0
1358

27.07.2000 00:00:00

Liturgica taftiana

Тэги: литургия, Тафт, Византия


Роберт Ф. Тафт. Византийский церковный обряд. Перевод с английского А.А. Чекаловой. - СПб.: Алетейя. 2000, 158 с. Серия "Византийская библиотека / Исследования".

Предлагаемая читателю книга является весьма актуальной. Ее автор Роберт Тафт, католический священник, иезуит, вице-ректор Папского института восточных исследований, является крупнейшим на сегодняшний день знатоком истории византийского богослужения, чему особенно способствует прекрасное знание языков, включая и русский. Российский читатель не избалован современными научными исследованиями по литургике (дисциплине, изучающей богослужение). Редкое исключение, быть может, книга Александра Шмемана "Введение в литургическое богословие". Все, что можно найти в церковных лавках, это изложения современного состояния православного богослужения, а ведь до революции в области исторической литургики работали такие крупные специалисты, как А.Дмитриевский, В.Болотов, М.Скабалланович. Книга последнего "Толковый Типикон", несколько лет назад переизданная, и по сей день является прекрасным пособием для желающих получить общее представление об истории развития православного богослужения, даже несмотря на устарелость некоторых ее положений. Тем приятнее будет увидеть русскому читателю в работе Роберта Тафта ссылки на дореволюционные работы русских ученых, ведь для западного исследователя знакомство с русскоязычной научной литературой является весьма необычным. "Russica non leguntur"!

Итак, тот, кто возьмет в руки книгу Тафта, познакомится с самыми последними достижениями в этой области. Но пусть читателя, боящегося увидеть на страницах этого труда скучные, но чрезвычайно научные рассуждения, понятные лишь кучке специалистов, не отпугнет ее название. Автор - человек, влюбленный в византийское богослужение. Только такой человек мог написать следующие слова: "Сухое прагматичное описание византийского обряда не в состоянии показать его поэтического богатства, его силы или тесно сплетенного единства обрядовой церковной службы".

Книга, что редко совмещается в одном издании, будет полезна и тому, кто желает получить некое общее представление об основных этапах развития константинопольского богослужения, и тому, кто собирается серьезно заниматься этой дисциплиной. Здесь он найдет и очень обширную библиографию современных работ, и изложение существующих в этой области еще не решенных проблем.

Жанр, в котором написана книга, в конечном итоге можно было бы попытаться назвать фундаментальным введением или фундаментальным научно-популярным введением. Это, безусловно, книга для самых широких кругов читательской аудитории (в том числе и той, что не знает ни одного иностранного языка, кроме русского), но при этом написанная по всем законам научной монографии. С другой стороны, тем, кто желает найти подробное изложение истории византийского богослужения, стоит обратиться к другим работам Роберта Тафта, к сожалению, не переведенным, и монографиям, упомянутым в сносках, поскольку эта книга лишь намечает, обрисовывает общий контур развития богослужения, отмечает узловые моменты его, но не раскрывает подробно.

Помимо энциклопедичности своих знаний Роберт Тафт прекрасно владеет пером, страницы его книги пронизаны легким юмором. Учитывая, что на страницах русской научно-популярной и тем паче научной литературы даже небольшая толика юмора по отношению к описываемому предмету обычно подвергается остракизму и анафеме, особенно интересно встретить на страницах книги такие, например, пассажи: "Природные катаклизмы и ереси, являвшиеся бичом города в раннехристианский период его истории, если и не в одинаковых масштабах, то по меньшей мере с равными для богослужения результатами..." Или "... землетрясение, равно как и засуха, а также угрозы со стороны врагов побуждали население выходить на улицы, чтобы молиться о спасении. А если оно бывало даровано (как обычно и случалось), годовщина этой милости Божией ежегодно отмечалась богослужебными процессиями".

Ценна эта книга и еще одним вовсе не имеющим касательства к науке моментом. Для очень многих православных отношение к богослужебному обряду является весьма близким к "обрядоверию", а для другой части, скорее не церковной, хотя также считающей себя православной, обряд представляется чем-то ненужным и мертвым. Прочитав книгу, они скорее всего будут удивлены и тем, что обряд, оказывается, развивался на протяжении целых 15 столетий и каждая эпоха привносила в него что-то свое, и тем, что наше богослужение в современном виде сложилось в основном лишь к XVI веку, а появление отдельных элементов богослужения оказывается тесно связанным с конкретной исторической ситуацией. И уж тем более обряд - это не просто порядок и последовательность совершения каких-то действий, тяжкими оковами сковывающий религиозное чувство. Тафт подчеркивает, что одной из отличительных черт византийского обряда "является тесная взаимосвязь литургического символизма (обрядовой церковной службы), литургического обрамления (архитектуры, иконографии) и литургической интерпретации (мистагогии)".

Немного непривычной кажется для российского читателя терминология о. Роберта Тафта. Хотя книга и названа им "Византийским обрядом", но речь все же идет о константинопольском обряде, взаимодействующем с другими обрядами на территории Византийской империи. Непривычно и второе слово в заглавии - "обряд". Тафт вкладывает, следуя западной традиции, гораздо более широкий смысл в это слово и дает ему такое определение: "В современном смысле слова - связанный, унифицированный свод богослужебных обычаев, которому следуют все Церкви внутри единой церковной системы".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1525
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1730
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1835
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4179

Другие новости