Более 500 иностранных компаний прекратили свой бизнес в РФ в 2022 году, но многие продолжили работу. Фото Михаила Метцеля/ТАСС
Полувековая политика Советского Союза и новой России по экономической интеграции с Западом закончилась в 2022 году практически полным разрывом хозяйственных и торговых связей. Шоковая хирургия разрыва экономических отношений завершила целую эпоху в связях с Германией и другими европейскими странами. В начале марта Еврокомиссия предложила план ускоренного отказа от российских энергоносителей.
В результате «Газпром» сократил экспорт газа в дальнее зарубежье с начала года на 45%. При этом доля российского газа в Европе сократилась с 35 до 7,5%, сообщил президент Франции Эмманюэль Макрон. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Европа дошла до абсурда в своем желании избавиться от зависимости от газа РФ, в результате став привязанной к поставкам американского сжиженного природного газа (СПГ).
Разрыв экономических связей со странами Запада затронул не только поставки природного газа, но и другие сферы: большинство имевших дело с РФ западных компаний покинули российский рынок и прекратили поставки товаров в нашу страну.
Символами разрыва экономических связей с Евросоюзом стал скандал с ремонтом газовых турбин для «Северного потока – 1», отказ европейцев от запуска полностью построенного «Северного потока – 2», а потом и подводный подрыв труб обеих магистралей вблизи датского острова Борнхольм в ночь на 26 сентября 2022 года.
Сигналом к началу экономической войны со странами Запада стало начало Россией специальной военной операции на территории Украины 24 февраля 2022 года. Одной из первых реакций Запада стала заморозка российских активов. Так, с конца февраля ЕС утвердил решение о замораживании активов Центробанка РФ. «Запрещаются операции, связанные с управлением резервами, а также активами Центрального банка России, в том числе операции с любым юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по поручению Центрального банка России», – говорилось в документе Евросоюза.
А в начале марта США выпустили директиву, запрещающую американцам любые транзакции с Банком России, Минфином и Фондом национального благосостояния (ФНБ). Аналогичные решения приняли Великобритания, Япония, Канада и Швейцария.
В результате этих санкций Россия лишилась доступа к почти половине своих золотовалютных резервов. «У нас общий объем резервов около 640 млрд долл., около 300 млрд долл. резервов теперь находится в состоянии, в котором мы не можем их использовать», – рассказывал в марте глава Минфина Антон Силуанов, добавляя, что оказалась замороженной и часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Замороженными оказались не только государственные, но и частные российские активы. Страны Евросоюза и «большая семерка» заморозили активы российских предпринимателей на 30 млрд евро. «За это время удалось заморозить 14,6 млрд евро из средств олигархов в Европе. Вместе с G7 это 30 млрд евро», – сообщал в конце сентября еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс. Только европейские страны заблокировали активов россиян, российских компаний и ЦБ на сумму 85,7 млрд евро. Большая часть этой суммы пришлась на Францию и Бельгию.
Разрыв экономических отношений с РФ был дополнен санкциями против части российских банков. С марта российские банки ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, ВЭБ. РФ были отключены от системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT. Позднее под санкции попали Сбербанк, Московский кредитный банк, Россельхозбанк. А платежные системы MasterCard и Visa и вовсе приостановили работу в России, в результате чего банковские карты, выпущенные в РФ, перестали действовать за границей, а иностранные, наоборот, – внутри РФ.
Однако российская финансовая система в целом выдержала санкционный удар. После введения санкций банковский сектор РФ продолжил работу благодаря Системе передачи финансовых сообщений (СПФС). А Национальная система платежных карт выполняет задачу по обработке всего российского трафика по платежным картам, рассказывали в регуляторе. Карты международных платежных систем, выпущенные банками, попавшими под санкции, продолжают работать внутри страны, как обычно.
С начала украинского конфликта несколько стран объявили, что закрывают свое воздушное пространство для РФ. Москва в ответ также закрыла свое воздушное пространство для ряда стран. В результате уже к 28 февраля действовало ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств в воздушном пространстве России.
После начала спецоперации и введения санкций против РФ западный бизнес стал массово покидать российский рынок. Часть компаний продала свой российский бизнес или передала его в управление российскому менеджменту. После февраля российский рынок в том или ином качестве покинуло или собирается покинуть свыше тысячи иностранных компаний. «Средний дисконт» при продаже иностранных компаний в РФ эксперты оценили в 70%.
По расчетам экспертов, потери иностранного бизнеса, который свернул свою работу в России, достигают 240 млрд долл. Наибольшие потери в стоимостном выражении понес бизнес из США – свыше 100 млрд долл., Великобритании – 78 млрд долл. и Германии – 51 млрд. Наибольшее влияние уход из РФ будет иметь для Финляндии (потери 2% ВВП), Швеции (1,5%), Великобритании (1,3%) и Дании (1%).
К концу года в правительственный список «недружественных стран» были включены 49 государств и 14 зависимых от Великобритании регионов. На долю «недружественных стран» к России приходится около 60% мирового ВВП по валютному курсу, или около 45% мирового ВВП по паритету покупательной способности. При этом на долю «недружественных стран» приходится более 70% мировых расходов на исследования и разработки (НИОКР). Поэтому потери России от разрыва экономических связей с «недружественными странами» измеряются не только непосредственным ущербом 2022 года, но и долгосрочным ущербом, который связан с технологической изоляцией нашей страны.