НА СЕГОДНЯШНЕЙ полосе "Издательской жизни" оказалось сразу несколько юбилейных материалов. Издательство "Слово" уже отметило свой 10-летний юбилей, Дом детской книги - 50-летний. А вот в следующем году свое 70-летие отмечает крупнейшее учебное издательство России. Речь идет о "Просвещении", десятилетия бесперебойно снабжавшем школы страны учебниками и методической литературой. И несмотря на то что в последние годы прежнему монополисту пришлось потесниться, ибо на рынок пришли новые издатели учебной литературы, вполне бойкие, агрессивные и способные составить серьезную конкуренцию, похоже, "Просвещение" все-таки намеревается войти в новый век (и в свой восьмой десяток) с прежними рекордными показателями.
В этом году "Просвещением" уже выпущено 461 название учебной литературы на 2000-2001 г. общим тиражом более 38 млн. экземпляров. В перспективе издательство планирует начать выпуск общепедагогической литературы для педвузов, а также наглядных пособий как для начальной, так и для старшей школы. Практически вся литература уже скорректирована с учетом грядущего перехода школы на 12-летнее обучение. Идет постоянная работа не только с книгами, методиками и программами, но и с непосредственным потребителем учебников. В частности, об этом (и не только) говорил генеральный директор "Просвещения" А.П. Судаков на прошедшем недавно в издательстве совещании "Проблемы и пути обеспечения школьных библиотек и учащихся учебно-методической литературой издательства "Просвещение" в 2000 году".
Из названия ясно, что мероприятие было посвящено проблемам учебного книгоиздания и книгораспространения. Хорошо, что издатели вспомнили об этом в первой половине учебного года, когда школы в стране хоть и с грехом пополам, но получили необходимую литературу. О том, что ожидает нас в преддверии следующего сентября, нужно думать уже сегодня.
На совещание съехались посланцы регионов, городов и субъектов Российской Федерации. Методисты, учителя, книгораспространители Петербурга, Башкирии, Чувашии, Мурманска, Смоленска, Брянска, Твери, Саратова, Вологды и других городов вместе с работниками издательства, представителями крупнейших оптовых баз и полиграфкомбинатов вырабатывали новые стратегии рыночного поведения, решали, как и что делать в условиях растущих цен на бумагу и другие полиграфматериалы; как осуществлять доставку продукции в регионы и распространять там учебную литературу; как, наконец, удержать доступные цены на учебники, а, значит, и возможность сохранения нормальной общеобразовательной структуры по всей стране.
Все это, разумеется, неполный перечень поднимавшихся на совещании вопросов. Перед издательством стоят, в общем-то, ясные и в перспективе неизменные задачи. Их сформулировала исполнительный директор "Просвещения" Л.М. Узунова: выпуск необходимой литературы к 2000-2001 учебному году, ее распространение и увеличение объема продаж.
Выступления представителей "с мест" в основном были посвящены вопросам все еще недостаточного обеспечения регионов необходимой учебной литературой, сохранению доступной цены на литературу издательства и бесперебойному обеспечению школ учебниками, созданными и создаваемыми под новые учебные программы. Как видим, сочетание устремлений издательства и потребностей регионов делает возможным обоюдное и взаимовыгодное сотрудничество. При наличии некоторых необходимых условий.
Так, по словам Г.Д. Дементьевой (фирма "Ворота Севера"), торговая наценка на учебники сегодня не достигает максимальной отметки, что действительно позволяет сделать литературу "Просвещения" общедоступной. Директор Тверской оптовой книжной базы Е.П. Золотарев видит перспективу в складывающейся новой структуре книгораспространения взамен развалившейся старой. Само издательство ищет новые формы и возможности работы с регионами, свидетельством чего является постоянно увеличивающееся количество магазинов издательства "Просвещение" по всей стране. Издательство организовало собственную маркетинговую структуру, состоящую из нескольких звеньев - от отдела рекламы до магазинов "Книги "Просвещения", которых только в одном Татарстане насчитывается уже 34. В связи с развитием и расширением региональных связей важными становятся и информационное обеспечение деятельности издательства, доведение до потребителя необходимых сведений о проектах и новых возможностях "Просвещения". В Волгограде, например, выпускается газета, рассказывающая о новостях и новинках издательства, учебниках и программах. Такой подход обеспечивает и постоянную обратную связь. Издательство может оперативно отслеживать потребительские интересы и быстро реагировать на спрос со стороны потенциальных покупателей.
Заместитель генерального директора Смоленского полиграфкомбината А.А. Бронников отметил, что за последний год объем продаж вырос с 0,3% до 2,3%, в том числе благодаря отлаженной работе маркетинговой службы издательства. Представитель Саратовской области В.П. Мазлов сообщил, что удерживать в регионе стабильную цену на учебники позволяет творческий союз Института повышения квалификации, местного полиграфкомбината и фирмы "Интек".
Важно, однако, не просто решить вопросы оптовой торговли и согласованной ценовой политики. И потому еще одним объектом внимания собравшихся стало мелкооптовое и розничное распространение учебников. В России сегодня 67 тысяч школ и около 2 миллионов учителей, но далеко не в каждой школе знакомы с новыми учебниками издательства "Просвещение", и тем более мало кто из учителей имеет сегодня возможность знакомиться с новыми методиками и программами, не говоря уж о постоянном притоке литературы, методических пособий, элементарной информированности о педагогических новинках. Как сохранить издательскую цену для конкретного покупателя, как обеспечить книгами и информацией о них конкретных учителей, методистов, учащихся?
С этой целью "Просвещение" организует фирменные магазины, которые становятся учебными центрами, своего рода клубами для педагогов и всех неравнодушных к образованию нового поколения. В них проходят встречи с методистами, учителями, авторами, проводятся презентации и творческие встречи. Создание предметных каталогов издательства и их рассылка в регионы значительно повышают интерес к выпускаемой литературе. Кроме того, издательство рассылает сигнальные экземпляры своей продукции в институты повышения квалификации. Набирает обороты созданный в Твери Информационный центр учебного книгоиздания (см. "EL-НГ" #37 от 23.09.99).
Так что к юбилею-2000 "Просвещение" готовится загодя. Глядя за окно, так и хочется сказать: готовь сани летом, а учебник - зимой.