0
1150
Газета Ислам Интернет-версия

28.06.2000 00:00:00

Партия интеграции ислама в современное общество

Мухаммед Салахеддин

Об авторе: Мухаммед Салахеддин - президент Исламского конгресса


ПОСЛЕ захвата власти большевиками начались гонения и террор в отношении всех инакомыслящих. К этой категории были отнесены и мусульмане, у которых была своя трагическая история взаимоотношений с новой властью. Мусульмане долгое время оказывали вооруженное сопротивление политике воинствующего атеизма во многих регионах бывшей Российской империи. Вначале было подавлено сопротивление в татаро-башкирских регионах, затем на Кавказе, а во время правления Сталина было окончательно решено и со Средней Азией. Вспоминается выступление Гейдара Алиева на проходившей в Баку в конце 1998 г. конференции "Ислам на Кавказе", где он подчеркивал, что в отношении борьбы с исламом применялись более изощренные технологии по сравнению с другими религиям.

После сталинских репрессий погибла основная часть образованного мусульманства. Но тем не менее в далеких кишлаках и горных аулах продолжалось в условиях глубокой конспирации под постоянной угрозой ареста обучение основам ислама и арабского языка по старым книгам дореволюционного издания.

С приходом Брежнева наметилось некоторое ослабление контроля властей по отношению к религии. В связи с этим в конце 60-х - начале 70-х годов произошел рост подпольных школ по изучению исламских наук. Только по Таджикистану в конце 60-х насчитывалось около тысячи учащихся. Такую картину трудно было представить в хрущевский период, не говоря уже о сталинском. Литература для обучения обычно тайно перепечатывалась в государственных типографиях или в учреждениях, имевших множительную технику. Попавшихся издателей и распространителей этой литературы привлекали к уголовной ответственности.

Изначально процесс обучения возникал хаотично. В различных мусульманских регионах страны инициаторами его были люди, получившие исламское образование еще с дореволюционного времени, а также их немногочисленные ученики. По мере роста учебных точек происходили процессы кооперации и взаимообмена методик преподавания. Это, в свою очередь, положило начало формированию неформальных мусульманских структур, которые из региональных перерастали в межрегиональные. Такая картина наблюдалась по всем мусульманским регионам бывшего СССР, при этом в каждом регионе она имела свою специфику, зависящую от объективных и субъективных факторов. В республиках Средней Азии в конце 70-х годов обучение уже, можно сказать, имело массовый характер, на Кавказе несколько меньше и было сконцентрировано преимущественно в Дагестане. Что же касается центральной части России, то здесь уже в начале 80-х была образована неформальная просветительская организация "Саф Ислам" со своими представительствами в различных регионах.

В середине 80-х уже была налажена взаимосвязь между перечисленными выше регионами бывшего СССР. Осуществлялись взаимные визиты, знакомство и обмен опытом. Проводились совместные мероприятия: например, во время каникул и отпусков мусульмане из разных регионов ездили на учебу в Среднюю Азию. Последнее происходило ввиду того, что среднеазиатские структуры были более организованы.

Во второй половине 80-х Михаил Горбачев начал проводить либеральную политику, названную перестройкой. Это, безусловно, повлияло на изменения по всей стране, в том числе у мусульман. В массовом порядке возникли различные общественные и политические организации. Впервые после семидесятилетнего перерыва они имели некоммунистическую направленность. Мусульмане и неформальные организации решили выйти из подполья на общественно-политическую арену.

После многочисленных встреч лидеров и представителей различных мусульманских групп было решено создать свою партию, которая могла бы лоббировать интересы 70-миллионной мусульманской уммы в бывшем СССР, представляя их интересы в парламенте, министерствах и ведомствах страны. В мае в г. Кизилюрте состоялось совещание, на котором присутствовали представители различных республик и областей. На нем было принято решение провести в Астрахани 9 июня 1990 г. учредительный съезд партии, которую решили назвать Исламской партией возрождения (ИПВ). Там же были определены члены оргкомитета по проведению съезда.

