0
1312
Газета Ислам Интернет-версия

11.12.2001 00:00:00

Восток и Запад все дальше друг от друга

Тэги: атака, терроризм, антиислам


ТРАГЕДИЯ в США, произошедшая 11 сентября, показала нам, как хрупка демократия и беззащитны права человека в современном мире. Заявление президента США о намерении атаковать арабские центры; поджоги мечетей и арабские погромы в США и антиисламская истерия средств массовой информации продемонстрировали, что США и Европа готовы к ответным террористическим действиям, пусть пока на вербальном уровне.

Известный швейцарский ориенталист Ваанденбург в своем труде "Права человека, достоинство человека и ислам" указывает, что "Запад не любит альтернативных моделей, создаваемых в противовес западным, которые считаются универсальными, это убеждает нас в том, что Запад и мусульманский мир все дальше расходятся друг от друга".

Доказательства такой тенденции можно найти и во Всеобщей Декларации прав человека.

Несмотря на название "всеобщая", декларация не берет в расчет правовой опыт других народов, в частности мусульманских. Эта концепция, образно говоря, не имеет "зубов", то есть механизма реализации и защиты прав человека, в то время как исламская декларация имеет такой механизм в виде шариата и фикха. Наконец, западная концепция стимулирует индивидуализм. в ущерб коллективизму, концентрируется на правах, но не на обязанностях.

Отказ Саудовской Аравии ратифицировать Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, последовавший отказ ряда других исламских стран положили начало долгой дискуссии о сущности концепции и реализации прав человека в конкретных социумах.

Все, что исходит от Запада, будь то политические, правовые или гуманитарные инициативы, объявляется всеобщим, универсальным. Для мусульман эта универсальность ассоциируется с прозападной, а следовательно, с антиисламской политикой.

Сегодня мусульманские страны, даже наиболее экономически развитые, не принимают активного участия в принятии важных международных решений. Между тем неоспоримым остается тот факт, что в эпоху глобализации экономики, информации и культуры уже ни одна страна не может считать себя "отдельно взятой" и абсолютно независимой. Сегодня более, чем всегда, необходимо удерживать столь шаткое равновесие в мире и конкретно в информационном пространстве. Однако существует проблема соблюдения такого баланса.

На первый план начинает выходить имущественный ценз, то есть проблема недоступности новых технологий для малообеспеченных жителей Европы, США и стран Юго-Восточной Азии или большей части населения в таких странах, как Россия, Индия, Китай, многих государствах Африки и Латинской Америки. Сегодня мы можем наблюдать за тем, как формируется новое неравенство, ключевое в масштабах следующего столетия, - неравенство в доступе к информации.

Неравномерность распределения ресурсов в мире - природных, информационных, интеллектуальных,- актуализирует и активизирует процессы обмена этими ресурсами и соответственно коммуникации между различными регионами мира. Наличие коммуникации, то есть обмена информацией, необходимо для уменьшения конфликтности взаимодействия между государствами. Международные коммуникации - это обмен информацией между двумя или более людьми, пересекающий национальные и культурные границы.

Большинство современных мусульманских политиков и интеллектуалов понимают важность и необходимость поддержания мирового информационного пространства со своей стороны. Они полагают, что согласие неизбежно, что ислам демократичен по своей природе, что модернизация необходима при условии сохранения фундаментальных принципов ислама.

Ислам по своей сути является универсальной системой, он обращается к человечеству в целом, без различия рас, наций, пола, возраста, классов и языков. Как всякая универсальная мировоззренческая система, он содержит в себе собственное понимание прав человека. Более того, современные мусульманские теоретики и богословы заявляют, что концепция прав человека изначально содержалась в исламском учении. И действительно, в Коране говорится о равенстве, свободе выбора и веры, передвижений, праве на жизнь, на частную собственность.

Но, идя на демократические преобразования, правительства исламских государств вынуждены все же ограничивать свободы граждан, возвращая их в культурные и нравственные рамки шариата, в частности - в области массовой коммуникации.

Информационные технологии, обрушившиеся на современного человека подобно снежной лавине, стали неотъемлемой частью повседневной жизни всего человечества. Волна тотальной компьютеризации не обошла стороной и мусульманский мир. На сегодняшний день наряду с домашним адресом и номером телефона персональная электронная почта стала непременной составляющей информационной инфраструктуры обывателей в Саудовской Аравии, Малайзии, Иране, Пакистане и других мусульманских странах.

Однако у этого явления, несмотря на все его достоинства, есть и свои недостатки. Известно, что большое количество интернет-ресурсов не отвечает принципам исламской морали, и поэтому их использование по шариату является недозволенным. В связи с этим остро встал вопрос: как оградить пользователей мировой паутины от выхода за пределы дозволенного Всевышним? Но вопрос этот решаем - уже сегодня показателен опыт многих стран, добившихся хороших результатов на пути решения проблемы нравственности в интернете. Однако существуют и "внешние" препятствия на пути создания мирового информационного поля.

По словам тегеранского ученого Сариогалам, "скорость развития и западные коммуникации не оставляют исламской цивилизации возможности конкурировать с Западом".

Это ли не есть нарушение столь важного баланса мирового информационного пространства?

В политических и академических кругах США уже созрело предвидение надвигающегося основного социального противоречия, конфликта в американском обществе, да и в остальном мире - не расового, не между трудом и капиталом, но между социальными слоями, один из которых обладает знаниями, а другой - нет. Поэтому на Западе активно разрабатывают и обеспечивают реализацию программ информационно-технического развития населения, создания национальной информационной инфраструктуры. Безусловно, существует необходимость обеспечения подобных процессов и в мировом масштабе.

Мы живем в такое время, когда информационное поле разрастается до планетарных масштабов. Под гнетом социальных перемен, под огромным грузом самой разной информации, различных информационных потоков у людей меняется сознание.

Новая информационная философия еще впереди, а пока - полный хаос. Но, как известно, именно хаос и порождает определенность. И поэтому нам остается только ждать. И мыслить. Но очень хотелось бы не остаться, как говорил классик, "в стороне от столбовой дороги" цивилизации. Более того, думается, что Россия, в силу своего геополитического характера и евразийской специфики, могла бы выступать центром, позволяющим установить равновесие между Западом и миром ислама.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1643
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1753
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4057

Другие новости