празднование 1400-летия начала исламской проповеди в РФ помогает российским мусульманам глубже и острее ощутить духовную связь с Россией, своей родиной, осознать свое место в российской истории. Что же касается православных, буддистов, представителей других российских традиционных конфессий, то им такой юбилей даст возможность больше узнать об исторической судьбе ислама и России, о российских мусульманах.

Объективно же празднование 1400-летия ислама в России при хотя бы минимальной поддержке нашего государства и центральных СМИ может повысить уровень толерантности в нашем обществе, содействовать укреплению дружбы, повышению взаимопонимания между всеми народами и конфессиями РФ. Празднование 1400-летия начала исламской проповеди повысит и международный престиж России, что было бы очень полезно в контексте не вполне благоприятной внешнеполитической ситуации, складывающейся вокруг нашей страны из-за трагических событий в Чечне. Не случайно, к примеру, что одним из мероприятий, посвященных 1400-летию ислама в России, будет совещание мусульманских парламентариев Европы, которое планируется провести в июне этого года в Москве по инициативе движения "Рефах". В этом мероприятии должны будут принять участие представители высших органов законодательной власти из России, Турции, Болгарии, Азербайджана, Греции, Германии, Франции, Нидерландов, ряда других стран.

Казалось бы, если празднование 1400-летия ислама в России имеет столь позитивное значение, то есть все основания для того, чтобы отметить юбилей на государственном уровне. Однако, к сожалению, не все обстоит так просто и очевидно. В последнее время в ряде центральных СМИ, в том числе и в "НГ", появился целый ряд публикаций, в которых настойчиво муссируется тезис, что никакого 1400-летия ислама в России на самом деле нет и отмечать эту дату не нужно и даже вредно.

Аргументация этих тезисов поражает своей натянутостью и предвзятостью. К примеру, говорят о том, что асхабы пророка Мухаммада, прибывшие в Дербент, были "разведчиками" и их появление никак не отразилось на жизни жителей города. "Исламизация" же региона, по мнению сторонников такого рода утверждений, началась "значительно позже".

Распространяются утверждения о том, что сам временной отрезок в 1400 лет определяется по мусульманскому летоисчислению, которое не совпадает с григорианским календарем. А отмечать какие-либо юбилеи по своему летоисчислению мусульманам в преимущественно немусульманской стране якобы не к лицу. Но самое удивительное, что есть люди, которые высказываются в том духе, что ничего хорошего в этом юбилее нет, поскольку асхабы пророка, принесшие ислам на территорию, составляющую сегодня российское государство, на самом деле были "арабскими агрессорами". Такого рода утверждение позволяют себе люди, считающие себя мусульманами.

Все эти аргументы стоит, конечно же, разобрать по отдельности. Во-первых, мы, мусульмане, не мыслим в таких категориях, как "обращение в ислам", "исламизация" и т.д., поскольку принятие или непринятие исламской религии является всегда свободным выбором каждого отдельного человека. С чисто религиозной точки зрения "принимать" ислам не могут народы или государства, это духовный акт каждой отдельной человеческой личности. Поэтому мы и празднуем не "принятие ислама" тем или иным народом или регионом, а именно начало проповеди мусульманского Откровения, которое является символическим рубежом в истории. И этот символический рубеж приходится именно на текущий год.

Во-вторых, празднование юбилеев по мусульманскому летоисчислению широко практикуется в России, в том числе и теми, кто сегодня выступает с критикой празднования 1400-летия. К примеру, не так давно отмечалось 1100-летие ислама в Поволжье по мусульманскому летоисчисленью! Тогда никто не призывал мусульман пользоваться исключительно григорианским календарем.

Что же касается утверждения об "арабских агрессорах", то даже вступать в полемику с этим тезисом как-то неудобно. Ведь если подходить с таким критерием, то в число "арабских асессоров" могут попасть не только мусульмане, пришедшие 1400 лет назад в Дербент, но и сам пророк Мухаммад, праведные халифы и его сподвижники.

Гораздо более интересен вопрос: Зачем все это нужно? Кому и почему мешает празднование 1400-летия ислама в России? Причин, на наш взгляд, здесь может быть несколько. С одной стороны, здесь проявляются нежелание и неготовность чиновников загружать себя излишними хлопотами, связанными с празднованием юбилея. Инерция чиновничьего мышления всегда препятствует реализации общественных инициатив. Другим печальным моментом может быть и крайне подозрительное и неблагожелательное отношение к исламу, культивируемое определенными политическими силами, средствами массовой информации. Для них игнорирование культурного и религиозного плюрализма российского общества давно стало своеобразным "правилом хорошего тона", индикатором входящих в моду шовинизма и ксенофобии.

Сравнивая кампанию, направленную на срыв празднования 1400-летия ислама в России, с тем, что мы уже видели в прошлом, нельзя не вспомнить аналогию с событиями двенадцатилетней давности, когда штатные атеистические пропагандисты изо всех сил пытались разукрасить самыми черными красками предстоящее празднование 1000-летия крещения Руси: говорили, что это затея реакционных сил, пособников империализма, что советскому народу не нужны такие юбилеи.

В начале перестройки Политбюро ЦК КПСС осознало все печальные последствия такой политики и приняло решение начать диалог с РПЦ, чтобы отметить важную историческую дату на государственном уровне.

Остается только надеяться, что сегодня, когда мы живем в демократическом государстве, а не при однопартийном идеологизированном режиме, здравый смысл снова восторжествует, и 1400-летие начала исламской проповеди в России будет отмечено как общенациональное торжество. Было бы очень позитивным шагом, если глава государства и первые лица страны посетили бы Дербент и приняли участие в праздничных мероприятиях. Туда же можно было пригласить и лидеров соседних мусульманских государств, которые не отказались бы принять участие в столь важных для судеб исламской цивилизации торжествах. Такое событие имело бы огромный внешнеполитический резонанс и продемонстрировало всему миру, что Россия возрождается и как великая страна, и, как справедливо отметил Владимир Путин, как христианско-мусульманская держава.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1696
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4121

Другие новости