0
9352
Газета Главные итоги года Интернет-версия

26.12.2025 12:00:05

1. Контакты Трампа и Путина как главный драйвер международной политики

Американский президент расслышал аргументы из Кремля о первопричинах СВО

Тэги: сша, трамп, путин, международные отношения, политика, экономика, нато, ес, европа, сво, демократы, республиканцы, стратегия нацбезопасности


сша, трамп, путин, международные отношения, политика, экономика, нато, ес, европа, сво, демократы, республиканцы, стратегия нацбезопасности Разделяемые ценности предопределили сближение Трампа и Путина в уходящем году. Фото Reuters

Год назад 9 из 10 вопросов иностранных журналистов российским спикерам касались темы – выгоден Трамп России или нет. Однажды Путин дипломатично ответил, что нам все равно, пусть решает американский народ; нам сложно и с демократами, и с республиканцами, но разговаривать мы готовы с любым избранным президентом США.

Сегодня совершенно очевидно, что избрание Дональда Трампа радикально изменило всю международную повестку, олицетворением которой являются Урсула фон дер Ляйен и Кая Каллас с их маниакальной зацикленностью на санкциях, репрессиях, ужесточениях и конфискациях. Желательно – навсегда. В прошедшем году к ним присоединился канцлер Германии Фридрих Мерц, который добавил к антироссийской риторике действия по многократному наращиванию военного бюджета, милитаризации экономики ФРГ.

Американские демократы Байден/Харрис – политические братья/сестры нынешнего руководства ЕС. Ясно, почему так слаженно и односторонне звучали их голоса в первые три года СВО.

Трамп ненавидит демократов и Байдена лично. Было понятно, что конфликт новой администрации с демократами всех мастей неизбежен. И он случился на Мюнхенской конференции менее чем через месяц после инаугурации в Вашингтоне. Вице-президент США Джей Ди Вэнс разнес европейцев и организаторов конференции, обвинив их в антидемократизме, репрессиях против инакомыслящих и грубом вмешательстве в выборы (на примере Румынии). И задал вопросы: если мы – США и Европа – союзники, разве у союзников могут быть разные ценности? А если ценности разные, разве США стоит защищать чуждые, то есть европейские, ценности?

И весь год США реализовывали шаг за шагом приоритет своих американских ценностей. Апофеозом этого процесса стала публикация в конце ноября «Стратегии национальной безопасности США». В предисловии к ней Трамп указал на то, что добился от стран НАТО повышения расходов на оборону с 2 до 5% ВВП. Фактически американцы переложили на союзников по НАТО основное бремя расходов на собственные оборонные нужды, одновременно снизив их потенциал долгосрочного экономического роста и социального развития.

В Стратегии подчеркнута одна из целей США – восстановление европейской цивилизационной верности себе и западной идентичности. Как это созвучно Мюнхенской речи Вэнса...

Важным положением новой Стратегии явилась декларация принципа «гибкого реализма». В нем раскрывается намерение США развивать хорошие отношения и «мирные торговые связи» со всеми странами. При этом США отказываются навязывать другим государствам демократические или социальные изменения, которые в значительной степени отличаются от их собственной истории и традиций.

Самое главное в этой Стратегии – отсутствие формулировки о России как об острейшей угрозе, «ревизионистской державе», стремящейся подорвать международный порядок, что было указано в Стратегиях 2017 и 2022 годов.

США намерены восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией и стать посредником в управлении отношениями Европы с Россией. Имея в виду, что европейцы воспринимают Россию как экзистенциальную угрозу.

Про цели Украины в Стратегии сказано, что для нее важнейшим приоритетом является выживание в качестве жизнеспособного государства.

Такой текст не мог не заинтересовать Владимира Путина, который, судя по всему, не только его прочитал, но и воспользовался им на итоговой пресс-конференции, когда поставил под сомнение профпригодность генерального секретаря НАТО Рютте. Мол, если США, центральный компонент НАТО, не мыслит Россию врагом, как может позволить себе готовиться к войне с Россией генсек Североатлантического альянса.

Ценностная близость Трампа и Путина – отрицание глобализма, радикального либерализма, нелюбовь к современным институциональным демократам в США и Европе, подозрение к неконтролируемой миграции и просто традиционные взгляды на жизнь лежат в основе сближения позиций двух президентов. Трамп первым из западных лидеров захотел услышать от Путина про первопричины СВО (расширение НАТО, положение русских). И на этой основе он легализовал полноценные отношения с российским президентом, прервав своего рода блокаду, наложенную альянсом Байден–ЕС. Действительно, еще год назад руководителей Венгрии и Словакии всякий раз подвергали резкому осуждению и даже остракизму за визиты в Москву.

Представляется, что дипломатический прорыв Трампа–Путина в 2025 году дает повод с оптимизмом смотреть в 2026-й. Оставив в прошлом риторику об использовании в том числе ядерного оружия.


Читайте также


Ближайшая перспектива – рост ВВП России лишь на 0,9% в год

Ближайшая перспектива – рост ВВП России лишь на 0,9% в год

Анастасия Башкатова

Всемирный банк оценил последствия ужесточения денежно-кредитной политики

0
1638
Пять книг недели

Пять книг недели

0
519
Слишком правдиво

Слишком правдиво

Иван Задорожнюк

Образ действий политика в ракурсе его эскиза, портрета и профиля

0
444
В магическом кристалле

В магическом кристалле

Александр Павлов

Наследие поэтессы и художницы Анны Альчук ждет исследователей

0
161