|
|
Глава Минцифры Максут Шадаев пытался успокоить пользователей Сети, но помогало не всегда. Фото РИА Новости |
Жители российских городов в 2025-м столкнулись с ограничениями доступа к мобильному интернету. Это объяснялось соображениями безопасности и происходило во время атак дронов. В некоторых городах, особенно на юге, ограничения стали частью повседневности. Там уже заработал «белый список» интернет-сервисов, которыми можно продолжать пользоваться, когда мобильную сеть блокируют. Список опубликовало Минцифры, в него тогда вошли «Госуслуги», сервисы VK и «Яндекс», отечественные мессенджеры, маркетплейсы Ozon и Wildberries, видеохостинг Rutube и т.п.
В ноябре перечень расширили, добавив в него сайты некоторых госорганов и СМИ, «Почту России», Альфа-банк, РЖД.
Минцифры нередко выступало в ранее непривычной роли ньюсмейкера. Достаточно вспомнить поправки в законодательство, которые в Сети стали называть «закон Шадаева» – в честь главы ведомства. Закон был одобрен летом и вступил в силу 1 сентября. Он накладывает штрафы на граждан, которые умышленно ищут в интернете материалы из перечня экстремистских, опубликованного Минюстом. Также предполагается штрафовать тех, кто рекламирует VPN-сервисы, размер финансового взыскания для физических, должностных и юридических лиц колеблется от 50 до 500 тыс. руб. Сам министр цифровизации Максут Шадаев попытался успокоить тех, кого закон встревожил. По его словам, правоохранители должны доказать наличие умысла в поиске экстремистских материалов. Только тогда возможно наказание. Не всех это успокоило, ведь правоохранители в РФ обычно довольно легко справлялись с поиском доказательств.
В ноябре Минцифры пришлось разъяснять еще одно новшество – «охлаждение» сим-карт для россиян, вернувшихся из-за границы и пользовавшихся там роумингом. Им на 24 часа блокируется доступ к мобильному интернету («белый список» при этом актуален) и рассылке SMS. Работу сим-карты можно восстановить, авторизовавшись через капчу по ссылке от мобильного оператора или позвонив в кол-центр. Минцифры объяснило и эти меры соображениями безопасности: злоумышленники используют бесхозные сим-карты для управления беспилотниками.
Одновременно россиянам стало затруднительно пользоваться некоторыми привычными иностранными мессенджерами, например Whatsapp (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в РФ компании Meta). Это касается скорости отправки сообщений, фото и видео. Пользователи в некоторых регионах жалуются и на замедление работы Telegram. В Роскомнадзоре допускают полную блокировку Whatsapp в случае «невыполнения требований российских властей» и утверждают, что мессенджером пользуются для терроризма и вербовки террористов, а также для мошенничества. В декабре же регулятор заблокировал два других популярных мессенджера – FaceTime и Snapchat.
Ограничивать функции Whatsapp и Telegram стали еще летом. Почти недоступной или крайне проблематичной в России стала функция звонка через мессенджеры, которой годами пользовались многие граждане. Ограничения объясняли борьбой с сетевыми мошенниками, впоследствии решение подкреплялось данными соцопросов, согласно которым россияне приветствовали строгие меры. Параллельно государство стало активно внедрять альтернативный, созданный в РФ сервис MAX. Новый мессенджер принудительно устанавливается в смартфоны, им постепенно обязуют пользоваться в госучреждениях. В декабре Минцифры решило «постепенно» отказаться от подтверждения входа на «Госуслуги» с помощью SMS – в связи с «растущим числом случаев мошенничества». Гражданам рекомендовали устанавливать мессенджер MAX.
Тема мессенджеров и новых ограничений могла стать политической. Волну, в частности, еще летом стала поднимать «Справедливая Россия» и ее лидер Сергей Миронов. Он полагал, что речь идет об интересах мобильных операторов, которые желают установить монополию на связь. Однако этот порыв очень быстро сошел на нет. Скептиков и критиков, кажется, убедили в том, что альтернатива привычным мессенджерам есть, она называется MАХ и совершенно безопасна. Убежденные политики и чиновники стали заявлять, что перенесли свои блоги из Telegram на новую платформу.
Президент РФ Владимир Путин в интервью индийским тележурналистам заявил, что власти должны учиться пользоваться такими платформами, как Telegram. Это дало некоторую надежду противникам блокировок. Но было совершенно непонятно, дал ли тем самым глава государства сигнал энтузиастам тотального контроля над интернетом, указав, что они слишком рьяно приближают желаемое будущее, или же хотел стимулировать отечественные альтернативные разработки.

