Президент РФ привел на свою итоговую пресс-конференцию типичного представителя новой элиты. Кадр из видео с сайта www.kremlin.ru
Владимир Путин 15 декабря принял в Кремле от секретаря Генсовета «Единой России» Владимира Якушева рапорт об исполнении главного поручения президента РФ съезду партии в прошлом декабре. «890 участников СВО получили мандат», – доложил Якушев об итогах региональных выборов. По сравнению с 2024-м есть рост: тогда депутатами ЕР стали 304 участника СВО.
Год назад Путин предложил ЕР обратить внимание, по словам президента, «дополнительное», на программу «Время героев» и обеспечить организацию региональных аналогов федерального проекта. Мол, многие фронтовики, может быть, и могли бы укрепить сферу госуправления, но сами понимают, что их уровень недостаточный. «Ищите таких людей. Найдите их, помогите им образование получить, опыт получить соответствующий», – потребовал Путин. Он всегда подчеркивает, что «Время героев» – это его инициатива, ее смысл он видит в создании условий для появления новой элиты страны. Понятно, что ЕР будет позиционировать себя в качестве партии для героев в ходе большой избирательной кампании 2026 года, когда предстоит сформировать и Госдуму девятого созыва, и новые составы заксобраний в 39 субъектах РФ, то есть почти в половине регионов.
Президент на пресс-конференции 19 декабря о формировании новой российской элиты непосредственно вроде бы и не высказывался. Но, во-первых, подтвердил важность именно для себя дальнейшего развития проекта «Время героев». А во-вторых, показал одного из реальных героев. На «Прямую линию» Верховный главнокомандующий пригласил старшего лейтенанта Нарана Очир-Горяева – командира роты штурмовиков, уже награжденного медалью «Герой России». Очир-Горяев несколько раз выступил в роли собеседника Путина, который или обращался к нему напрямую, или просто его риторически упоминал. Судя по некоторым репликам президента, он был доволен устроенным сюрпризом. Успешный же командир, выросший из рядового шофера-добровольца, до встречи с Путиным был лишь в лейтенантском звании, хотя давно вышел из соответствующего возраста.
Станет ли Очир-Горяев очередным фронтменом новой СВО-элиты вслед, скажем, за полпредом президента в УФО Артемом Жогой? Или чаще на первые позиции будут выходить такие люди, как, к примеру, губернатор Тамбовской области Евгений Первышов, который ушел на СВО из депутатов Госдумы, куда он попал с должности мэра Краснодара. И благополучно победил в этом году на выборах. «Время героев» уже готовит второй поток, в каждом субъекте РФ работают свои аналоги. Сообщение о продвижении во власть каждого из выпускников сайт проекта завершает одинаково: «Ранее более 70 участников программы «Время героев» заняли новые должности».
Параллельно с кадровыми процессами идет и формирование идеологических постулатов для будущей российской элиты. Например, с размышлениями на тему «Кто мы?» выступил руководитель Управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев. Он изложил как стоящие перед Россией вызовы – достаточно достоверно описанные, так и необходимые, по его мнению, ответы на них. Сплоченный социум сможет противостоять попыткам расколоть общество, однако тогда надо укреплять его идеологически. А угрозу потери страной суверенитета можно купировать по-настоящему патриотическим воспитанием – системным, то есть с младых ногтей. Противодействие общемировому кризису семьи, который задел и Россию, требует тоже не столько материальных, сколько пропагандистских усилий. Опасность снижения доверия к властям следовало бы преодолевать через установление меритократии, с одной стороны, а с другой – большей эффективностью и лучшей управляемостью всего госаппарата.
Ответ же на универсальный вызов расчеловечивания, в том числе через виртуализацию самого человека, уверен Харичев, тоже должен быть именно совокупным. Это воспитание «человека будущего» на деятельном патриотизме, созидательном труде и служении, принципах командности и единства народов страны, а также на исконных семейных ценностях и традиционных нравственных нормах, настаивает Харичев. Замглавы того же управления администрации президента Борис Рапопорт продолжил эти мысли. Он предложил современную аналогию имперского идеологического постулата «Православие, самодержавие, народность». Вариант от тех политменеджеров, которые как раз и отвечают за кадровую политику Кремля, такой – «Суверенитет, традиционное общество, социальное государство».
Фраза выглядит слабее триады графа Уварова, но дело не в этом. Если идеологию будущей элиты придумывает действующая, то новой элиты, похоже, и не должно быть. Таковая вряд ли может быть объектом конструирования, поскольку она и есть субъект изменений – реформ или контрреформ, какой-нибудь Реформации или Реконкисты. Новая элита России, вооруженная идеологией, которая составлена из часто повторяемых президентом фраз, останется, судя по всему, все той же путинской, хотя и переодевшейся в цифровой камуфляж.