Оргкомитет направил заявку в администрацию Астрахани на разрешение провести съезд в назначенный день. Через неделю пришел ответ, где среди дежурных отписок указывалось на то, что в связи с наплывом беженцев из Армении город не в состоянии принять участников съезда. Несмотря на отказ местных властей приглашения уже были разосланы, и практически невозможно было дать задний ход, так как были приглашены люди из самых различных отдаленных населенных пунктов страны. Поэтому было принято решение съезд тем не менее провести.

В Астрахань прибыло до 300 делегатов из республик и областей Средней Азии, Кавказа и средней полосы России. Съезд начался в намеченный срок в зале одного из клубов города. Через два часа после начала съезда в зал вошел зам. начальника ГУВД Советского района города, который объявил о том, что данное собрание не санкционировано, и потребовал всем покинуть помещение, в противном случае он пригрозил применить силу для "наведения порядка". Делегаты не стали обострять ситуацию и вместо намеченных двух дней работы съезда сократили их до четырех часов. В спешном порядке провели все необходимые процедуры съезда, в результате был избран руководящий орган Маджлис Шура (Совет), председателем которого стал выходец из Дагестана Ахмад-кады Ахтаев. Его заместителем был избран Саид-Ибрагим Гадоев из Кулябской области Таджикистана.

На съезде определили концепцию к программе партии, а также приняли ряд важных организационных вопросов, среди которых было решено провести региональные конференции партии и создать координационный орган (исполком) в Москве.

Несмотря на запрет властей Таджикистана на проведение региональной учредительной конференции ИПВ она все же состоялась 6 октября 1990 г. в кишлаке Чортут Ленинского района. На конференции присутствовали 500 делегатов и гостей.

В Узбекистане весной 1991 г. во время проведения региональной учредительной конференции, в которой участвовало около 400 делегатов и гостей, в зал, где она проводилась, ворвались омоновцы. Всех участников препроводили в различные районные РУВД г. Ташкента. Через несколько часов почти всех освободили, но некоторые участники съезда были оштрафованы.

В других регионах страны межрегиональные конференции были немногочисленны, возможно, поэтому не были замечены властями, хотя в России дух демократии имел большую силу, чем в республиках Средней Азии.

Советский Союз, как известно, прекратил свое существование в декабре 1991 г., однако симптомы грядущего распада уже были очевидны для многих. Стали распадаться не только государственные общесоюзные структуры, но и общественные, в том числе это сказалось и на всесоюзной структуре ИПВ. Дисбаланс, порождаемый распадом СССР, умножил внутренние проблемы в Таджикистане, что побудило руководство республиканского филиала ИПВ создать самостоятельную партию ИПВТ, которая 26 октября 1991 г. с участием 657 делегатов и 310 гостей (включая зарубежных) провела свой первый съезд. В Узбекистане в то время усиливались репрессии против всей оппозиции. Получив независимость, Каримов начал устанавливать авторитарный режим в республике. Руководитель региональной структуры ИПВ Абдулла Утаев и его соратники были арестованы, местонахождение их до сих пор неизвестно. Лишившись поддержки своих среднеазиатских братьев, а также по ряду других объективных и субъективных причин, ИПВ распалась на различные религиозные, общественные и просветительские организации.

ИПВ не имела радикальной направленности, как ее пытаются представить некоторые журналисты и исламофобы в своих статьях. Руководители, возглавившие партию, никогда ни имели ничего общего с какими-либо радикальными действиями, и всю свою сознательную жизнь они занимались только изучением исламских наук и обучали основам ислама других. Совет ИПВ выступал за интеграцию ислама с окружающим обществом, отстаивая при этом попранные права мусульман и возрождение погребенных в эпоху воинствующего атеизма ценностей миролюбивого учения Всевышнего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2092
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4792
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2625
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3022

Другие новости