Владимир Путин объявил о конституционной реформе в январском Послании Федеральному собранию. Фото Reuters
Президент РФ 15 января 2020 года выступил с очередным Посланием Федеральному собранию. Владимир Путин предложил укрепить внешнюю и внутреннюю устойчивость страны принятием ряда поправок к Конституции. Ключевые изменения сразу и были названы.
Во-первых, приоритет российских законов над нормами международного права. Во-вторых, запрет зарубежного гражданства или вида на жительство для всех государственных деятелей и чиновников. В-третьих, единая система публичной власти и, в-четвертых, Госсовет. В-пятых, выдача Госдуме права назначать главу правительства, чтобы президент его лишь утверждал, а также изменение порядка назначения членов кабинета. В-шестых, передача президенту полномочий в отношении назначений председателей высших судов, всех прокуроров и силовиков после консультаций с Советом Федерации. В-седьмых, сокращение числа членов Конституционного суда (КС) с одновременным наделением его возможностью по запросу президента останавливать принятие любого закона.
Среди уже более мелких предложений Путин согласился с теми правоведами, которые критикуют уточнение «подряд» в норме об ограничении президентской легислатуры двумя сроками и предлагают это слово убрать.
Чтобы соблюсти юридическую чистоту новаций, президент предложил провести их через общероссийское голосование, но не референдум.
Из-за произошедшей тут же отставки премьера Дмитрия Медведева недооцененным осталось решение президента уже 15 января сформировать рабочую группу по поправкам к Конституции, в которую вошли как очевидные эксперты, так и явные представители народа в виде артистов и спортсменов. Но этому органу не пришлось долго думать о том, с чего начинать, – 20 января Путин внес в Госдуму проект закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Депутаты тоже медлить не стали, утвердив его в первом чтении уже 23 января, после чего открылось что-то вроде народного обсуждения.
По его итогам было решено написать в Конституции о Боге и традиционной семье, защите детства и домашних животных, русском народе и языке. Появилось множество общих социально-экономических норм, а еще были придуманы некие федеральные территории, сенаторы вместо членов СФ, пожизненные места в верхней палате для экс-президентов и пр. Но по поводу распределения полномочий в треугольнике президент–парламент–правительство прежней эйфории уже не осталось. Как оказалось, ни одного из решений никакая власть без одобрения главы государства принять не сможет.
Более того, наступило понимание, что на самом деле Путину передается еще больший объем именно формальной власти. То есть все то, что он прежде делал де-факто на основании статуса некоего лидера нации – менял судей, прокуроров и министров, инициировал любые законы и т.д., – теперь записывалось в Конституции де-юре. Возник вопрос, зачем это нужно президенту, который пребывает в Кремле последний срок.
Ответ 10 марта было доверено озвучить депутату Госдумы от «Единой России» Валентине Терешковой. Она предложила не «крутить и мудрить», а прямо разрешить Путину избираться президентом и дальше, а для этого либо вообще отменить всякие ограничения, либо указать, что на него они не распространяются. Одновременно единоросс Александр Карелин высказался за поправку о праве Госдумы распуститься в связи с изменением Конституции. Гасить эту как бы политическую турбулентность в Госдуму приехал лично Путин. Он оставил депутатов на прежних местах, по поводу себя уточнил, что предполагаемое обнуление сроков вплоть до 2036 года еще до плебисцита должен утвердить КС.
Хотя власть и видела приближающийся паровоз эпидемии, попытку перебежать прямо перед ним она предприняла. 11 марта Госдума провела третье чтение, а во второй половине дня уже проголосовал Совет Федерации. За 12 и 13 марта одобрить закон Путина успели все 85 регионов, 14 марта под ним стояла его подпись, которую только и ждал КС, высказавший свое одобрение 16 марта. 17 марта президент подписал указ об общероссийском голосовании 22 апреля, но уже 25-го числа был вынужден перенести плебисцит на неопределенный срок.
Страна ушла на самоизоляцию, в ходе которой агитация за будущие нормы Основного закона не прекращалась. Власть упирала на социальные и гуманитарные поправки, оппозиция ополчилась на обнуление. Однако среди противников поправок произошел раскол: большая часть несогласных выступила за бойкот, меньшая – организовала кампанию «Нет!», а КПРФ и вовсе решила бороться самостоятельно.
Новой датой голосования было объявлено 1 июля. В условиях эпидемиологических ограничений ЦИК РФ разрешил начать некое многодневное голосование уже с 25 июня. Причем не только на избирательных участках, а где угодно – у подъездов домов и на остановках, в скверах и багажниках автомобилей, на перекрестке двух дорог и между тремя соснами. По-настоящему народным мемом стало голосование на пеньках. По итогам плебисцита ЦИК сообщил, что за одобрение Конституции высказалось почти 78% от пришедших. То есть Путин получил как бы даже более широкую поддержку, чем в 2018 году. 3 июля он подписал указ о вступлении поправок в силу с 4-го числа.
Осенью пошла работа по приведению в соответствие с Конституцией законодательства страны. И тут же выплыли сюрпризы в виде непонятно зачем создаваемой федеральной территории Сириус или максимально широко сформулированной неприкосновенности бывших президентов. А вот эксперимент с назначением через Госдуму нескольких министров себя не показал. Процедура, может быть, и ставшая по форме более публичной, по содержанию осталась прежней – загодя срежиссированной рутиной.
комментарии(0)